Болтун - находка для МИНФИНА Андрей Губенко Все лучше рыночные преобразования приживаются на казахстанской почве. Добрались реформаторы и до такого интимного социально-политического феномена, как государственные секреты. Если раньше государство предпочитало в борьбе с хорошо осведомленными болтунами, из корысти или просто из-за длинного языка разглашающих государственные тайны, репрессивные меры, то теперь, в полном соответствии с рыночным духом, решило их “наказывать деньгой” Не далее как 17 июля правительство утвердило “Правила определения размеров ущерба, который может быть нанесен национальной безопасности РК вследствие разглашения или утраты сведений, составляющих государственные секреты”. Смысл и, если угодно, идеологию этого документа можно вкратце сформулировать так: каждый секрет чего-то стоит, и размер этого “чего-то” зависит от его важности.
|
Исходя из этого, начисляется и сумма компенсации, которую не умеющий держать язык за зубами будет вынужден выплачивать в казну. Так что сталинско-бериевскую поговорку “Болтун - находка для шпиона” теперь актуально перефразировать: “Болтун - находка для Минфина”. Схема подсчета этого самого ущерба весьма хитроумна и состоит из дюжины пунктов, включая довольно туманный - “иные показатели”, который, как понимаете, существенно расширяет поиск дополнительных составляющих компенсации. Заметим также, что, видимо, в “заначке” у государства имеется множество ноу-хау как в материально-технической области, так и в сфере управленческих технологий. Поскольку при определении ущерба авторы документа предписали учитывать такие показатели, как “стоимость непроизведенной продукции” и “стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)”. Более того, авторы были настолько дальновидны, что даже внесли в перечень пункт “затраты на НИОКР в случае прекращения научно-технического сотрудничества с иностранными государствами”... И, конечно, не забыты были услуги самих экспертов, “имеющих специальные познания”, которым, собственно, и отдано на откуп подсчитывать сумму компенсации. Впрочем, боимся, на практике применять столь громоздкие схемы будет весьма затруднительно. Вот и составители “Правил...” учли этот бытовой момент и на всякий случай дополнили сей несколько академичный устав вполне жизнеспособной “тарифной сеткой”. Короче, если определить конкретный размер ущерба не удастся, болтун, выдавший государственную тайну, наказывается фиксированным штрафом. За сведения с грифом секретности “особой важности” - суммой не менее 20 тысяч месячных расчетных показателей, то есть не меньше 100 тысяч долларов. За “совершенно секретно” придется раскошелиться от 1000 до 20 тысяч МРП. Ну а за самую простенькую государственную тайну с обычным грифом “секретно” можно отделаться суммой в 100 МРП, или 500 долларов. Такая вот занимательная арифметика. Мы бы отметили два позитивных, даже прогрессивных момента в рассматриваемой методике: с одной стороны, ее гуманизм, а с другой - коммерческую привлекательность. Ну не гноить же в самом деле в тюрьмах людей, не устоявших всего-навсего перед искушением “срубить” чуток деньжат вдобавок к своей скромной чиновничьей зарплате?! Как говорится, не те времена. И в то же время государство, наказывая болтунов штрафами, имеет возможность неплохо заработать. Единственный подвох, которым чревата эта выигрышная во всех отношениях схема, что, продав на сторону важный государственный секрет и заплатив в казну по тарифу, отдельные предприимчивые господа могут поиметь приличную “маржу”. А если тайна не просто важная, а особо важная - то и, пожалуй, неприличную... Торговые же операции с обыкновенным секретиком с государственным номиналом всего-то в 500 долларов может позволить себе и вовсе какой-нибудь канцелярский работник средней руки, умеренно берущий за свои неприметные услуги. Так что, конечно, есть опасность, что за короткий срок наши “мальчиши-плохиши” реализуют военную и прочие тайны страны оптом и в розницу. Впрочем, это уже минус не программы, а ее пользователей.
|