25 июля 2003
№ 29 (269)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    События 

Байское дело

Ольга Медведева

Материалы нашего многонедельного журналистского расследования заказного убийства экс-министра промышленности Хайрулы Оспанова вызвали немало читательских откликов. Звонили люди, хорошо знавшие убитого и его обидчиков, звонили из правительственных структур, министерств и ведомств, и даже нефтяники из американского Далласа: “Что там у вас происходит в Мангистау?”

Но даже сенсационное интервью с человеком, признавшимся в том, что он был заказчиком преступления, вызвало, пожалуй, меньшую реакцию, чем рассказ о Бае (“Бай и его свита”, “НП” №22). Речь о том, чью фамилию раненый Оспанов назвал врачам “скорой” в качестве человека, имевшего на него “большой зуб”. Речь о местном царьке, долгое время числящемся на счету у следствия как подозреваемый №1.
Какова судьба Бая, спрашивают читатели, и судьба целого ряда уголовных дел, связанных с его “хозяйственной” деятельностью?
Война с Баем стоила покойному Оспанову немало нервов и сил. Уволенный с должности после реорганизации трех транспортных компаний бывший управляющий не мог простить Оспанову того, что в новой компании ему руководящего кресла не нашлось. Бай не раз прилюдно обещал расквитаться с ним. А в Мангистау знали: за долгие годы Бай действительно сдружился со многими влиятельными людьми из местной элиты. И значит, угрозы приобретали вполне реальную перспективу.

Как говорят бывшие подчиненные Бая, ему удалось создать в области (и даже за ее пределами) настоящую спаянную группировку, где тесно переплелись криминал и власть, деньги и интересы. Где партнерами являются прикормленные чинуши в Актау и Астане, сотрудники правоохранительных органов среднего звена и криминальные авторитеты (как судачат в городе, в гостях у него бывал даже легендарный Рыжий Алмаз).
Оспанов, устав искать справедливость в местных правоохранительных органах, видимо, не случайно обращался с письмом о художествах Бая к генеральному прокурору страны. Не случайно накануне трагедии заказывал себе бронежилет. Увы, не успел...
Вкратце напомним хронологию событий.
До 2000 года Бай работал директором транспортной компании, условно назовем ее N, по истечении срока трудового договора был уволен. А компания вместе с двумя фирмами того же профиля вошла во вновь созданную “Ойл транспорт корпорейшн”. Директором ее и являлся Хайрула Оспанов. Первое, с чем он столкнулся, - “бермудские треугольники” в бухгалтерии N.
Вначале Оспанов заинтересовался так называемым медицинским фондом, созданным Баем и просуществовавшим более года и получившим в народе славу как “Фонд чистого хищения”. Фонд был создан без регистрации в качестве юридического лица, без самостоятельного баланса, расчетного счета, устава, учредителей, но деньги в него поступали вполне реальные - все работники обязаны были отдавать по 1000 тенге с зарплаты. Чтобы получить представление о суммах, крутившихся в фонде, достаточно сказать, что под руководством Бая работали несколько сот человек.
Фонд заключил договор стоимостью 100 тысяч тенге с областной больницей “на выполнение работ по оказанию дополнительной медицинской помощи на договорной основе”. Можно было бы порадоваться за рабочих, если не знать, что с болячками и хворями они шли в ведомственную поликлинику, где лечились и получали консультации совершенно бесплатно.
Ранее материалы по незаконному созданию медицинского фонда были переданы в департамент финансовой полиции. Однако уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления.
Кроме этого, при ревизии, предшествующей увольнению Бая, в штате компании N были обнаружены “мертвые души”. Самые любопытные фигуры в этом списке - сестра и зять Бая. Оба по его указанию в свое время были фиктивно оформлены на работу в качестве стрелков охраны. И неважно, что этих “секьюрити” в течение года не видели на работе. Они занимались куда более серьезным делом - в 200 километрах от поселка Жетыбай пасли личный скот Бая. А в это время главный менеджер по кадрам некая Зоя А. (доверенный человек Бая), подделывая их подписи, собственноручно закрывала наряды и начисляла зарплату “пастухам-вохровцам”.
Районный прокурор дело о “мертвых душах” прекратил опять-таки за отсутствием состава преступления. Секрет такого решения, видимо, прост - Бай являлся депутатом маслихата того же района.
Этот список - как футболились уголовные дела, возбужденные против Бая, - можно долго продолжать. Вот лишь некоторые эпизоды его “деятельности”.
1. Дело о похищении трактора К-700. Накануне увольнения Бай дает указание перегнать трактор, принадлежащий компании N, с месторождения Каламкас и спрятать в одной из кошар местности Тиген. Усилиями бригады охраны ОАО “ММГ” похищенный К-700 был найден в степи и возвращен на базу. Затем вдруг объявляется “хозяин трактора” и подает в горсуд исковое заявление о возврате “своего” имущества из чужого незаконного владения.
Однако на суде мнимый хозяин чистосердечно признался, что не имеет никакого отношения к К-700. Вердикт 9-го управления УВД - в возбуждении уголовного дела отказать за отсутствием состава преступления.
2. Дело №01-02/12 от 07.12.2001 года о хищении компьютера. Бывшим начальником охраны компании N по указанию Бая был вывезен компьютер с принтером с территории ТОО. Техника обнаружена в личном офисе Бая. Полиция отказывает в возбуждении уголовного дела, мотивируя тем, что у Бая не было умысла похищать компьютер.
3. В апреле 1999 года N заключает фиктивный договор об аренде у частной фирмы Бая двух тралов на 18 месяцев, ежемесячная стоимость аренды составляла 186 тысяч тенге. Фактически тралы не арендовались. Ущерб составил более 2,8 миллиона тенге. Расследованием по этому факту занималась финансовая полиция.
...Материалы по всем этим фактам с завидной игривостью прятались под сукно с вердиктом: “передано на доследование”, “отказать за отсутствием состава преступления”. Именно поэтому Оспанов вынужден был обратиться к генеральному прокурору страны. В ответ “оскорбленный” Бай подает в суд исковое заявление к ТОО “Ойл транспорт корпорейшн” и гражданину Оспанову за нанесенный моральный ущерб. 16 мая суд частично удовлетворяет иск в сумме 300 тысяч тенге. А через трое суток - 19 мая - наемные убийцы смертельно ранят Оспанова.

Новый виток
...Убийство Оспанова отрезвило горячие головы прикормленных Баем сотрудников различных “органов”. Да и сам “местный князек” притух, очутившись на нарах. Следствие назвало исполнителей, посредника и заказчика преступления. Но в Актау по-прежнему шепчутся: один ли был заказчик?
Что касается финансово-хозяйственных “байских дел”, то расследование по ним вышло на новый виток. До суда следствие воздерживается от всяческих комментариев. Но насторожило другое. В редакцию звонили люди, отказавшиеся представиться, и сообщали, что в настоящее время “люди Бая от его имени ходят по квартирам свидетелей и требуют, чтобы те отказались от своих показаний о фактах хищений. Непослушных свидетелей запугивают”.
Подобное было и раньше. В распоряжении редакции оказались копии двух заявлений от одного человека:
“Финансовому директору ОАО “ММГ”
от водителя Ж.

Я работал в компании N водителем. По итогам года премию выдавал начальник автоколонны Лукпанов. По ведомости он заставил меня расписаться за 76 тысяч тенге, а на руки выдал 25 тысяч тенге. После он мне выдал еще 40 тысяч тенге, 11 тысяч тенге он недодал, оставил себе.
Подпись.
28.12.2000 года”.

Эта объяснительная была написана, когда компанию проверяли ревизоры “ММГ”. А когда они уехали, на свет появилась новая:
“Директору компании N
от водителя Ж.
Я, Ж., никакого заявления не писал. По ведомости сколько положено, столько и получил. Больше ничего не знаю (подпись).16.01.2001 г.

Объяснительная написана собственноручно, всю свою премию получил. 23.01.2001 г.”
Красноречивее всяких слов.

P.S. До окончания следствия и приговора суда имена и название компании изменены.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп