Кто подставил Дэвида Гейла? Георгий Афонин “Жизнь Дэвида Гейла”, новый фильм Алана Паркера, по всем параметрам подходящий для оскаровского триумфа, решили представить зрителю по оправдавшим себя рецептам “Игр разума”: вначале - ограниченный релиз, затем - ближе непосредственно к церемонии награждения - расширенный. У Рона Ховарда в 2002 году получилось сорвать банк в виде кучи “Оскаров”. Поможет ли его рецепт Алану Паркеру? Казахстанская премьера картины, состоявшаяся 31 июля, дала возможность нашему зрителю познакомиться с очередным творением Паркера на широком экране. И хочется надеяться, что картина, уже признанная значительным явлением в мире кино, займет в нашем прокате достойное место. Как известно, если в название произведения выносится имя собственное, ничего на ту пору само по себе не говорящее, это означает, что у автора была уверенность в значительности сделанного. Алан Паркер подобно блистательному Дэвиду Линчу действительно совершил прорыв в американском кинематографе, порядком уставшем от собственных клише.
|
Университетский профессор Дэвид Гейл (Кевин Спейси), активный участник движения за отмену смертной казни, сам попадает в камеру смертников по ложному обвинению в изнасиловании и убийстве своей коллеги Констанции Холлауэй (Лора Линней). Гейл упорно отказывается пролить свет на обстоятельства дела и лишь за три дня до казни рассказывает свою версию происшедшего репортеру Times, охотнице за сенсациями Бетси Блум, в роли которой снялась повзрослевшая героиня “Титаника” Кейт Уинслет. Врет осужденный или говорит правду? Виновен он или умрет безвинным? Время до казни быстро истекает, напряжение в зале растет, а зрителя ждет самый необычный финал, снятый после фильма “Обычные подозреваемые”, в котором, кстати, Кевин Спейси также сыграл одну из главных ролей. Фильм представляет собой историю в истории. Первая - журналистское расследование. Вторая - психологически убедительный и якобы правдивый рассказ о самом себе и всей этой истории осужденного, затеянный в расчете не на спасение, а лишь на посмертное оправдание в глазах сына, отнятого у него неверной женой. “Три года назад я был основным активистом за запрет смертной казни, - говорит Гейл, - а через три дня меня казнят. Не видите в этом ничего странного?”. Благодаря своей блестящей и стопроцентно убедительной игре Спейси делит заслуженную славу с Паркером и сценаристом Чарльзом Рэндольфом, дебютирующим этой работой в большом кино. И после мировой премьеры критики всерьез заговорили о том, что эта работа Спейси - еще один шанс получить “Оскара” за лучшую мужскую роль. Действительно, картина, в которой Спейси очень убедительно рассказал историю человека, которому нечего терять, кроме жизни как таковой, обращает на себя внимание зрителя двумя интересными моментами. Во-первых, такая экзистенциальная подача блестяще раскрывает и характер героя, и талант самого Кевина Спейси, получившего возможность сыграть интеллектуала и философа в отличие от подонков и маньяков, которых ему приходилось играть раньше. А во-вторых... Детективная интрига обеих драматических линий - социальной и личной, - несмотря на обилие фабульных клише, в воплощении Паркера-Спейси совершенно по-новому преподносится в фильме и на уровне проблемы, и на уровне эстетики. Университетский профессор, любящий отец и муж - все это на начало фильма в прошлом. Дэвид Гейл был, как выясняется, любящим, но неверным мужем: ему в свое время было предъявлено обвинение в зверском же изнасиловании своей студентки Берлин (Рона Митра), которую незадолго до этого исключили из университета. Впрочем, никто ничего доказать так и не смог, профессор признан невиновным, однако статус насильника за ним остался. Жена его подала на развод, дом продан, а сам Гейл вынужден ютиться на заднем сиденье своей машины. Дальше - обвинение, арест, тюрьма, непрофессиональный адвокат и в итоге - смертный приговор. Бетси Блум, перед которой Дэвид раскрывает все обстоятельства жизни, осознает, что Гейл является жертвой не обстоятельств, а чьей-то филигранной работы, проделанной с целью “убрать” одного из наиболее известных активистов, ратующих за отмену смертной казни. Однажды дождливой ночью в ее номере появляется видеокассета с записью... мучающейся в агонии Констанции. Как утверждает прокуратура, это сделал сам Гейл, который к тому же наверняка психически нездоров. Но именно в фрагментах видеозаписи Бетси находит крупицы правды: внимательно анализируя особенности съемки и кадры с мучающейся жертвой, она понимает, кто и как подставил Дэвида Гейла. Однако на следующий день приговор должны привести в исполнение. Фильм Паркера, который легко выдерживает самую серьезную критику и оправдывает зрительские ожидания, сравнивают с драмой Рона Ховарда “Игры разума”, хотя, на мой взгляд, ничего общего между ними не просматривается. Разве что совершенно очевидная ориентация “Дэвида Гейла” на грядущего в будущем году “Оскара”. И, несмотря на то, что компания Universal Pictures выпустила фильм в начале нынешнего года, есть основания надеяться, что ко времени номинации на “Оскара” о нем все же вспомнят. Во-первых, это новый фильм Алана Паркера. Во-вторых, главную роль исполняет обладатель двух “Оскаров” Кевин Спейси, который попал в этот проект, обойдя “конкурентов” - Джорджа Клуни и Николаса Кейджа. И все яркие и запоминающиеся части картины, в которых так узнаваем Паркер с его вечным стремлением быть ближе к совершенству и так неузнаваем Спейси в непривычном облике его героя, стали таковыми благодаря созданному им образу человека, потерявшего все. Все, кроме таланта, своей страсти к науке и веры в высший, книжный закон. В исполнении Спейси, человека, способного украсть или украсить фильм у кого угодно, это смотрится потрясающе. В этой картине на долю Уинслет достается напряженный экшн, на долю Спейси - экзистенциальная драма Дэвида Гейла, который жил и погиб, пожертвовав собой, чтобы доказать: свободно можно казнить невиновного. В то время как настоящий убийца остается на свободе. Возможно, в двух шагах от нас самих... Кевин Спейси, сыгравший самых запоминающихся злодеев Голливуда, надеется, что последняя работа, как и фильм Сэма Мендеса “Красота по-американски”, освободит его от надоевшего образа лживого и изворотливого типа.
|