19 сентября 2003
№ 37 (277)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Исследования 

Ума полтина

Ольга Медведева

Дуракам закон не писан, гласит народная мудрость. Это именно то, что ежедневно происходит на экранах телевизоров казахстанцев. Авторы рекламного ролика, похоже, дураками пытаются сделать нас, зрителей, а заодно и наших депутатов, принявших закон, который, оказывается, можно преспокойно обойти. Лихо, одной запятой, вернее, апострофом перечеркнуть целый государственный закон о СМИ (или так: правительственный запрет на рекламу винно-водочной продукции)

Многолетняя дискуссия о формах рекламы табачной и винно-водочной продукции, вовлекшая в свою орбиту водочных королей, торговые синдикаты, журналистов, депутатов парламента и других заинтересованных лиц, закончилась компромиссным решением - навязывать зрителю любовь к сигаретам и спиртному с экрана телевизора можно не ранее 23.00 и не позже 6.00 утра.
В остальное время - прайм-тайм - дети должны быть защищены от пагубного влияния вредных для детского организма (да и взрослого тоже) и психики продуктов. Эти жесткие (для производителей) временные нормы введены в закон. Однако что мы сегодня имеем?

Что выбрать?

...Будничное утро с чашкой кофе и свежей программой новостей по “ящику”. И чуть ли не рефреном с самого рассвета по телевизору идет межпрограммная заставка - “Отметь! “Полтина”. На экране фирменная рифленая водочная бутылка, рядом с ней соблазнительная закуска, а ниже цепочка мелких буковок. Надеваю очки... “Питьевая столовая вода”. Что за чушь? А на бутылке с водочной этикеткой буква “К” в слове “водка” заменена апострофом.
Ничего не пойму: выпустили питьевую воду, разлитую в водочные бутылки? Некогда вникать в подробности. Переключаем канал, а оттуда - “ День знаний! Отметь! “Полтина”. Бегом в машину, включаю приемник - “ К вам пришли гости? Отметь “Полтиной”! Оглядываюсь по сторонам, вокруг билборды, с которых на меня “смотрит” знакомая бутылка и издевательски “улыбается”. “Да куплю я тебя, куплю, дай хоть до работы добраться”.
...Но журналистский интерес оказался сильнее: мы отправились по магазинам искать столовую воду “Полтина”. “Воды такой в продаже нет, есть только водка!”
А как же реклама?
Позвонили юристу одного из коммерческих телеканалов, где крутился ролик. Поинтересовались, можно ли рекламировать водку в дневное время. Она ответила, что Закон о СМИ, статья 14 пункт 3 разрешает выход в эфир табачной и винно-водочной продукции с 23.00 до 6.00.
Эту же норму регулирует Административный кодекс РК, статья 349, которая гласит, что должностные лица, нарушившие этот закон, должны быть оштрафованы в размере 50 месячных расчетных показателей, а в случае повторного нарушения - штраф будет уже вдвое больше.
“Так почему же у вас идет реклама водки?” - спрашиваем у юриста. “Мы рекламируем воду...(смеется)...нам сказали, что в город ее завезли маленькой партией...Да, мы не исключаем, что все это - рекламный трюк. Но нам показали бумаги, по которым эта вода завезена в Алматы”.
Если “Полтина” - вода, то почему в стеклянной фирменной водочной бутылке? Насколько известно, бутилирование столовой воды идет по совершенно другому стандарту - там бутылка пластиковая. Кто из кого делает дураков? С этим вопросом мы обратились к депутатам, предварительно на всякий случай поинтересовавшись, сами-то они, выступали за рекламу водки или против.
Гани Касымов: “Я против рекламы спирта голосовал. Никакой рекламы водки на телеканалах быть не должно. Я категорически против...Кого дурят? Нас всех дурят - вас, меня, наших детей, хотят, чтобы мы все алкоголиками были. Закон есть, норма должна работать. Для чего у нас прокуратура? Куда она смотрит?”
Депутат Серикбай Алибаев:
- Я категорически против такой рекламы вообще - ни днем, ни ночью рекламировать водку нельзя. Рекламу “Полтины”, да, видел. Даже попробовал недавно...
- Вот, выходит, и вы купились тоже. А ведь там рекламируется не водка, а “лучшая столовая вод’а”!
- Это называется недобросовестная реклама, обман потребителей. Этим должен заняться антимонопольный комитет.
Остается предположить, что за круглосуточной рекламой “столовой воды “Полтина” стоит некто очень влиятельный, если этой “вод’ой” до сих пор не заинтересовались вышеупомянутые организации. Значит, можно обходить закон на самом высоком уровне? Например, провести рекламную акцию “77777” (она проходила в Алматы в июле).
- Поначалу и мы поверили, - рассказывает знакомая продавщица. - Даже вступили в акцию “77777”. Это лотерея проводилась такая. Организаторы “Полтины” обещали тем, кто купит водку на сумму 77777 тенге, участие в розыгрыше, который планировали провести во Дворце Республики, российские звезды должны были выступать...
- И что, не выступали?
- Нет, конечно. Розыгрыш проводился в “Дельфине”, и никакого тебе автомобиля “Нива” и других ценных подарков. Так, фен да зубочистка. Привезли “газель” водки, напоили всех и отправили по домам.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп