16 мая 2003
№ 19 (259)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Мнения 

Школа и ученик: дружба или противостояние?

Совсем скоро прозвенит последний звонок в школах. В преддверии этого события мы продолжаем начатый в одном из прошлых номеров газеты разговор об общеобразовательной школе, о преобразованиях системы, об оценках, критериях, личностях. И продолжение это посвящено одной из главных фигур, ради которой, по сути, ломают копья новаторы, ученые, учителя и министерства - собственно ученику.
Как не забыть за умными фразами и красивыми проектами о человеке, счастье и благо которого должно быть во главе угла всех идей, как сделать так, чтобы учение доставляло только радость, а на каникулах хотелось поскорее вернуться в родные стены класса? Если это возможно, то, что мешает нам создать идеальную школу? Авторы нашей полосы попытались найти ответы на эти вопросы

Медлить недопустимо!
О плюсах перехода на 12-летнюю систему образования размышляют теоретик и практик

Базар Узабаев, учитель,
отличник народного
образования

Б.У.: Думаю, вы согласитесь, что хорошее образование сегодня - это процветающий Казахстан завтра. Мы пережили много преобразований и поэтому считаю, что в решении вопроса перехода к 12-летней школе должен преобладать эволюционный путь.
А. Т.: Переход на 12-летнее обучение потребует концентрации усилий всей управленческой вертикали образования исполнительных государственных и законодательных структур, а также органов местного самоуправления. Возможно создание координационного совета со статусом юридического лица, что существенно расширит возможности совета.
Б.У.: Мировая образовательная практика показала, что наиболее жизнеспособной и эффективной моделью средней школы является 12-летняя средняя школа. Мы дискутируем, убеждаем себя, что наши дети - самые умные, что у нас одиннадцатилетка. За 10 лет мы впихиваем в их головы то, что проходят в других странах за 12-13 лет.
А. Т.: Нужно понять, что дело не в механическом увеличении срока обучения, а в том, что будут осуществлены системные, структурные, содержательные, методические и прочие разумные изменения во благо ребенка, школы. Речь должна идти не об увеличении знаний, а об их реструктуризации. Надо разгрузить основную и среднюю школу. Формула перехода к 12-летней простая: по мере готовности самих регионов.
Сейчас вводится новое содержание в систему образования с новыми учебниками, нам и так понадобится определенное время, чтобы осуществить все это с 1-го по 11-й класс. А потом мы скажем: теперь мы готовы, чтобы перейти на двенадцатилетку. И все по новой. Затраты на переход одинаковы, поэтому нет смысла дважды делать одно и тоже.
Б.У.: Необходимо внедрение личностно-ориентированного развивающего обучения, что не может быть успешно разрешено при 11-летней школе, когда учебная нагрузка, режим занятий обучающихся рождает дефицит времени. Личностно-ориентированный подход - это проблема индивидуализации образования. Строго говоря, это принципиально новый шаг современного образования.

Адамбек Татенов, директор
городского центра новых
технологий в образовании

А. Т.: Этот переход позволил бы решить многие вопросы сельской школы. Во-первых, проблему преемственности дошкольного образования и образования первой и второй ступеней.
Во-вторых, проблему пропорциональности содержания предметных областей. На мой взгляд, надо усилить экологическое и сельскохозяйственное образование. Мы четко должны осознать, какова сегодня роль выпускников сельских школ в восстановлении агропромышленного комплекса, в сохранении жизнеспособности села.
В-третьих, проблему профильности сельских школ. Учитывая специфику села, ограниченность ресурсов, малочисленность классов, отсутствие параллельных классов-комплектов, решить этот вопрос можно только при организации различных направлений деятельности.
Варианты могут быть найдены на пути развития интегрированных, инновационных моделей сельских школ, создания различных моделей базисного учебного плана, нового содержания предметных областей, а также новой стратегии до профессиональной подготовки. Ресурс времени при 11-летней школе исключает такие подходы, а при 12-летней структуре можно добиться качественного результата в сельской школе. Создание интернатных учреждений в каждом районном центре, сбор лучших учеников - это оголение сельских школ нельзя допустить. А что сказать о планах малокомплектной сельской школы? Насколько можно понять, речь идет о переселении детей в интернаты. Было бы лучше и дешевле платить хорошую зарплату сельскому учителю или привозить в малокомплектные школы хороших учителей, чем обеспечивать детей полным интернатским пансионом.
А. Т.: Во всем нашем школьном деле заложено очень много лжи. Давайте будем честнее. Когда мы говорим, что наш школьник - один из самых грамотных, мы забываем, что один из самых списывающих в мире. Но это едва ли не единственная форма выживания в школе перед лицом бесконечных и непосильных программ. Чтобы коренным образом изменить дело, надо либо сократить программы, либо увеличить срок обучения. Далее. Большинство родителей пытаются налить в трехлитровую банку больше трех литров воды. Да, наверное, ребенок может многое, но чем ему придется заплатить? Самым дорогим - здоровьем.
Пример: лет 15 назад в школе не думали о предмете “Информатика”. Сейчас предмет прочно укоренился в школьной программе. Ему пришлось втиснуться в состав всех предметов и отобрать часы у других предметов. Поэтому то, что ребенок раньше усваивал за два часа (одну тему физики или математики), теперь должен усвоить за один час.
Сегодня появилось много других предметов. Нагрузка на одного ребенка возросла до 45 часов в неделю. При этом для сохранения природного здоровья по санитарно-гигиеническим нормам нагрузка не должна превышать 36 часов в неделю. Этот “нонсенс” должны решать министерства образования и здравоохранения. Результат должен быть утвержден правительством РК.

Гульнара Нугман,
ОО “Крепкая семья”:

Я б в родители пошел,
пусть меня научат

В спорах - быть или не быть двенадцатилетнему образованию - мы совсем не задумываемся о том, кого нам надо готовить. Когда-то стране не хватало специалистов - инженеров, врачей, учителей. С тех пор система не только высшего, но и среднего образования нацелена на решение этой задачи.
Но времена меняются, и уже другие проблемы выходят на передний план, волнуют и людей, и государство. Это подтверждает и опрос, проведенный среди родителей. На вопрос “Что у вас вызовет больше переживаний: когда у вашего ребенка не сложится деловая карьера или личная, семейная жизнь?” подавляющее большинство (72%) ответило - “семейная жизнь”. Лишь для 18% родителей больней отозвалась бы несложившаяся карьера.
“Семья - основа общества” - не пустые слова. Какую бы нашу болячку ни взять - алкоголизм, преступность, наркомания, брошенные дети, старики и т.д., - поиск причин, в конце концов, обязательно приводит к домашнему очагу. Поэтому предпосылкой и самым результативным способом решения этих проблем будет всесторонняя подготовка подрастающего поколения с младых ногтей к здоровому, семейному образу жизни.
Нынешняя же школа занята подготовкой ребят к поступлению в вуз, к престижной работе. И рапортует о своих успехах числом выпускников, поступивших в вуз. А надо бы - еще и числом тех, кто радует и себя, и родителей, и общество созданием крепкой семьи. К тому же пробелы в среднем образовании не восполняются высшим. Понадобились менеджеры, юристы, экономисты и другие рыночные профессии - пожалуйста, нет проблем! Их готовят сейчас все кому не лень. Но вот нигде не видно объявлений о приеме студентов на родительский факультет.
Справедливости ради надо сказать, что еще в советское время предпринимались попытки дать хоть бы элементарные знания по семье и браку. Но курс “Этика и психология семейной жизни” для старшеклассников объемом в 34 часа не отвечал серьезности обсуждаемой проблемы ни по содержанию, ни по количеству отведенных часов, ни по подбору кадров учителей.
Эти часы отдавали и до сих пор отдают учителям совсем других предметов, чтобы они могли добрать часы до нормативной нагрузки. Правда, в последнее время в школе появились психологи, но вопросы психологии семейной жизни составляют всего лишь часть всего круга проблем. Нужны специалисты именно по семье и браку. Странно, что если не государственное, то более оперативное частное образование все еще не откликнулось на существующий спрос.
Мы еще в 1994 году ставили вопрос о подготовке кадров по семье и браку в высшей школе, но он, к сожалению, остался без внимания. Однако это объективное требование жизни, и оно неумолимо пробивает асфальт бюрократии. Не у нас, так у других. Так, в США, в университете Пердью, штат Индиана, факультет семейной жизни был организован еще в 1926 году. Здесь преподают такие дисциплины, как “Личные и семейные финансы”, “Семейная политика”, “Семейная психология” и т. д.
Я специально ездила в университет Бригама Янга (штат Юта, США), знакомилась с опытом подготовки специалистов по семейному образованию и воспитанию. Молодежь чувствует востребованность профессиональных знаний в этой сфере не только в обществе, но и в своей личной жизни. Поэтому на данный факультет большой конкурс. При праве на свободное посещение занятий число желающих превышает вместимость аудиторий. Так, в весеннем семестре 2002 года на трехразовые в течение недели занятия по дисциплине “Укрепление семьи и брака” к 9-ти преподавателям записались 787 человек при наличии 773 мест.
У нас уже давно существует практика работы школ с углубленным изучением отдельных предметов с начальных классов. Так не пора ли, учитывая остроту проблемы, принять такой же способ подготовки молодых к семейной жизни. Причем это должны быть не отдельные специализированные школы, а все. По той простой причине, что каждый человек по профессии должен быть, прежде всего, семьянином, а все остальные профессии должны подкреплять ее и служить ей.

Саулеш Муканова,
директор Института школьного и дошкольного образования им. Ы. Алтынсарина:

Выпускник должен быть компетентным

То, что школьное образование не выполняет возложенных на него социальных функций в полной мере, нет сомнений. О том, каким образом преодолеть это, сегодня ведется много разговоров. Концепция двенадцатилетнего образования, предлагаемая разработчиками как решение образовательных проблем, имеет свои плюсы и минусы.
Та концепция, которая обсуждалась в правительстве, одним из основных аргументов выдвигает вопрос о разгрузке ученика. Однако разработчики этого проекта, поставив целью разгрузить учеников, оставляют в основе всего прежнюю методологию обучения, отбора содержания образования. А за счет чего тогда произойдет предполагаемая разгрузка? Этому не дано объяснений. Сейчас, к сожалению, подход к обучению содержательный: мы интенсивно насыщаем детей знаниями. И в этом процессе добавленный год не сыграет существенной роли: боюсь, набор тем для изучения только увеличится по всем предметам.
Школа - это социальный институт, который должен быть ориентирован на конечный результат. Каким должен быть выпускник, какие качества личности, характера ему нужны, чтобы не потеряться в большом мире? На эти вопросы дает ответы сама жизнь: человек должен быть компетентным, и академическое образование, которое мы даем ученикам, не отвечает в полной мере требованиям сегодняшнего дня. Значит, надо искать другие подходы.
Изучив опыт разных стран - дальнего и ближнего зарубежья - был разработан проект организации образования Казахстана, ориентированного на результат. В чем суть нашей идеи? Мы считаем, что нужна качественно новая образовательная модель, в центре внимания которой находится собственно ученик и его потребности. Разгрузка ученика возможна при условии, если мы, прежде всего, осмыслим назначение школы. Речь идет не о знаниях, как таковых, а о компетенциях.
Выпускник должен уметь работать в команде, уметь применять свои знания функционально, отстаивать их. Осмыслив базовую цель образования, можно думать об организации учебного плана: определить предметы, которые формируют перечисленные качества. Затем думать о содержании этих предметов. Может так оказаться, что часть существующих ныне предметов будет потеряна за счет их интеграции. К примеру, если не задаваться целью учить химию или биологию в чистом виде, можно ввести курс естествознания и так далее...
Наша модель ориентирована на двенадцатилетнее обучение, но по-другому решены подходы к организации одиннадцатого и двенадцатого классов. Над этим проектом работают специалисты как государственных, так и негосударственных учреждений. Я думаю, если идея “оценивать не знания, а компетентность” найдет понимание, тогда кардинально поменяются подходы к отбору содержания предметов. Еще не определены оценочные критерии, этот вопрос находится в стадии разработки.
Наш проект не является сверхзатратным. Но определенных средств требует, впрочем, как и любой другой. И самое затратное в нем - это подготовка учителей, потому что наибольшая ответственность за результат ложится на их плечи.
Хочу рассказать еще об одном нормативном нововведении: наш институт недавно закончил работу по разработке единых образовательных стандартов среднего общего образования Республики Казахстан. Чем хороши стандарты? Мы создали внешнюю нормативную оболочку - рамки, в пределах которых каждый авторский коллектив разработчиков учебных программ, учебников решит по-своему, каким содержанием, формой, временем достигнуть результата. В идеале по этим стандартам может быть разработано очень много программ и, соответственно, учебников. Это позволит реализовать вариативный принцип организации общего образования. Но остается требование достижения обязательного (минимального) уровня подготовки, который должен быть достигнут учеником.
В наших образовательных стандартах вопросу учебной нагрузки уделяется особое внимание, ведь одна из главных задач школы - это сохранение здоровья детей. По существующим нормативам нельзя загружать тех же старшеклассников более 39 часов в неделю.
В этот объем включены часы факультативов и консультаций. А на деле получается 39 часов уроков, а сверх того - все дополнительные занятия. У учащихся нет времени ни осмыслить знания, ни проанализировать - он не успевает это сделать физически. О каком здоровье детей и нации в целом можно говорить при таком подходе к учебным нагрузкам? Я постоянно обращаюсь к разработчикам программ, учебников: перестаньте насыщать содержание, все выучить невозможно...
Существующие сегодня учебники специалисты Центра мониторинга учебников Казахской академии образования им. Ы. Алтынсарина рассматривают на предмет соответствия стандартам, нормам, медицинским требованиям, и в целом логике построения учебников. Для этого определены 77 экспериментальных учреждений образования по республике, которые как раз и занимаются апробацией учебников нового поколения. Все замечания и нарекания обязательно учитываются в процессе подготовки учебников к изданию массовым тиражом.
И в конце мне хочется отметить: процесс реорганизации школьного образования не может быть быстрым. Нельзя думать, что за короткое время мы сможем решить все проблемы этой сферы. Но преобразования необходимы, причем эволюционные, размеренные и хорошо продуманные на каждом этапе.

Юрий Прохоров,
преподаватель:

У нас нет золотых медалистов

Я закончил КазГУ по кафедре истории Казахстана. У меня более 28 лет стажа педагогической работы. Я был и.о. директора школы, членом аттестационной комиссии, работал учителем в 4-11-х классах в городских и сельских школах, в гимназиях, лицее, в частной школе. Я преподавал историю и обществоведение, основы государства и права, курс “Человек и общество”. Принимал выпускные экзамены по истории СССР и Казахстана, обществоведению у более тысячи выпускников 10-11-х классов.
Исходя из своего многопланового педагогического опыта и знаний способностей учащихся, я авторитетно заявляю, что НИ ОДИН выпускник не может претендовать по большому счету на золотую медаль (у нас в Казахстане - “Алтын белгi”), то есть НЕ МОЖЕТ, будь даже он семи пядей во лбу, иметь ОТЛИЧНЫЕ знания ПО ВСЕМ предметам, внесенным в аттестат зрелости. Таких предметов около 20, и для их усвоения требуются разные способности, их комплекс не рассчитан на универсальный ум и талант (есть ли универсалы в современном мире высоких технологий и информации, где каждая отрасль знания требует узкой специализации?).
Несколько слов о самой золотой медали (о серебряной медали речь в этой статье не идет). В СССР золотая медаль была учреждена в 1945 году и действительно чеканилась из золота, но невысокой пробы. Однако с начала 60-х годов медали стали изготавливать из меди и покрывать позолотой. Так что медалей из золота сейчас нет. Слишком много стало “золотых” медалистов!
Уже в среднем звене (5-9-е классы) большинство отличников обычно затрудняются с усвоением математики, родного языка, физики, химии и к 10-му классу могут иметь оценку “3”. Учеников же, будто свободно справляющихся со всеми предметами, уже начинают “вытягивать” к оценке “5” классные руководители, учителя, администрация с родителями. Зачастую это “медвежья” услуга таким ученикам: они перестают реально оценивать свои способности.
А очень способных ребят подстерегает другая опасность: они перестают серьезно заниматься, становятся самоуверенными и скатываются на позиции “середнячков”. А дошедшие до старших классов отличники - престиж самой школы. Действует простой принцип: “Ученик не знает - учитель виноват”, хотя учитель-предметник, излагая новый материал на уроке, никогда не ориентируется ни на слабых учеников (иначе ему придется повторять материал по три раза), ни на сильных (те понимают тему урока легко). Учитель всегда ориентируется на большинство и просто не в состоянии “научить” за время урока.
Но если учитель посмеет поставить (особенно в старших классах) отличнику справедливую оценку (даже 4), директор заявит ему, что это он виноват - плохо учит. Естественно, затем отличнику “натягивается” оценка “5”. Я лично неоднократно ставил отличникам (и в старших классах) оценку “4” и даже “3”. Всегда следовал скандал. Мне заявляли, что если отличник уж математику знает на “5”, то по истории иметь пятерку он просто обязан. Такая логика. Правда, сейчас при поступлении в любой институт надо сдавать экзамен по истории Казахстана. И это правильно!
Знаменитый математик и преподаватель XIX века М.В.Остроградский считал, что высший балл принадлежит Богу (хотя я сам атеист), нижеследующий балл соответствует знаниям самого Остроградского, а учащемуся остаются только остальные баллы. А отличник - выпускник гимназии В.И.Ленин получил золотую медаль благодаря протекции директора Ф.М.Керенского (да-да, отца главы Временного правительства в 1917 году), поскольку по логике имел оценку “4” (не хватало затем логики Ильичу!). Да, многое зависит от профессионализма учителя и его требовательности.
А теперь представьте: “золотой” медалист школы должен отлично разбираться в математике, и в литературе, в родном языке, в истории, в биологии, в физике и так далее. Я среди тысячи выпускников, которые сдавали экзамен по истории, могу по пальцам посчитать тех учащихся, которые действительно показали отличные знания материала (как раз претендентов на золотую медаль среди них почти не было). Признаюсь, я ставил оценку “5”, если я знал, что ученик интересуется историей, либо помогал мне в оформлении кабинета, либо на уроках вел себя уважительно и старался заниматься. Каюсь, что отличникам на экзамене “натягивал” оценку с “4” на “5”.
Есть такое понятие в школе: “на фоне класса”. Ведь 2-3 отличника всегда выделяются по сравнению с другими учениками и поведением, и отношением к учебе, и знаниями. Разумеется, история дается ученикам легче, чем, скажем, математика (хотя и не всем), но сколько раз я убеждался, что мой отличник (обычно, конечно, отличница) в математике не может без формул и уравнений выразить свое собственное мнение в вопросах истории. А ведь золотой медалист должен отличаться и в общественном труде, быть физически развитым. А примерное поведение?
Что касается учебной программы, я убежден, что не может претендент на золотую медаль сочетать различные способности: и писать без ошибок, и решать уравнения, и чертить аккуратно, и прыгать через “козла” и т.п. Мы же - родители, учителя, администрация школы - “тянем” псевдоотличника из класса в класс, не требуя от него по-настоящему инициативы и самостоятельной работы. А потом “валятся” наши “золотые” медалисты на вступительных экзаменах в институты.
Ученик к 10-му классу должен уже задуматься о своем будущем. Если его интересует профессия врача, то основное внимание надо обратить на конкретные предметы. Недаром ведь в институтах красный диплом выдают тем, у кого 75 процентов пятерок и 25 четверок.
И в заключение парадокс: золотая медаль выпускника - реальность, ее можно подержать в руке, и в то же время она - миф, поскольку по большому гамбургскому счету НИ ОДИН отличник не может заслужить ее в полной мере.
P.S. Осмелится ли хоть один выпускник школы с золотой медалью, положа руку на сердце, открыто заявить, что он действительно заслуженно получил ее и все предметы, внесенные в аттестат, знает на “отлично”?!

Полоса “Мнения” содержит материалы,
высказывания и оценки, которые редакция
не всегда разделяет.
Ведущая полосы Ирина Гайкалова
Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп