Все жанры, кроме скучного Сергей Филоненко В первую очередь “Тур де Франс” под номером 90 подарил веломиру пятого суперчемпиона. После Жака Анкетиля, Эдди Меркса, Бернара Ино и Мигеля Индурайна в этот ряд встал Лэнс Армстронг.Нынешняя победа стала его пятым триумфом в “Большой петле”. Из трех так называемых больших гонок “Тур де Франс” стоит в особом ряду. И не только потому, что нынешняя празднует юбилей. В отличие от своих меньших сестер - “Джиро Италии” и “Вуэльты” - она многонациональна. Организаторы “Джиро”, как правило, приглашают большей частью свои команды, испанская “Вуэльта” приходится на сентябрь, когда пик формы у многих велопрофи на спаде и приходится отказываться от пиренейских испытаний. “Тур де Франс” любим всеми: из-за престижа, объективности допуска и сюрпризов приятных и не очень, которых на этой гонке было хоть отбавляй БУНТ НА КОРАБЛЕ После пролога, предварявшего “Тур”, в стане велогруппы “Кофидис” произошел скандал, который не мог не выйти на общее обсуждение. Как известно, лидер команды Дэвид Миллар упустил первое место в прологе только по причине неисправности велосипеда. После гонки британец высказал все, что думает, и не только о механиках, но и о руководстве команды, обещая самому навести порядок. А ведь Миллара понять можно - проигрыш победителю Брэдли Макги составил всего 8 сотых секунды. Но все-таки свое Миллар взял в предпоследний день, когда выиграл гонку на 49 километров. |
ПРОИСШЕСТВИЯ НА ДОРОГАХ Начало “Тура” сразу же ознаменовалось падениями и травмами. На первом этапе, всего за четыреста метров до финиша, не вписался в поворот Энрике Гутьерес, и в результате образовался жуткий завал. Последствия печальны. Леви Лифаймер не смог продолжать участие в гонке. Также как и Марк Воос, который получил травму лица. Джимми Каспер вынужден был ехать со специальным бандажем на шее. Тайлер Хэмилтон с двойным переломом ключицы и вывихом плеча, неизвестно какими усилиями, завершил гонку на четвертом месте и сумел даже выиграть один из этапов. ИСТОРИЯ ОДНОГО ДЕБЮТА Гонщику команды “Креди Агриколь” Лилиану Жегу 27 лет. Но “Тур де Франс” для него первый. И надо сказать, что начало второго этапа для него сложилось очень удачно. Вместе со своим попутчиком из “Жан Делатур” Фредериком Фино они убежали от пелотона уже на десятом километре. Постепенно разрыв увеличился до одиннадцати минут, и оба чувствовали себя довольно комфортно. И вот тут начались неприятности. На одном из участков операторский мотоцикл слишком близко приблизился к гонщику и зацепил переднее колесо Жегу. Тот упал на асфальт и через секунду увидел, как в нескольких сантиметрах от его головы в кювет свернула машина сопровождения (техничка). Только реакция водителя спасла жизнь гонщику. Отделавшись легким испугом, Жегу оседлал другой велосипед и продолжил гонку. Однако новая машина повела себя странно. Уже через пару километров механику команды пришлось на ходу подкручивать крепление педалей и других деталей велосипеда. Вдоволь намучившись с ремонтом, Жегу все же доехал до финиша. В общей группе и на третьем велосипеде. БОЙТЕСЬ ПЕТАККИ Равнинные этапы - вотчина спринтеров. Последние годы Эрик Цабель никому не давал усомниться в своей исключительности и стабильности по этой части. Бывал, правда, здесь и Марио Чипполини и даже бивал немца, но все же он редкий гость на “Туре”. Времена меняются, годы уходят, а вместе с ними и величие Цабеля. Юбилейная петля народила нового короля спринта. Алессандро Петакки выиграл свой первый в профессиональной карьере этап легендарной “Тур де Франс”, а после этого еще трижды становился на подиум. Несмотря на то, что в горах итальянцу пришлось сняться с “Тура”, неоднократный победитель этапов на “Джиро” признался, что именно теперь считает свою карьеру велогонщика удавшейся. РЕКОРДЫ Помимо Армстронга, который стал пятикратным чемпионом “Тура”, еще несколько гонщиков установили личные достижения. Второй призер гонки Ян Ульрих в пятый раз разместился на серебряной ступени подиума. Учитывая его победу в 1997 году, коллекция достижений впечатляющая. Горным королем в шестой раз стал Ришар Виранк, в спринтерской номинации всех опередил австралиец Бэйден Кук, а лучшим молодым гонщиком был признан россиянин Денис Меньшов. Впервые третье место по итогам Тура завоевал казахстанец Александр Винокуров. Из гонщиков бывшего СССР только Петр Угрюмов поднимался выше - в 1994-м он стал вторым после Мигеля Индурайна. А в прошлом году литовец Раймондас Румзас, так же, как и Винокуров, занял третье место. По завершении гонки настала пора выдать каждому по заслугам. Желтая майка Лэнса Армстронга была оценена в 400 000 евро. Ульриху досталась сумма порядка 160 тысяч, и Винокуров обогатился на 91 тысячу евро. КОММЕНТАРИЙ Почти три недели репортажи с “Тур де Франс” вел комментатор “Евроспорта” Сергей Курдюков. Общительный, удивительный человек, без тени зазнайства. Его искренние переживания о падениях форума, когда невозможно было общаться с болельщиками по Интернету, говорили, что человек болеет за свое дело. Ни на секунду не умолкая, комментатор рассказывал об истории гонки, биографиях гонщиков, конструкциях велосипедов и других подробностях, причем, я подозреваю, без шпаргалок, на память. И главное, его речь ненавязчива. Как говорят, он в теме. Чего только стоят его профессиональные высказывания: “полощется по хвостам” - о Сантьяго Ботеро, “нечему и глазом зацепиться” - о ровной поверхности этапа. Когда Курдюкова сменил другой комментатор - Андрей Кондрашов, разница почувствовалась мгновенно. Я уверен, интерес к велогонкам растет не только из-за самих соревнований, но и благодаря Сергею Курдюкову. ЧТО ДАЛЬШЕ После небольшого тайм-аута велопрофи ожидает еще одна интересная гонка “Вуэльта”. Пока неизвестен состав участников. Возможно, многие из тех, кто выступал во Франции, откажутся от испанской многодневки. А после “Вуэльты” состоится чемпионат мира, которым и завершится большой сезон.
|