Обложили В прошлом номере мы писали о том, что многие зоны отдыха в Казахстане и окрестностях живут за счет банальной совковой привычки тех самых отдыхающих: раз уж поехали - отдыхать, невзирая ни на какие препятствия, траты и козни арендаторов. Именно за счет этой совковой решимости живут десятки иссык-кульских санаториев, “звездность” которых можно определить лишь как минус 3 или минус 5. Куда денется отмахавший 600 километров казахстанец, даже если ему предоставят скотские условия отдыха (такие аксюмороны рождаются в процессе отпуска). Мотать обратно?
Тот же беспроигрышный вариант используют на экологическом посту при въезде в иссык-кульскую зону. Иногда вдруг вместо положенных 10 долларов требуют с машины 50, вероятно, в связи с тяжелым материальным положением. И куда ты денешься с подводной лодки? Парадокс, но из года в год эта практика себя оправдывает. Равно как и еще одно ноу-хау казахстанско-киргизстанского происхождения. Выглядит все чрезвычайно просто: человек покупает путевку в Казахстане, приезжает в санаторий или зону отдыха на Иссык-Куле, где ему заявляют, что знать такой фирмы не знают и путевки у него неправильные. Потом маринуют его час-два в регистратуре и наконец, “сжалившись”, селят, разумеется, совсем не в те номера, за которые он платил в Казахстане. Но бедняга и тому рад, что не выкинули на улицу. За телевизор, холодильник, горячую воду и вид на море он уже не борется. Хотя и понимает, что переплатил за номер в 2-3 раза.
| А отдых - просто ж..а |
После отдыха, даже если он пойдет ругаться с фирмой-жуликом, девочки там делают круглые глаза, возмущаются не меньше самого клиента и обещают судиться самостоятельно и показать и санаторию, и его тупым работникам кузькину мать. Турист, получивший таким образом сатисфакцию и совершенно уверенный, что сотрудников санатория примерно накажут, удаляется домой. Спектакль отработан годами. Алматы сегодня, как некогда блокадный Ленинград, взят в плотное кольцо арендаторов красот природы, сборщиков подорожных и туроператоров. “Дорога жизни” - традиционно по воздуху: в Турцию, Тунис или Европу. В конце концов, в соотношении “цена - качество” дальнее зарубежье себя оправдывает. Аналогичный сервис и комплекс услуг в Казахстане и Кыргызстане стоит в 2-3 раза дороже. И сколько еще продержится наш туристический бизнес на мифе о том, что “у них” все дорого, а у нас - все дешево. Зато на любом съезде туристических организаций наши представители заламывают руки: “Выездной туризм в Казахстане опережает въездной и внутренний вместе взятые. Количество интуристов с каждым годом сокращается. В начале 90-х годов только в Алматы прибывало до 50 тысяч иностранных туристов, а сейчас всего около 20 тысяч. И все это из-за того, что Казахстан мало знают за рубежом. А еще в наших средствах массовой информации слишком много негатива о наших туристических фирмах”. Господа и дамы! Это не что иное, как прожектерский онанизм. Если в начале 90-х Казахстаном интересовались чужие туристы, а теперь все меньше интересуются даже свои, если те 50 тысяч поведали своим знакомым об уровне сервиса, цен и деликатности турфирм в Казахстане - чего же вы ждете? Причем тут наши газеты? Пока получается, что внутренние туристы вынуждены платить за еще недавно общий дикий пляж, который вдруг стал чьим-то. Причем на самом пляже это никак не отразилось. За порезанную ногу, отсутствие скамеечек, грибков, душа никто не отвечает. Да и само понятие о платном пляже у нас великолепно расходится с общепринятым. Наш вариант платного пляжа - это кусок берега, обнесенный забором. В мировой же практике на платном пляже тебя даже комар не имеет права кусать. Там песок просеивают дважды в день, а по дну рано утром водолазы шарят, острые предметы и камушки собирают, морских ежей выселяют, чтобы, не дай Бог, никто не поранился. Увы, туристическое будущее Казахстана и окрестностей выглядит печально. Тут никакая реклама не поможет. Во всем мире туризм развивается по принципу “друг мне посоветовал, и я поехал”. Один “обутый” турист - это 10 неприехавших. Поэтому без жесткого государственного контроля наши “зоны отдыха” будут лишь создавать о Казахстане представление, как о стране дикой, но дорогой, где не только туристу, а просто мало-мальски приличному человеку делать нечего. Сертификация - способ старый и проверенный, по которому турист ориентируется точно: какого уровня сервис за какие деньги ему здесь ждать. Возможно, после введения частной собственности на землю и появится ряд подзаконных актов, приводящих в чувство арендаторов бывшего народного достояния. По крайней мере, 10 лет независимости нашего туризма от нашего государства на пользу не пошли ни тому, ни другому. Дальнейшая самостоятельность в этом вопросе забьет последний гвоздь в гроб внутреннего туризма. Пока же развиваться у нас может только пеший туризм. С палаточками. Ведь на всех тропках шлагбаумы не поставишь.
|