25 июля 2003
№ 29 (269)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Культура 

Правдивый “Путь Дукенбая”

Галия Тушкина, кинокритик

В Доме кино состоялась долгожданная премьера нового документального фильма “Путь Дукенбая” режиссера Калилы Умарова о выдающемся сыне казахского народа Дукенбае Досжане

Фильм-портрет посвящен жизни и творчеству писателя, из-под чьего пера вышли произведения “Шелковый путь”, романизированные биографии Абая и М.Ауэзова из серии “ЖЗЛ”, роман-хроника “Площадь” о декабрьских событиях 1986 года в Алматы, роман-исповедь “Весы”, более ста рассказов.
Книгу “Гладиаторы степи” Дукенбай Досжан написал по предложению Президента страны Нурсултана Назарбаева. Это - художественная хроника о неординарных судьбах людей, боровшихся за свободу и независимость Казахстана. Лауреат Государственной премии Республики Казахстан и Национальной премии имени М.Ауэзова, писатель, принадлежит к поколению шестидесятников, к свободомыслящим и прогрессивным.

Продюсер фильма Альжан Абдуллаев (справа) со своим героем

В фильме о Дукенбае Досжане делятся своими впечатлениями и дружескими мнениями многие знаменитые люди нашего времени: Олжас Сулейменов, Абиш Кекильбаев, Герольд Бельгер, Мухтар Магауин, Виктор Бадиков и другие.
Олжас Сулейменов: “Поколение 60-х,70-х годов сыграли большую роль в нашей советской казахстанской литературе. Оно было пионерским поколением, которое открывало новые горизонты нашего мировоззрения, и самые выдающиеся достижения и в искусстве, и в литературе связаны именно с этим поколением. Дукенбай Досжан в этой плеяде отличался особой плодовитостью, поиском своего собственного пути. Этот талантливый, ищущий человек внес неоценимый вклад в нашу сокровищницу”.
Герольд Бельгер: “И вот пришла эта вольная молодежь, очень талантливые, энергичные, начитанные. Они, как правило, только что окончили университет, и все постоянно говорили об Эрнесте Хемингуэе, Кафке, Фолкнере...и среди них был самый молодой, самый тихий, незаметный Дукенбай Досжан. С самого начала своего творческого пути Дукенбай Досжан выделялся по своему кругу проблем: историческая тема и остросовременная тема. Когда он описывает прошлое, он думает о современности. А когда описывает современность, он обращается к прошлому. Именно на стыке этих двух взглядов и высекается творческая искра его таланта”.
Виктор Бадиков: “Это было очень интересное, яркое время. Сегодня мне кажется, что это было время возрождения казахского ренессанса, когда сквозь затвердевшую, высохшую почву прорвалось сильное творческое начало казахской интеллигенции”.
На премьере было много друзей и почитателей таланта Дукенбая Досжана и Калилы Умарова. Море цветов, шуток и непринужденная атмосфера среди собравшихся говорили о том, что документалистика Казахстана переживает сегодня новый взлет и подъем. Многие деятели кинематографии нашей Республики - Ораз Абишев - основоположник казахского документального кино; Асанали Ашимов - народный артист СССР; Сергей Азимов - режиссер-документалист, генеральный директор киностудии “Казахфильм”; Игорь Вовнянко - кинорежиссер - пришли в этот вечер поздравить своего друга и коллегу Калилу Умарова.
Игорь Вовнянко: “Дом кино уже много лет не видел такой палитры личностей, которые сидят в первом ряду. Весь зал заполнен радостными и светлыми лицами. Я бы хотел сказать о режиссере этого фильма Калиле Умарове, человеке особой закваски. Когда-то я был в комитете по государственным премиям и фильм Калилы был одним из претендентов. И вдруг в комитет поступает записка от него: “Я отказываюсь от дальнейшего участия в конкурсе на лауреата потому, что есть более достойные люди”. Это был гражданский подвиг”.
Сергей Азимов: “Так как я сам режиссер-документалист, мне всегда интересно, что делают мои собратья и коллеги по документальному экрану. Что касается лично творчества Калилы Умарова, тут я ревностно внимателен, потому что мастер высокого класса заставляет держать себя в форме”.
Асанали Ашимов: “Фильм мне очень понравился. Человек, о котором он рассказывает, заслуживает самого большого человеческого и творческого уважения”.

“Генералы” казахского кино поздравляют режиссера

В казахском кино документалистика всегда занимала особое место. Сам жанр предполагал реальное отражение событий, происходивших в прошлом, путем сопоставления фактов и исторических документов. Яркие имена, которые вписаны в летопись казахстанской документалистики: Ораз Абишев, Юрий Пискунов, Ораз Рымжанов, Сергей Азимов, Бахыт Гафу и многие другие сформировали национальную школу документального казахского кино.
Даже в годы экономического кризиса, когда, казалось бы, жизнь в казахском кинематографе остановилась, документалисты продолжали снимать. И примером приверженности к своей профессии служит фильм Калилы Умарова.
Созданная совместно с друзьями студия “Калила и компания” стала хорошей технической базой для производства документальных фильмов. Друг детства, а теперь и бессменный продюсер фильмов Калилы Альжан Абдуллаев, стал соавтором многих работ режиссера.
Фильм “Путь Дукенбая” - осмысление роли писателя в обществе, дань уважения к таланту Досжана, благодарность потомков за культурный дар, который Дукенбай Досжан пронес через запреты Советской власти, когда запросто могли обвинить в национализме литературные образы наших просветителей Абая Кунанбаева и Мухтара Ауэзова.
Благодарность за то, что писательский талант и гражданский долг донесли до простых людей правду о декабрьских событиях 1986 года в Алма-Ате и о трагической гибели в милицейских застенках сына казахского народа Кайрата Рыскулбекова.
Сейчас режиссер Калила Умаров работает над русской версией фильма “Путь Дукенбая”, чтобы достойно представить национальный кинематограф на кинофестивалях других стран.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп