27 июня 2003
№ 25 (265)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Культура 

Казахский деликатес

Жанна Альжанова-Сагади

В минувшее воскресенье на сцене Дворца Республики состоялась премьера первого казахского мюзикла о несчастной судьбе двух влюбленных, поставленного по мотивам эпоса “Козы-Корпеш и Баян-Сулу”. Называется новоиспеченное музыкально-театральное творение “Козы мен Баян”

В мюзикле задействованы актеры молодежного экспериментального театра “Мен” при академии искусств имени Т.Жургенева. По мнению режиссера Нурканата Жакыпбая, кому как не молодежи наиболее близка ключевая тема трогательных отношений, затронутых в произведении, и кто как не молодые актеры смогут наиболее ярко выразить их на сцене.
Как-то один из театральных критиков республики признался: мюзиклы рождаются только тогда, когда появляется необходимость в них. Судя по реакции зала на премьерном показе, публика горячо приняла новую музыкальную постановку. Соскучился неискушенный казахстанский зритель по настоящему деликатесу!
Из истории известно, что не совсем легко внедрялся мюзикл во Франции. Если знаменитые шоу Эндрю Ллойд-Уэббера принимались французами несколько сдержанно, то произведения “Французская революция” и “Отверженные” Шонберга и Бублиля были мгновенно приняты на ура!
О дальнейшей судьбе первого мюзикла на казахском языке пока еще судить сложно. В мировой театральной практике мюзикл очень долгое время являлся тем самым деликатесом, который предлагал искушенному и неискушенному зрителю Бродвей, когда критики располагались в театрах рядом со студентами, эстеты рядом с простыми рабочими, многие мюзиклы перекочевали на большие экраны и стали смотреться эффектнее... Тем не менее первый шаг сделан. Мы беседуем с “первопроходцем” популярного ныне театрального жанра режиссером мюзикла, заслуженным деятелем РК Нурканатом Жакыпбаем.

- Как возникла идея создания мюзикла?
- Идея пришла очень давно. Лет десять назад я уже начал репетировать со студентами Академии искусств имени Т.Жургенева. Это были полные пластики музыкальные спектакли. Но я постоянно чувствовал, что не нахожу полного выражения своим идеям, задумкам, как-то не дохожу до логического конца... Время уходило, а я торопился... В 1997 году к 100-летию легендарного Мухтара Ауэзова я поставил полуторачасовой спектакль “Коксерек” по мотивам произведения великого прозаика. На международном фестивале профессиональных театров мы удостоились, представив данную постановку, первого места.
В Казахстане все театры - традиционные. Мне всегда хотелось создать свой, молодежный театр, что я впоследствии и сделал. Называется он - “Мен” (в переводе - “Я”). Мы уже ставили “Чингисхана” по произведениям Абиша Кекильбаева и Чингиза Айтматова, “Гамлета” Шекспира... Но полтора года назад я почувствовал наконец в себе силы приступить к постановке мюзикла, предварительно соизмерив возможности свои и ребят. Оказалось, что можем! И тут же начались трудоемкие репетиции.
- Почему во главу угла был взят именно этот эпос?
- Так захотел я. Взял пьесу Габита Мусрепова о Козы и Баян в прозе, но на мюзикл требовался поэтический текст, поэтому стал копаться в архивах, нашел эпос, написанный совсем по-другому Абаем, Чоканом Валихановым... В общем, мюзикл получился сборный.
- По большей части мюзикл - жанр развлекательный, а эпос заканчивается трагически...
- Думаю, несмотря ни на что, у меня все получилось, хотя я очень переживал по этому поводу. Несмотря на мой довольно солидный сценический опыт, страх во мне присутствовал: как примут мюзикл? Все-таки самомнение в человеке - это движущая сила. Знаю, что я не конечная точка казахского мюзикла, я лишь проложил дорогу. Будущее казахского мюзикла еще впереди.
- Саундтреки многих мировых мюзиклов занимали впоследствии передовые позиции в музыкальных чартах. Надеетесь ли вы на то, что и ваш саундтрек займет достойное место в музыке Казахстана?
- Думаю, что да. Изначально мы старались не отходить от канонов казахского музыкального фольклора. Если бы мы опередили традиционную музыку, то зритель не воспринял бы мюзикл. Переход, думаю, должен быть постепенным.
- Главный атрибут любого мюзикла - наличие дорогостоящих декораций. В “Норд-Осте” это был в натуральную величину военный самолет, который во время представления опускается на сцену...
- Были бы средства, конечно, я бы тоже использовал в мюзикле огромный самолет. Но вся гениальность нашей профессии в том, что когда нет денег, ты начинаешь экономить на всем. Из самого дешевого материала пытаешься соорудить нечто сногсшибательное. Вроде как на сцене ничего особенного нет, но все мои декорации играют вместе с актерами. Они как персонажи. В этом вся прелесть.
В моем мюзикле огромное шелковое полотнище перевоплощается в горы, облака, юрту, купол, море, птицу...
- Можно ли считать, что мюзикл преследует коммерческие цели? Мало уметь хорошо поставить - надо уметь его еще и продать.
- Никаких коммерческих целей я не преследую. До уровня мировых мюзиклов мы еще не дошли и не претендуем на то, чтобы нас сравнивали с известными западными мюзиклами. Сейчас мы неделю-другую после шумной премьеры посвятим себя кратковременному отдыху, ну а потом, собственно, дело за продюсерами, которые займутся раскруткой. На первых порах, думаем, представить мюзикл в областных центрах, в Астане.
- Считается, что одной презентацией дело не ограничивается. В среднем число презентаций среднестатистического западного мюзикла доходило до сотни и длиться они могли годами...
- Абсолютно согласен с этим. Я пытался прощупать на премьере пульс зрителя: как он слушает, как воспринимает... Снял все это на видеопленку. Сейчас у меня уже появились новые задумки к мюзиклу: что-то добавить, убрать... Все это будет производиться, конечно, с учетом реакции публики на протяжении определенного отрезка времени.
- Премьера состоялась. Ваши ощущения?
- Я чувствую пустоту. Сомнения терзают меня до сих пор. Может быть, зрители скрывали свою тайную досаду, не стали говорить мне о моих ошибках... Это как ребенок. Когда он только рождается, все не нарадуются на него. Это уже намного позже станут заметны какие-либо недостатки в его поведении, манерах... Знаю, где-то у меня были промахи, где-то торопился... После завершения мюзикла я долго не выходил, боялся показываться на глаза, а люди, оказывается, ждали...
- После успешных театральных постановок многие мюзиклы перекочевывают на большие экраны...
- Я не смотрю экранные версии мюзиклов намеренно. Когда шел “Чикаго”, не отпускал даже своих студентов, хотя они долго просили. Я говорил им: “Сделаем сначала свое, поставим на ноги, потом пойдем и посмотрим вместе!” Я боялся подражательств.
Конечно, если будет предложение создать экранный вариант моего мюзикла, соглашусь с огромным удовольствием.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп