19 сентября 2003
№ 37 (277)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Мнения 

Осенний марафон в правительстве

Не только выборами в маслихаты знаменательна политическая неделя. Пертурбации в правительстве - события не менее интересные и захватывающие. Всколыхнуло общественное мнение решение президента о реорганизации Министерства культуры, информации и общественного согласия, а также тот факт, что на пост министра внутренних дел назначено лицо гражданской “национальности”. Отсюда вопросы: чем грозит культуре обособленность и нуждается ли, в принципе, информация в отдельном министерстве, а также к чему может привести смешение гражданского и военного?..
Политические и общественные деятели Казахстана на нашей полосе представляют свои взгляды на осенние назначения в правительстве

Министр культуры: со скрипкой по жизни

Начнем, пожалуй, с культуры и информации. Напомним, что указом главы государства Министерство информации, культуры и общественного согласия разделено на два новых - Министерство культуры и Министерство информации. Сауытбек Абдрахманов назначен министром информации, а Дюсен Касеинов занял место министра культуры. Соответственно Мухтар Кул-Мухаммед освобожден от должности министра культуры, информации и общественного согласия. Надо сказать, при всем положительном единодушии наших респондентов в отношении создания Министерства культуры и личности Дюсена Касеинова рождение Министерства информации оптимизм вызывает далеко не у всех. Так, по мнению Сейтказы Матаева, председателя Союза журналистов Казахстана, если девяносто процентов СМИ республики находятся в частном ведении, зачем иметь отдельное министерство. Достаточно департамента или отдела, ведающего делами СМИ.
“Уже около полугода шли разговоры о том, что Министерство культуры надо отделить от Министерства информации. Это закономерный процесс. Однако зачем нам нужно Министерство информации, честно говоря, непонятно. Нужно быть честными: министерство всегда одеяло тянет на себя. К примеру, за новый закон о СМИ нам еще нужно бороться. Хотя мы со своей стороны на ПДС вносили замечания и пожелания, однако они почему-то так и не нашли своего отражения в законе. К чему иметь министерство, которое не приносит пользы журналисту?”
Такого же мнения придерживается и независимый журналист Сейдахмет Куттыкадам: “Мне непонятно, чем собирается заниматься это министерство, когда большинство СМИ не подчиняется ему. По-моему, такое министерство уже себя изжило. В принципе, на Западе вообще обходятся без каких-либо министерств и отделов. Регистрация СМИ там происходит где-нибудь на площади, а курирует работу журналистов общественный совет. К тому же новое министерство - лишняя трата денег налогоплательщиков. Министерство информации до сего дня все больше работало против СМИ, а не за, да и функций у него никаких не осталось. Что касается Министерства культуры, оно, конечно, нужно. Правда, в этой связи мне вспоминается один хороший анекдот из советского времени. Дело происходит в Чехословакии. Приезжий - советский гражданин, увидев на улице вывеску “министерство морского флота”, спрашивает у жителей: зачем вам это министерство, если вы не имеете выхода к морю. Те отвечают: послушайте, у вас в Союзе нет культуры, но ведь министерство-то существует! Я тоже считаю, что, по сути, культуры сейчас у нас нет, но министерство есть. Надеюсь, конечно, Дюсен Касеинов наведет порядок. Кул-Мухаммед был на этом посту личностью преходящей, серой, никогда не имел своей позиции, он делал только то, что ему приказывали. Мне кажется, его уход вполне закономерен”.
Политолог Нурбулат Масанов изменения в правительстве приветствует и считает их в целом позитивными. “Я считаю, что эти шаги будут способствовать большему вниманию со стороны государства к культуре. Хотя насколько это будет оптимально, сказать сейчас трудно, но фигура министра вызывает определенное уважение. Что касается бывшего министра, Мухтар Кул-Мухаммед все больше становился фигурой идеологической и политической, потому его отставка была предрешена. А словосочетание “общественное согласие” всегда звучало по-оруэлловски смешно и странно. Я думаю, советники должны были давно подсказать президенту отказаться от него”.
Депутат мажилиса парламента Казахстана Гани Касымов считает, что “культурная” реорганизация давно уже назрела. “Наша культура оказалась в кризисе и забвении, давно надо было обратить на нее внимание. А нынешний министр культуры Дюсен Касеинов - человек, несомненно, компетентный, и к его мнению прислушаются деятели культуры и чиновники. Он - лучший скрипач страны, он - директор консерватории, то есть он всю жизнь занимался культурой. Я считаю, что более достойной кандидатуры на этот пост не придумаешь”.
Евгений Жовтис, президент Казахстанского бюро по правам человека в Казахстане, к правительственным трансформациям относится достаточно положительно: “Мы, честно говоря, смешили весь мир наличием министерства общественного согласия. В результате этого разделения оно, наконец, пропало. Ну и, конечно, Министерство культуры - это одна сфера, а информации - другая. Но я противник любых министерств, которые занимаются средствами массовой информации. Зачем нужно Министерство информации? Если оно будет заниматься пиаром от имени государства, то зачем налогоплательщикам за это отдавать деньги? Министерством культуры можно ограничиться”.
Однако не все сегодня готовы однозначно лишиться Министерства информации. Противоположного мнения по этому вопросу придерживается Валентин Макалкин, депутат мажилиса парламента РК:
“Созданное Министерство информации, в принципе, призвано следить за соблюдением закона о СМИ - возможно, в этом и состоит сегодня его главная функция. Учитывая многоконфессиональность нашей страны, полиэтничность, выработка единой государственной политики необходима. Иногда все пускать на самотек тоже плохо. Вот, к примеру, что случилось с нашей экономикой? Посчитали, что все само по себе отрегулируется. Не отрегулировалось! Видимо, государству надо смелее возвращаться в экономику. Иначе мы не решим многих проблем. Информация также нуждается в определенном регулировании. Если отдать все в частные руки - ничего хорошего не выйдет”.
Нового министра культуры Дюсена Касеинова наш звонок застал в дороге - он направлялся на процедуру посвящения в должность. На вопрос, с каким чувством музыкант и общественный деятель принимает на себя обязанности главного “культуролога” страны, Дюсен Курабаевич бодро ответил: “Дело привычное, буду работать”.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп