1 августа 2003
№ 30 (270)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Культура 

Восток есть восток

Зитта Султанбаева

До 10 августа в Бонне (Германия) продлится выставка современного искусства “Die Seidenstrasse” (“Шелковый путь”).
Боннская галерея “IFA” приняла эстафету от своих штутгартских коллег, где весной этого года состоялось открытие экспозиции. Среди ее участников были и мы - творческий дуэт “ZITABL” из Казахстана

Сеть галерей “IFA” ведет свою деятельность в трех городах Германии - Берлине, Бонне и Штутгарте. Аббревиатура названия галереи переводится на русский язык как институт сотрудничества с зарубежными странами.
Наше участие в этом проекте произошло благодаря Центру современного искусства Сороса, разославшему СD-каталог участников по итогам второй годовой выставки - “Коммуникации. Опыты взаимодействия”, которая прошла в минувшем году в Алматы.
Наша видеоинсталляция под названием “Азиатский маршрут” заинтересовала куратора проекта ‘’Die Seidenstrasse” Ирис Ленц, которая начала вести с нами переписку, длившуюся полгода. В результате видеоинсталляция была продемонстрирована на трех мониторах в Штутгарте, правда, без нашего участия. Как написала нам Ирис Ленц, выставка пользовалась у зрителя огромной популярностью. Ее посетило более пяти тысяч зрителей!

Шелковый путь...
Кроме нас участниками выставки были художники из Китая - Yin Yufen, Германии - Клаус Кюн и Mарита Дамкрегер и Ирана - Насрин Табатабай.
На самом деле экспозиция получилась очень лаконичной, как это сейчас вообще принято в Европе. Для каждого проекта выделялось много пространства, что для нас было не совсем привычно. Выставка состояла из двух частей - информационной и художественной.
В Бонне наш проект считался ключевым, и именно поэтому мы были приглашены для его установки.
Данная поездка стала первой в нашей выездной художественной практике, когда мы явились единственными участниками такого широкомасштабного международного проекта, представлявшего огромный регион Средней Азии.
До этого мы выезжали в Берлин (выставка “No mad`s land”), Женеву (“Трансформа”) в групповом составе .
Эта же поездка была для нас необычной и безумно интересной из-за полной самостоятельности контактов с организаторами. Сама галерея, как выяснилось, пользуется широкой известностью не только в Германии, но и за рубежом, поскольку изначально имеет своей целью налаживать связи с зарубежными странами, освещая не только важнейшие исторические пласты человеческой цивилизации, но и современные явления.
Небольшой штат боннской галереи “IFA” был очень доброжелателен и внимателен не только к нам, но и к каждому своему посетителю.
Для журналистов и гостей они устраивали экскурсии, объясняя суть каждого проекта в отдельности, и, конечно же, приоткрывали саму историю развития “Шелкового пути”. Как пишет Ирис Ленц в предисловии к каталогу, “ Шелковый путь - это первый пример глобализации человеческого сознания...”

Дом Бетховена
Жили мы в маленьком отеле в самом центре Бонна, неподалеку от красивейшей площади, где стоит старинное здание Ратхауса. Там же во время нашей первой вечерней прогулки мы обнаружили дом с вывеской: “Здесь, в таком-то году родился великий композитор Бетховен...” Он, кстати говоря, является главной достопримечательностью и гордостью города.
Вдоль Бонна протекает небольшая река Рейн, объединяющая сразу несколько городков Германии. Река судоходная, поэтому жизнь на ней постоянно течет. Немцы в Бонне очень спортивные. Если присесть на скамейку у реки, то будешь свидетелем такой картины - груженные углем, бревнами, старыми автомобилями, баржи безостановочно курсируют по Рейну, временами там же гребут изо всех сил на тоненьких каноэ гребцы.
Дни летели быстро и стремительно. Два дня ушло на установку нашей инсталляции. День открытия. Посещение Кельна. День всех музеев и наша дискуссия.

Дискуссия
и вернисаж
В день открытия выставку посетило много людей, которые в недавнем времени работали в регионе Средней Азии. Они делились своими воспоминаниями о Ташкенте, Бишкеке и Алматы. Были не только немцы...К примеру, мы познакомились с художником Пьеру из Италии и архитектором Луисом из Колумбии.
Приехала из Штутгарта куратор выставки Ирис Ленц, очень приятная и веселая дама, а из Берлина юная художница - Маритта Дамкрегер, после Бонна направляющаяся на биеннале в Венецию.
Встретили мы и наших бывших соотечественниц - Ирину и Отто Дюк с друзьями, живущих в Кельне уже более семнадцати лет.
Если в прошлую поездку в Европу нам довелось увидеть уникальную выставку из частных собраний Гогена и Ван Гога, то в этот раз нам посчастливилось лицезреть красочную живопись Пауля Клея.
Выставка из собрания частных коллекционеров демонстрировала атмосферу сказочного сюрреализма, где один за одним, от картины к картине (все они в основном небольшого формата) перед вами раскрывалась фантазия и мастерство гения.
Точки, пятна, царапины и толстые черные линии, соединяясь в одной картине, начинали плясать и кружиться, а стоило отойти от картины на расстояние, она начинала видоизменяться и производить совсем иное впечатление... Возникала магия от настоящей живописи и от подлинного искусства истинного волшебника, каким был и остается для нас Пауль Клее.
В Германии проводится очень большое количество различных праздников. Нам довелось посетить два из них. Это Музеиммайлфест (день открытых дверей во всех музеях города) в Бонне и День музыки в Берлине, куда мы отправились после завершения официальной части своей программы.

День музыки
и современное
искусство Ирана

Первое, что мы увидели и услышали, - это День музыки, проводившийся в Берлине с большим размахом. Представьте, по городу Берлину разбросано несколько десятков сценических площадок. С утра выступают детские хоры и звучит классическая музыка, а к вечеру - поп, рок, регги... Музыка на любой вкус и цвет.
Мы попали cначала на какую-то кубинскую певицу, затем перешли к другой сцене, где тусовались панки с гребнями, выкрашенными в дикий фиолетовый или зеленый цвета.
Бойс в кунстмузее Бонна и Берлина занимает особое место в общей экспозиции. Он действительно культовый художник Германии, один из основателей концептуального искусства в художественном мире второй половины 20-го века. Огромные глыбы из жира и воска вначале шокируют, потом заставляют расширить ваше сознание. Он давно уже классик, привнесший свое понимание в вопросах о роли художника и роли искусства в человеческом обществе.
А вот искусство иранского художника, увиденное нами в отдельном зале, отражает ментальность современного Востока с отточенной филигранностью и изысканностью. Восток в Европе почти всегда смотрится очень эффектно. Работает контраст. Хотя Восток, как правило, всегда шокирует воображение аккуратного европейского зрителя, воспитанного на стереотипах. И слова Киплинга о том, что” Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им никогда не сойтись!” здесь не подтверждаются, хотя бы в том отношении, что искусство преодолевает границы и расширяет сознание современного человека и современное искусство играет в этом вопросе огромную роль!

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп