Страну выводят на чистую воду Воду для бутилирования часто добывают из скважин так же, как и нефть. При этом вода продается дороже нефти. Это говорит о том, что перспективы у производителей воды ничуть не хуже, чем у нефтяников: рынок растет, а неохваченных потребителей еще очень много. При этом питьевая и минеральная вода на сегодняшний день составляют самый быстрорастущий рынок среди FMCG (быстро оборачиваемые потребительские товары). С каждым годом число потребителей бутилированной минеральной и питьевой воды неуклонно растет. Снижение качества водопроводной воды и стремление к здоровому образу жизни (здоровому питанию) привели к тому, что все большее число людей предпочитают пить и готовить на очищенной питьевой воде, разлитой в бутылки. Что касается минеральной воды, то привычку включать обогащенную полезными веществами воду в свой рацион казахстанцы сохранили еще со времен СССР. Сегодня производством питьевой и минеральной воды в Казахстане занимаются как небольшие компании, так и крупные транснациональные корпорации. Если говорить об основных тенденциях развития рынка бутилированной воды, то можно выделить следующее. Не нужно делить рынки на развитые и развивающиеся. Есть рынки быстро растущие и те, которые уже близки к насыщению. Все остальное - это уже конкретная специфика. Но законы, по которым люди покупают минеральную или столовую воду, в принципе одинаковы для всех стран. Рынок бутилированной воды в Казахстане как раз находится в стадии быстрорастущего. Сегодня он (рынок) проходит в своем развитии те стадии, которые Европа миновала тридцать лет назад. Рынок будет расти еще не один десяток лет, прежде чем достигнет стадии насыщения, характерной для Западной Европы. Поэтому можно утверждать, что на рынке бутилированной воды много места, и есть куда расти - все еще только начинается: тут еще будет консолидация розничной сети продаж, а когда предложение известных торговых марок воды или минералки превысит спрос, начнется разделение продуктов на дорогие и дешевые, их адаптация к различным вкусам. Потенциал любого рынка оценивают, сравнивая цифры, например, душевого потребления минеральной воды в одной стране с показателями других стран. Если они меньше, чем на других рынках, значит, есть перспектива роста, ведь потребители, хоть и отличаются по вкусовым предпочтениям, потребляют схожие напитки. В Казахстане ожидается рывок в сфере продажи бутилированной минводы и очищенной питьевой воды, здесь потребление этих товаров отстает от других стран. Согласно оценкам, в Казахстане выпивают в год 12-14 литров бутилированной воды на человека. А в Западной Европе - это 80 литров во Франции, 93 в Германии, 116 литров в Италии. Рост рынка бутилированной воды в РК составляет 20-25 процентов в год. В Казахстане около 15 миллионов жителей, которые выпивают за год по 12-14 литров на человека, т.е. это 180- 210 миллионов литров в год. Причем, около половины из всей бутилированной воды составляет минеральная. При этом рост потребления питьевой воды не влияет на рост потребления природной минеральной. В основном минеральная вода на рынке РК представлена такими местными торговыми марками как “Сары-Агаш” компании “Асем-Ай”, “Сары-Агаш” фирмы “Алекс”, “Серебряная”, “Селеновая”, “Магниевая” компании “Обис” и сложившимися брэндами северокавказских источников, такими как лечебно-столовые “Боржоми”, “Нарзан” и лечебная “Ессентуки 4, 17”. Причем воду под торговой маркой “Сары-Агаш” выпускают около 20 компаний, но брэнд-лидер на рынке один - “Сары-Агаш” от компании “Асем-Ай”. Небольшой процент на рынке имеют брэнды иностранных компаний - “SPA”, “Vittel” и др. Они продаются в верхнем ценовом сегменте, основными покупателями которого являются представители верхней части среднего класса и иностранные граждане. Очищенная натуральная питьевая вода представлена на рынке такими основными по объемам продаж торговыми марками как “Vita”, “Tassay”, “Bon-Aqua”, “Aqua-minerale”, “Calipso”, “Ак Кайнар”, “Хрустальная”. Ценовая конкуренция на рынке минеральной и питьевой воды имеет некоторые особенности: эти товары относятся к ряду товаров “Гиффена”, т.е. спрос на этот товар при снижении цены ведет себя “неправильно”. Так, снижение цены на бутылку воды часто ведет к снижению спроса на нее, а не к повышению. Это объясняется тем, что сэкономленные благодаря снижению цен деньги расходуются на приобретение других напитков. Вода - это исключительно перспективный рынок. И будущее его не только в том, что питьевую воду будут использовать для приготовления еды. Вода способна снабжать организм необходимыми элементами, биодобавками, солями, витаминами. С помощью воды можно снимать стресс, лечиться и проводить профилактику заболеваний.
“Эксперт-Консалт” |