5 сентября 2003
№ 35 (275)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Мнения 

Средний класс
с большими амбициями
Быть ли ему в Казахстане?

По данным статистики, один миллион казахстанцев причисляют себя к среднему классу. Как известно, именно эта часть общества имеет в своем активе стремление к достижению успеха, обладает большой покупательной способностью и вносит существенную часть доходов в государственную казну. Именно этому классу есть что терять, к чему стремиться и что передать по наследству. Однако если в западных странах средний класс составляет до 60 процентов населения, причем включает в себя как представителей бизнеса, так и интеллигенции, то у нас картина несколько иная. Существуют разные взгляды на то, что представляет собой наш средний класс, вплоть до полного отрицания существования такового. Не впадая в крайности, мы попытались не только нарисовать портрет среднестатистического представителя казахстанского мидл-класса, но и позволили себе порассуждать о перспективах его роста и развития

Что нам передать в наследство, кроме разочарований?

О стиле жизни среднего класса Казахстана рассуждает Аркадий Теплухин (исследовательская компания “Эксперт Консалт”). Мнение этого эксперта можно назвать довольно оптимистичным: к среднему классу он относит от 18 до 25 процентов населения

- В западной социологии используется множество критериев для проведения социальной стратификации общества. Но единого подхода к трактовке проблемы не существует. Наиболее часто используется та или иная комбинация из нескольких критериев.
Мы использовали такие критерии, как уровень текущих денежных доходов семьи, характер и объем потребления материальных благ и услуг. Соответственно наше мнение не будет претендовать на целостность и завершенность...
Сегодня многие компании, работающие на казахстанском рынке, ориентируют свою продукцию именно на средний класс, на долю которого, несмотря на его относительную немногочисленность (18-25% населения страны), приходится от 40 до 60% потребления различных товаров и услуг в натуральном и от 50 до 80% - в стоимостном выражении.

Средний класс умеет и тратить деньги...

В прошедшем году на долю среднего класса Казахстана приходилось примерно 910 тысяч семей, состоящих из трех человек. Эти семьи делятся на два уровня по своему материальному положению: нижний средний и верхний средний.
Нижнюю подгруппу среднего класса формируют семьи (около 640 тысяч семей), чьи годовые доходы находятся в диапазоне от 6 до 9 тысяч долларов США. Эту группу формируют преимущественно наемные работники: менеджеры, руководители среднего звена предприятий, ведущие специалисты, рядовые, но достаточно хорошо оплачиваемые рабочие и служащие.
Верхнюю подгруппу в среднем классе формируют семьи (около 270 000 семей), имеющие ежегодный совокупный доход от 9 до 15 тысяч долларов США и выше. В этой категории довольно высока доля руководителей и топ-менеджеров компаний различного уровня, ведущих специалистов компаний. Представители группы проявляют высокую степень ориентации на достижение успеха и стремятся к повышению своего социального статуса.
Особый интерес представляет группа населения, имеющая доходы свыше 150 долларов в месяц на одного члена семьи. Именно эту группу мы идентифицируем как средний класс. Граница в 150 долларов была определена эмпирическим путем в ходе исследований среднего класса Казахстана в 2002 году (журналы “Маркетинг товаров и услуг”, №7-12).
Именно начиная с этой границы доля расходов на питание в семье опускается ниже 40% от семейного дохода. И, соответственно, появляются свободные деньги для приобретения не только товаров повседневного потребления, но и товаров длительного пользования: мебели, аудио-, видеотехники, крупной бытовой техники, автомобилей и т.п.
А также для оплаты различных услуг: медицинских, образовательных, туристических, что существенно повышает уровень адаптации к меняющимся условиям переходного периода взрослых членов семьи.
Остается открытым вопрос о верхней границе среднего класса в Казахстане. Одна из точек зрения состоит в том, что такой границы нет, поскольку не существует самого верхнего класса. Согласно другой точке зрения, верхний класс может быть отделен от среднего не столько по размеру текущего денежного дохода, сколько по способу его получения. Средний класс имеет доходы от своего труда, пускай высококвалифицированного или управленческого, в то время как высший класс имеет доходы от собственности и управления финансовыми потоками.

...и делать их

Еще один подход таков, что верхний класс практически не ограничен в удовлетворении своих материальных потребностей, в то время как представителям среднего класса для удовлетворения одной из капитальных потребностей необходимо существенно ограничить удовлетворение других потребностей (отдых, например).
И, наконец, можно волюнтаристски закрыть верхнюю границу среднего класса на уровне 2000 долларов в месяц на одного члена семьи. Кстати, свыше этого уровня дохода доля расходов на питание опускается ниже 15%.
Для дальнейших исследований стиля жизни среднего класса Казахстана, его поведения на рынках товаров и услуг надо определить критерии принадлежности к тому или иному социальному слою, в частности к среднему классу. Главными из них, на наш взгляд, являются:
1. Собственность. Семья должна формально и фактически владеть и нести полную ответственность за собственность, эквивалентную в стоимостном выражении 20-30 средним годовым доходам одного “среднестатистического работника” в экономически наиболее активном возрасте (30-55 лет). Такой семье есть что терять и есть что передать, кроме разочарований, следующему поколению.
2. Доход. По крайней мере один из членов семьи должен иметь стабильный легальный источник постоянного дохода в размере, обеспечивающем текущее потребление семьи из 3-4 человек на уровне, не ниже минимального потребительского бюджета, что снимает экономические стимулы к противоправному извлечению дохода.
3. Характер потребления. Средний класс занимает промежуточные позиции между практически неограниченными потребительскими возможностями высших слоев и ограниченными прожиточным минимумом возможностями нижних групп.

Где искать выход?

Представляем мнение человека, возглавляющего Независимую ассоциацию предпринимателей. А предприниматели, как известно, составляют сегодня тот самый костяк среднего класса, и не только по мнению экспертов, но даже на взгляд любого обывателя

Талгат Акуов занимает активную позицию в этом вопросе: средний класс нужно формировать сейчас, создавать условия для его жизнедеятельности и расцвета. В скором будущем президент ассоциации надеется изложить свои взгляды относительно развития предпринимательства непосредственно президенту республики.
“В основе среднего класса - предприниматели, вставшие на ноги в начале девяностых годов. Бизнесмены более позднего порядка еще до среднего класса не дотягивают. К среднему классу можно причислить ту когорту людей, которые сегодня не занимаются политикой, создали определенный капитал, отработали и отдали все кредиты, которые брали, имеют заводы, акции в акционерных обществах и так далее.
Я думаю, их не более трех процентов населения. Но все эти люди, по большому счету, находятся в тени. Здесь очень мало свободных людей, способных идти в крупный бизнес. И в этой стагнации они будут находиться еще довольно долго. Общество должно создать условия для дальнейшего движения.
В первую очередь, надо подумать о развитии производителей Казахстана. Если на рынке продовольственных товаров мы имеем 70-80% своих товаров, то на промтоварной зоне мы на нулевой отметке. Ни одного позитивного шага не сделано правительством в этом отношении. В своей “Независимой газете” мы опубликовали открытое письмо правительству, в котором изложили основные требования, необходимые для развития малого и среднего бизнеса в стране.
Основные из них: освободить начинающих предпринимателей от корпоративного налога по примеру России, установить кредитные ставки в банках не более двенадцати процентов годовых, установить (это предложение президента страны) определение категории предприятий малого бизнеса (то есть определить, что такое малый бизнес), освободить от таможенных пошлин сырье, комплектующие материалы и оборудование, завозимые на территорию Казахстана с целью производства товаров народного потребления...
Отношу ли я себя к среднему классу? Трудно сказать. Прежде всего, потому что не определены четкие критерии, на основании которых можно определить средний класс. Все, что сейчас говорится на этот счет, кажется мне очень умозрительным”.

Средний класс? Никаких
перспектив!

Более пессимистично характеризует средний класс другой исследователь - Сабит Жусупов, президент Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования. Никаких особенных перспектив у среднего класса в Казахстане он не видит

- Я причисляю к представителям среднего класса средний бизнес, малый бизнес - маловероятно, эти люди работают на износ, находятся всегда на грани срыва. Думаю, что к среднему классу следует отнести и чиновников высокого уровня (завотделами акиматов, например), по имущественному достатку - работников иностранных компаний.
Я не согласен с высказываемым ныне предположением, что средний класс - это люди, сумевшие приспособиться к современным условиям существования. По нашим данным, население в целом приспособилось, и мы констатируем этот удивительный феномен. Но насколько велики ресурсы для дальнейшей адаптации?
Мы считаем, что это важнейший показатель общественно-политической ситуации в Казахстане, о котором мало кто говорит и думает. Так вот, наши исследования говорят о том, что ресурсы людей находятся на грани исчерпания. Постоянный форс-мажор для большинства людей - это очень тяжело.
Говорить о перспективах развития среднего класса представляется мне крайне сложным делом. О вхождении в этот слой интеллигенции рассуждать вообще не приходится. Может быть, когда заработает страховая медицина и будут социальные гарантии, что-то изменится. Но в обозримом будущем это маловероятно.
На Западе врачи и учителя, к примеру, имеют высокую заработную плату, у нас, в силу невысокого жизненного уровня населения, это пока исключено. К тому же предложенный некоторыми исследователями предел заработной платы представителя среднего класса в сто пятьдесят долларов на члена семьи кажется мне совсем неправдоподобным. Планка гораздо выше.
Елена Конева (компания “Комкон-2”) делала срезы по среднему классу России, ссылаясь только на имущественный критерий. На основании данных о возросшей покупательной способности россиян она приходит к выводу, что процент среднего класса в России возрос. Да, мы можем сказать то же самое и о нас. Но, на мой взгляд, данный критерий - не самый показательный и объективный. Все-таки средний класс, по определению, - это нечто большее, чем просто способность купить машину или квартиру.
Представители этой социальной страты выступают за стабильность в обществе, за сохранение имеющихся позиций, являются политически активными и, как правило, членами какой-либо партии. Наши же исследования показывают, что круг интересов населения республики ограничен ближайшим окружением - я и моя семья, все остальное неважно. О какой политической активности может идти речь?
Люди теряют не только массу энергии, здоровья, но и нравственные ценности. Алматы - это не типичный показатель нашего общего состояния. Любой районный центр - тишина, апатия, деградация. Людям нужны точки роста. В целом жизненный уровень, конечно, будет повышаться, но как и каким образом, нам пока непонятно.

Полоса “Мнения” содержит материалы, высказывания и оценки, которые редакция не всегда разделяет.
Ведущая полосы Ирина Гайкалова
Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп