25 июля 2003
№ 29 (269)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    События 

Газ - в пласт, нефть - в трубу

Андрей Губенко

Через неделю на Карачаганакском месторождении, что в Аксае Западно-Казахстанской области, произойдет масштабное событие. Сами представители Карачаганакской интегрированной организации, ведущей здесь добычу углеводородов, обозначают его лаконично как окончание 2-го этапа. Но широкой публике это кодовое название, согласитесь, мало что говорит. А, учитывая важность Карачаганакского проекта для нефтяной отрасли, да и вообще казахстанской экономики, хотелось бы знать побольше. За комментариями мы обратились к генеральному директору КИО Джону Морроу и управляющему директору по инвестиционным проектам и управлению долями в СП национальной компании “КазМунайГаз” Жакыпу Марабаеву

Карачаганакское месторождение, являющееся одним из крупнейших нефтегазоконденсатных месторождений в мире (более 1,2 миллиарда тонн жидких углеводородов и 1,3 триллиона кубометров газа), уже сейчас играет видную роль в казахстанской нефтяной отрасли. Что же изменится с окончанием 2-го этапа проекта? Вопрос Джону Морроу.
- Окончание 2-го этапа означает введение в эксплуатацию сразу нескольких крупнейших производственных объектов: установки по обратной закачке газа в пласт (ГП-2), перерабатывающего комплекса (КПК) мощностью 7 миллионов тонн жидких углеводородов в год, экспортного трубопровода Аксай - Большой Чаган - Атырау протяженностью 635 километров, с выходом в систему КТК.
ГП-2 позволит нам добиться одновременно двух целей: поддерживать пластовое давление и решить проблему утилизации газа.
КПК позволит производить подачу в систему КТК 7 миллионов тонн жидких углеводородов в год. В целом уровень производства жидких углеводородов на месторождении превысит 10 миллионов тонн в год. В свою очередь, 7 миллионов тонн жидких углеводородов, поступающих на КТК, будут продаваться на международном рынке.
Кроме того, с момента, когда была образована КИО, нами проведен капитальный ремонт свыше 100 скважин. Все это в конечном счете даст нам возможность выйти на запланированные объемы добычи.

Жакып Марабаев более подробно пояснил значение Карачаганакского проекта для Казахстана.
- Для нас - и для страны, и для компании “КазМунайГаз”, которая участвует в КИО от Республики Казахстан, - Карачаганакский проект очень важен. В том числе потому, что это один из крупнейших проектов в республике. Приведу лишь некоторые цифры.
Прогнозный объем инвестиций за контрактный период (он, как известно, составляет 40 лет) оценивается в 15 миллиардов долларов. Кстати, 4,5 миллиарда уже вложено. За эти 40 лет планируется добыть 320 миллионов тонн жидких углеводородов и 797 миллиардов кубометров газа. Ожидаемый доход Республики Казахстан за весь период действия соглашения должен составить в соответствии с экономической моделью свыше 14 миллиардов долларов.
Однако важно еще и то, как работает КИО - а работает она по высшим мировым стандартам. Это касается и производства, это же справедливо и по отношению к тому, как компания выполняет свои обязанности корпоративного гражданина.
На социальные и инфраструктурные проекты в Западно-Казахстанской области, где расположены промыслы, КИО ежегодно выделяет 10 миллионов долларов. К социальным проектам, финансируемым КИО, можно добавить и перенос поселка Тунгуш, оказавшегося в санитарно-защитной зоне.
Ну а о технической “продвинутости” компании лучше всего говорит хотя бы их проект со строительством ГП-2. Закачивать обратно в пласт газ с высоким содержанием серы, как на Карачаганаке, очень непросто. Тем более здесь, где глубина достигает 5 километров. Требуется самое современное оборудование. О сложности и даже опасности этого процесса говорит то, что до сих пор в Казахстане ничего подобного не делалось.
Фактически мы имеем дело с пилотным проектом в исполнении КИО. И трудно переоценить важность успеха. Ведь в этом случае Карачаганак будет хорошим примером для других крупнейших консорциумов, работающих в Казахстане: “ТШО”, “Аджип ККО”. И тогда сера в составе газа будет закачиваться обратно в недра, а не образовывать огромные токсичные горы, как, например, сейчас на Тенгизе. Проблема очень важная и для Казахстана характерная.
И конечно, нельзя не отметить, как КИО стремится сотрудничать с казахстанскими подрядчиками. С момента подписания ОСРП казахстанские компании, так или иначе причастные к освоению Карачаганакского месторождения, освоили 1,44 миллиарда долларов. А это уже говорит об отношении КИО к стране, где она делает бизнес.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп