Не ЧП? Ольга Малахова Очередной разлив нефти в порту Актау экологи чрезвычайным происшествием не считают. Если в порту еще есть какой-то контроль и специальные службы тут же собирают нефть, то масштабы загрязнения в море никем не оцениваются. Между тем север Каспия становится почти таким же грязным, каким уже несколько десятилетий является юг моря в районе Баку Нефть разлилась вечером во вторник при загрузке танкера “Гусейнов”. Авария не катастрофическая - площадь нефтяного пятна составила пятьдесят квадратных метров. Аварийная команда Актауского порта сразу ликвидировала дальнейшее распространение пятна, собрав нефть с поверхности моря. - Такие происшествия - не ЧП, они происходят почти каждый день, - сказал корреспонденту “НП” председатель атырауского НПО “Каспий Табигаты” Махамбет Хакимов. - Но на самом деле эти “мелочи” наносят куда больший ущерб, чем крупнейшие аварии, которых в мире бывает ежегодно до восьми-десяти. Разливы нефти случаются и при бурении, и при добыче, и при транспортировке. Наибольший ущерб бывает от последнего цикла. Вред приносит и то, что внутренние емкости танкеров промывают прямо в море, и остатки нефти тоже попадают в воду. Экологическую ситуацию усугубляют около тысячи скважин, из них почти триста нефтяных, оказавшихся затопленными из-за возросшего уровня Каспия. За десять лет произошла коррозия, разъедание закрытых скважин и нефть начинает пульсировать. По этой причине в июне был большой разлив, и хотя специалисты пытались собрать нефть, сделать это полностью не удалось из-за шторма, который разнес ее по морю. Экологов беспокоит то, что загрязнение северной части моря намного сильнее влияет на всю обстановку в регионе, так как эта часть Каспия, по меткому выражению Махамбета Хакимова, “и роддом, и детский сад” всего живого. Осетр, как известно, нерестится в казахстанских участках водоема. И все же пока все это только цветочки. Экологи предупреждают: настоящая трагедия может начаться, если будет простроен нефтепровод “Баку - Джайхан”, который будет проходить по дну Каспия. Ежегодно по нему планируется транспортировать пятьдесят миллионов тонн нефти. По мнению руководителя “Каспий Табигаты”, нефтепровод надо проводить по берегу, а не по дну моря, через Иран. Подводный хребет, через который пойдет трубопровод, сейсмоопасен, в декабре 2000 года в его районе было землетрясение силой семь баллов. А это еще один серьезный фактор риска. Беспокоит защитников природы и предстоящее строительство консорциумом “Аджип ККО” газоперерабатывающего завода на Карабатане. Рядом с ним появятся огромные запасы серы, которые также вредят окружающей среде. И без того эта проблема заставила переселять в другие районы целые поселки. Уникальное море, долгие годы остававшееся в стороне от процессов глобализации, сейчас может превратиться в сливную яму. Мы уже писали о том, что необходимо создавать серьезную экологическую службу и подключать к сохранению моря все международное сообщество (“Обреченный Каспий”, “НП”, 31 января 2003 г.). Через неделю в Мангистауской области пройдет первая международная каспийская конференция по экологии. Делегаты пяти прикаспийских государств, нефтяных компаний и международных организаций намерены обсуждать меры по предупреждению нефтяных разливов, безопасные технологии при проведении нефтяных операций на море. Но нужны не просто разговоры, а специальная программа ООН, оператором которой могла бы стать наша страна.
|