27 июня 2003
№ 25 (265)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Смотри в оба 

Школа бессмертия

На днях в Доме кино прошел юбилейный творческий вечер, посвященный 70-летию известного кинодокументалиста, заслуженного деятеля искусств РК, лауреата Государственной премии РК Асылбека Нугманова

Трудно себе представить, какой гигантский труд (труд подвижнический!) вложен в раскрытие темы “Казахстан в Великой Отечественной войне”. Так и называется один из его фильмов, составивших обширный по всем направлениям цикл картин этой тематики. Я бы даже назвала фильмы этого цикла - “По призыву Родины”, “За нами была Москва”, “Казахстан в Великой Отечественной войне”, “Легенда о бессмертии”, “Солдаты Отчизны” - киноэпопеей, - они различны по жанру, настрою, а в целом - стоят на мировом экране как могучий континент. У истинного художника за всем, что он создает, непременно кроется личное отношение, нежное, интимное. Возможно, на этот профессиональный подвиг - создание киноэпопеи - толкнула Асылбека тоска по отцу - Газизу Нугманову, призванному на фронт в 1941-м и погибшему в 1942-м. Так или иначе, он воздвиг памятник всем солдатам Отчизны, каковые имеются в каждой казахстанской семье, и фронтовикам, и тыловикам...
Историю двух “смертей” героя-бойца Зиямата Хусанова - двух “похоронок”, полученных его cемьей, авторы фильма “Легенда о бессмертии” раскрывают на “плане”: Хусанов - отец, его нетвердая стариковская поступь, вся его сгорбленная фигура вызывают эмоциональное переживание, рождая образ родительского горя. В этом интересном фильме много профессиональных “находок” - эпизод “побег из плена”, построенный на фотомонтаже, эпизод “празднование Победы” болгарским народом и другие. Эта совместная с болгарскими кинематографистами картина расширила в свое время географию темы народного подвига в борьбе с фашизмом.
Полнометражная кинолента “Казахстан в Великой Отечественной войне”, посвященная 30-летию Победы, вобрала в себя наработанный за многие годы материал, а также свежий взгляд на тему. Рассказы ветеранов войны здесь обогащаются кадрами старой хроники, и наоборот. Фильм дает полное представление о боевом и трудовом героизме казахстанцев, поднимая тему патриотизма и интернационализма. Через всю картину проходит тема памяти о погибших. Она рождается из контраста “военных” и “современных” кадров, звучит в воспоминаниях и, нарастая, достигает образной кульминации в эпизоде, где снята мать Героя Советского Союза Нуркена Абдирова у памятника своему сыну в Караганде. На ее лице - безутешная скорбь и гордость за сына.

Гордостью за свой народ, за республику, за мужество и сплоченность всех людей перед страшной гримасой фашизма, за славное прошлое и в великих испытаниях отвоеванное “сегодня” проникнута вся нугмановская киноэпопея - вклад казахстанских кинематографистов в мировую летопись Победы...
Характерной для А.Нугманова работой был фильм 1973 года “Медео. Дни и ночи мужества” - о возведении на Медео противоселевой плотины. Режиссер и оператор А.Колесников провели на месте события не одну ночь и не один день мужества, скрупулезно воссоздав его методом наблюдения. Как и в других своих лентах, Нугманов ровно, точно и лаконично распределяет в фильме объемистый материал, запечатлев поистине историческое событие в жизни нашей южной столицы.
“Здравствуй, земля целинная!”, “Целина” - полнометражные фильмы, также сделанные на материале, современном для режиссера. Тема десятилетий советского времени, сколько было на эту тему создано всевозможных фильмов, игровых и документальных, книг и музыкальных произведений, спектаклей и статей... Но если вы хотите узнать об истории освоения целинных земель подробно, во всех ипостасях, то достаточно посмотреть эти нугмановские картины, потому что в них есть главное - рассказ о героизме тружеников села.
Бесценный хроникальный материал (что может быть притягательнее для современного человека, чем кадры идущей за временем хроники!), снимаемый десятилетиями, вылился в свое время (1977г., новая редакция - 1983г.) в грандиозное кинополотно “Грани алмаза”, не сходившее с экрана более 10 лет. Это фильм о прошлом и настоящем Казахстана в течение шести десятилетий советской власти. Название говорит за себя - охвачены все грани жизни нашей бесценной годины того времени: народное хозяйство, наука, культура... На экране - история, запечатленная большим “оркестром” кинематографистов-хроникеров (операторы А.Мищенко, Б.Мамаев, Ю.Литвяков, К.Аманбаев, Л.Кузьминский, И.Тынышпаев) под руководством нашего мэтра - режиссера Асылбека Нугманова.
Рассказать обо всем, что сделал А.Нугманов, в одной статье невозможно, как невозможно за один день посмотреть все, что он cоздал на экране. Но интересно, что же он делает сегодня, в непростое для народа и для киношников время? Так вот, 27 сентября 2001 года состоялась премьера его полнометражного фильма “Звездные братья Казахстана”. Первыми зрителями картины стали участники XVII международного конгресса Ассоциации участников космических полетов. В газете “Вечерний Алматы” было написано по этому поводу: “Материалы фильма десять лет пролежали на даче автора по банальной причине - отсутствие денег на его завершение. В год 10-летия независимости Казахстана деньги нашлись, и киностудия “Казахфильм” отмечает юбилей этим единственным документальным фильмом...” (26.09.2001). Картина посвящена космонавтике и космонавтам, в частности, первым казахам-космонавтам Тохтару Аубакирову и Талгату Мусабаеву. Зритель имеет возможность увидеть подробный и обстоятельный рассказ о профессиональной школе современной космонавтики, пообщаться с легендарными космонавтами - Германом Титовым, Алексеем Леоновым, Владимиром Шаталовым, Владимиром Джанибековым и, конечно же, нашими звездными братьями - Тохтаром и Талгатом, о жизни которых вы получите самое наглядное представление, если посмотрите эту замечательную во всех отношениях картину.
Документалисты - народ крепкий, потому что всегда в поиске, в пути, в испытаниях нравственных и физических. Асылбеку “стукнет” каких-нибудь 70, и он - весь в работе, как и всегда. Сегодня им завершен большой цикл сценариев о казахской государственности. Среди них - сценарий многосерийного фильма “Казахи. Правда великого народа”.
Каждый народ велик. Но не у каждого народа - много великих сыновей. Таких, как наш Асылбек!

Кульшара Айнагулова,
киновед, член Союза кинематографистов
Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп