1 августа 2003
№ 30 (270)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Культура 

Воображаемый Казахстан

В галерее “Тенгри-Умай”, с завидным постоянством, с неутомимостью часового механизма каждый понедельник все так же проходят выставки. Разброс тем и имен не дает возможности определить пристрастия и концептуальную направленность галереи: вчера - цифровая фотография и новые технологии, сегодня - воздушная акварель и тончайшие цветовые оттенки французского художника Кристофа Рабино

Кристоф Рабино учился живописи в Высшей школе изящных искусств города Анжэ, живет и работает в Авероне и в Париже, регулярно выставляется во Франции и за рубежом. Удостоен гран-при на международных выставках: Art Show TAMPA USA, Aquarelle WITTELSHEIM, Aquarelle ANGERS. Это его первый приезд в Казахстан, и, готовясь к поездке, он попытался найти и прочитать все, что возможно об этой, пока еще не известной для него стране. И как он признается сам, еще до приезда из всего прочитанного и увиденного в воображении сложилась картинка: юрты, покрытая алыми маками бескрайняя степь, отары овец на джайляу, словом, джентльменский набор псевдоэтнографических штампов, глянцевая открытка из туристических рекламных проспектов. Забавно, но в работах, выставленных на вернисаже, ничего подобного и в помине нет. А Казахстан - есть. И степь присутствует, только не покрытая маками, и вообще ничем не покрытая, даже не материальная вовсе, а пространственно-временная, и такая же бескрайняя и вмещающая в себя все мироздание, словно богиня Умай. И небо - бог Тенгри... И вообще, было непонятно, глядя на эти работы, - откуда французскому художнику известны сакральные представления о пространственном вертикальном строении мира в тенгрианстве, с его членением на верхний, средний и нижний миры, о космосе древнего мира кочевников-казахов, где и когда он успел увидеть эти действительно возникающие в степи прозрачные и растворяющиеся в воздухе миражы?

- Кристоф, а где же юрты в ваших работах?
- Может, мне не повезло, но, действительно, я юрт не видел (смеется). Но дело даже не в них. Я открыл для себя совсем другой Казахстан, не тот, к встрече с которым готовился, читая проспекты. Я открыл для себя иной космос, другое пространство, причем это пространство способно трансформироваться, оно как бы углубляется вовнутрь, открывая все новые и новые горизонты для того , кто хочет их увидеть, пространство, которое втягивает в себя и одновременно завораживает.
- Что послужило творческим импульсом для написания этих чудесных акварелей - какое-то особое настроение, случайно увиденный пейзаж, оброненный кем-то сюжет?
- Скорее это особый импульс, который рождался во мне, вот здесь (указывает на область солнечного сплетения), во время моего путешествия. Я ощущал толчок, и потом уже сложно было сказать, где реальный пейзаж, а где мое воображение, одно могу сказать наверняка: то, что я писал, соответствует моему восприятию вашей удивительно красивой страны.
- Я всегда считала, что в области солнечного сплетения зарождается импульс для спонтанного движения, выражающего сокровенные эмоции человека. Во всяком случае, так считают современные хореографы. В вашем случае и движения кисти художника рождаются так же?
- Я думаю, что разницы нет, так как речь идет о творческом импульсе, а в чем уж он найдет выражение - в движении тела или в движении красок - это уже вопрос техники. Но несомненно, это самый короткий путь передачи возникшего ощущения и воплощения его в произведение искусства - будь то танец, живопись, скульптура или что-нибудь другое, путь, минующий рациональное сознание, идущий непосредственно от сердца.
Грамотно и изящно построенная экспозиция, знакомя посетителей с работами, предлагала им пройти тот путь открытия нового мира, который прошел художник. “Начало” - так называлась первая акварель, и в этом сочетании прозрачных масс воздуха и в уходящей вдаль, как бы исчезающей степи чудилось приглашение войти в неведомый космос; “Голубой квадрат” отсылал к хрустальным горным вершинам; “Остров”, не имея ничего общего с реальными чертами части суши, окруженной водой, тающим миражом, парил в пространстве, игнорируя все школьные законы гравитации; “Триптих” искривленным пространством неожиданно уходил туда, где пересекаются параллельные прямые, а “Возвращение в пески” зеркально перекликалось с “Возвращением в свету”...
А на противоположной стене расположились работы художника более раннего периода, ненавязчиво демонстрирующие школу и профессионализм автора, его умение работать в разных техниках. Ведь, как говорили старые мастера, только когда научишься безукоризненно лепить форму, только тогда можешь смело ее ломать.

Ф.Шамшутдинова
Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп