22 августа 2003
№ 33 (273)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Люди 

Новая профессия Преображенского

Марго Эрванд

Двадцать шестого августа режиссер “Новой сцены”, заслуженный деятель искусств Казахстана и России Борис Николаевич Преображенский отметит свое 65-летие

Я ожидала увидеть художественного руководителя либо в зале, беспрерывно работающего со своей труппой, либо в кабинете, размышляющего над очередной пьесой, но... я застала Бориса Николаевича за покраской стен. Одет он был в рабочую одежду, весь в известке, на голове маленькая шапочка, сделанная из бумаги, а в руках он держал кисточку. Свое необычное занятие режиссер пояснил так:
- Разве дело художественного руководителя заниматься ремонтом “Новой сцены”? Нет! Его дело репетировать, ставить хорошие спектакли. Но у нас в театре некому этим заниматься, кроме меня. Театру очень повезло, что я еще в нем работаю!

На протяжении нескольких лет, когда труппа работала в старом ТЮЗе, под одной крышей существовало два театра.
- Артистам необходимо играть, репетировать каждый день. А у нас получалось так: одна хозяйка варит щи, а другая уже не может, и ее семья от этого страдает. Так и в театре необходимо постоянно работать.
Тогда-то и возникла идея отделиться. И теперь в милом, хорошо оборудованном подвальчике проходят замечательные спектакли с полным аншлагом.
- Борис Николаевич, 65 лет - солидный возраст, не давит?
- Давит, теперь давит. В работе мне он не мешает, хотя в связи с этим ремонтом поймал себя на том, что устал. Была последняя репетиция “Маскарада”. Ребята мне все прочитали, но я не сделал им ни одного замечания, тогда и понял, что у меня нет сил. Не было сил проводить сегодня репетицию. Я всех отпустил, отменил репитицию, и они ушли в недоумении.
- Вы не устали от работы?
- Устал! И даже очень устал - доказывать у себя в коллективе, что я не троллейбус. Достаточно того, что доказываю это на верхах.
- Но, однако, театр жив, вы ставите замечательные спектакли, каждая премьера - на устах у зрителей. Значит, где-то все же черпаете силы?
- Наверное, это какая-то бешеная любовь к театру. Ведь я же ничего в жизни больше не умею. Даже первая запись в моей трудовой книжке - “Руководитель детского театрального коллектива в городе Свердловске”, сделанная в 1957 году.
- Какие личные качества необходимы режиссеру театра?
- Что-то я свои личные качества, кроме как режиссерский талант и опыт, и назвать не могу. Хотя, наверное, и организаторские способности.
- Режиссеров часто “обвиняют” в диктаторстве. Это необходимость - быть требовательным?
- Да, и на всю катушку! Потому что кроме режиссера никто не знает замысла. И самая главная его задача: втянуть в свой замысел также электриков, бухгалтерию, директора, если все это, конечно, удастся. Про артистов я уже не говорю, ведь это наш общий труд.
- А вы - режиссер-диктатор?
- Вряд ли, я очень выдыхаюсь на этой работе. (Указывает на атрибуты ремонта.) Это тоже требует очень много сил, но ведь это не мое дело. Поэтому я выполняю ремонтные работы, скорее всего, плохо, так как не обучен навыкам организаторской деятельности в области ремонта, но...
- А вам знакомо чувство провала? Я имею в виду не ремонт, а сцену.
- Очень, очень знакомо. Пастернак сказал так: “И поражение от победы ты сам не должен отличать”. Своим артистам всегда говорю, что, к сожалению, уж так сложилась практика театра, что и на успех и, на поражение - одна цена билета. Когда мы еще работали в прежнем ТЮЗе, я ставил “Горе от ума”, и, увы, у меня ничего не получилось...
- И вы не потеряли веру в себя?
- Провалы - совершенно нормальное явление. Многие административные работники просто этого не понимают. Бывает ведь у врача неудачная операция? Сколько угодно. Другое дело, что это человеческая жизнь, и поэтому неудача врача слишком страшна.
- Случается ли у режиссера Преображенского депрессия?
- Я же живой человек. И в этот момент, когда наваливается депрессия, для меня самым лучшим лекарством служит репетиция. Я как-то сразу отвлекаюсь: этот репетиционный азарт меня заводит.
- Как вы относитесь к новому театру, поискам в этом жанре? Например, как оцениваете неформальный театр “АРТиШОК”?
- Начнем с того, что его организовали мои ученики. Как я отношусь? Очень положительно. Я был огорчен, что от меня ушли три хорошие артистки, основательницы “АРТиШОКа”. Другое дело, что я бы не смог такое сделать. Но то, что у них получается, мне очень нравится.
- Вы - талантливый режиссер. В вашем случае - это высокий профессионализм или дар от Бога?
- Талант ведь не норма жизни, поэтому представляется, что “дар от Бога” - это, скорее патология. Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами! Но в нашем обществе неординарности боятся. К сожалению.
- Ваш любимый спектакль?
- “Доктор Живаго” - это довольно объемный роман, в котором очень много действующих лиц. А у меня играют только трое. Я его очень люблю, многие мои друзья говорят, что это мой лучший спектакль.
- Что для вас было самым большим поражением в жизни?
- Наверное, самое большое поражение - это то, что я сделал свой характер таким мягким и сентиментальным. Не могу сильно топнуть ногой, послать всех, хотя такое настроение возникает. Уйти из театра и сделать маленький театр. Я все-таки надеюсь, что меня когда-нибудь услышит Виктор Вячеславович Храпунов и поможет сделать маленький камерный театр.
Раздосадованный проблемами, неудачами, свалившимся на голову ремонтом, Борис Николаевич Преображенский, в предъюбилейные дни все же не выглядит брюзгливым стариком. Напротив - художником в мастерской. Кисточка и краски довершают впечатление. И в невидимом пространстве, за спиной мастера, живут, говорят, страдают и радуются персонажи спектаклей, поставленных им за все эти годы. Они неотделимы от него.
Сегодня он не провел репетицию спектакля, почувствовав себя усталым. Это привилегия юбиляра и, может быть, лукавство. На самом деле, актеры и зрители знают, что Борис Николаевич Преображенский - самый неутомимый режиссер. И на следующей репетиции он непременно произнесет свои наставления, заповедь мастера: “Святое в себе не предавайте. Вы от всего можете отступиться, но трепет перед театром - сохраняйте в себе. Тогда вы - творцы!”

“НП” от всей души присоединяется к пожеланиям, которые именинник получает в эти дни!

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп