16 мая 2003
№ 19 (259)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Мир 

Прибалты скоро совсем
станут европейцами
и забудут о советском прошлом

Ботагоз Сейдахметова

Этим летом в трех бывших советских республиках пройдут референдумы по вступлению в состав Европейского союза, после которых, даже независимо от результатов народного голосования, Эстония, Литва и Латвия окончательно обретут статус европейских государств

Тэрэ, Эстония!
“Тэрэ” - по-эстонски означает - здравствуй. Когда-то, в славные советские времена это слово было первым, которое узнавал турист в Таллинне, городе, в котором не любили русский язык. Столица Эстонии в майские праздники была любимым местом московских студентов. Ночь в поезде, и наутро ты оказывался в западном мире, с Ратушной площадью, уличными музыкантами и художниками, стильными кафешками с настоящим кофе и горячим вином. Короче, это было путешествием на Запад, для которого не требовалось делать визу.
Современный Таллинн стал еще более западным, от советского осталось только неприятие всего русского. В будущем году Эстония станет полноправным членом Европейского союза и обретет теперь уже официальный статус европейского и капиталистического государства.
Между тем, по мнению Тармо Тармета, директора Союза газет Эстонии, “Эстония - самая евроскептическая нация, которая вступает в Европейский союз”.
Союз газет Эстонии - это неправительственная организация, которая занимается совместными проблемами газет, тренингами журналистов по разным вопросам, включая и то, как писать о Европейском союзе нейтрально, то есть с учетом и позитива, и негатива.
“Эстонцы имеют особый менталитет, где эмоции не преобладают над разумом, - продолжил тему эстонского скепсиса по отношению к ЕС Тармо Тармет, - Мы рациональная нация. Люди видят проблемы во вступлении в Европейский союз. Например, хозяева маленьких ферм считают, что будет очень тяжело. Цены на многие товары станут выше, чем теперь, и наши зарплаты не будут им соответствовать и расти так быстро.

На Ратушной площади Таллинна все больше слышна английская речь: “советских ” туристов стало меньше, чем гостей с Запада

Но у молодежи позитивное отношение к вхождению в Европейский союз, потому что это открывает ворота в Европу. Я думаю, что в августе Эстония тоже скажет “да”. Потому что Эстония в ЕС видит не только экономический и политический союз. А еще и так называемую мягкую гарантию безопасности против проблем с Россией, которые могут возникнуть, если в России сменится правительство. И такие люди, как Жириновский, будут говорить: опять Россия должна возвращать регионы Балтийского моря. Люди помнят, как в 40-м году Эстония была оккупирована Советским Союзом.
И это чувство у людей все время - если мы будем в ЕС, то это поможет нам противостоять этой теоретической проблеме с Востока, я имею в виду Россию. Когда люди в Эстонии говорят Восток, они имеют в виду Россию, и только в обширном смысле это Центральная Азия, Япония и Китай”.

Литовские фермеры
станут европейскими

Начну с простой справки. Столица Литвы не Рига, а Вильнюс. Знакомые литовцы со свойственной только им вежливой иронией замечали, что это типичная ошибка русскоязычных. Один из моих литовских собеседников рассказывал, как еще во времена Хрущева литовские крестьяне не хотели сажать кукурузу. Никита Сергеевич вызвал своих подчиненных и дал им задание разобраться с непокорной... Ригой. Говорят, тогда полетели головы многих латышских руководителей.
Между тем, еще два года назад, российский президент Владимир Путин выступил с предложением об участии российских представителей в переговорах о вступлении Литвы в ЕС. Затем последовал ряд переговоров между Россией и Литвой по вопросу о статусе Калининграда, российского анклава в Литве. Литва в свою очередь зависит от российской нефти. По оценкам экспертов, после приобретения ЮКОСОм Мажейскяйского нефтекомплекса, последние только выиграли.
Вильюс Каваляускас, советник премьер-министра Литвы по работе с прессой и международным отношениям, политический комментатор, не считает себя политиком. Журналистскую карьеру начал в Соединенных Штатах и мог бы и дальше удачно подниматься по карьерной лестнице в благополучной Америке. Но, по его собственному признанию, вернулся в Литву, так как на родине начинались интересные события.
- Я не отношусь ни к одной политической партии, кроме Компартии, из которой вышел.
10-11 мая состоится референдум, от его результатов зависит многое, поэтому мы очень обеспокоены. Самое главное, чтобы люди участвовали, потому что, например, в Венгрии в референдуме приняло участие меньше половины населения, и это была проблема. Как журналист и гражданин я считаю, что Европейский союз - это единственная альтернатива. Литва не Норвегия, которая очень богата и живет на свои средства и за счет своих полезных ископаемых.
Кроме того, быть в европейской семье - это наша судьба, гарантия демократии, это гарантия для нашей экономики. У нас много проблем в сельском хозяйстве, особенно мы надеемся на получение выплат и пособий ЕС. Для наших крестьян они очень важны. Наше государство не в состоянии им помочь, потому что в Литве, как и во всем постсоветском пространстве, проблемы с сельским хозяйством. У нас происходит перепроизводство, так что сельхозпроизводителям негде сбывать свою продукцию. Литовские крестьяне обеспокоены тем, как продавать мясо, молоко. Это просто явление свободного рынка. Нам надо будет выплачивать людям пособия, чтобы они производили меньше.
- Насколько я знаю, главные противники вступления в ЕС в Балтийских странах - это крестьяне...
- Да. Кроме того, себестоимость продукции у нас выше, чем в индустриальных странах. И это тоже нужно учитывать. Наши крестьяне будут получать в 4-5 раз больше, чем может выплачивать Литовское государство. Это очень важный фактор, хотя именно это самая опасная группа, которая может не проголосовать на референдуме.
Они опасаются неравенства с крестьянами Западной Европы. Я как журналист, считаю, что самое главное, что мы получим - гарантии демократического развития. Везде происходят различные упадки и подъемы политической системы. У нас тоже была охота на ведьм. Теперь мы перешагнули, и членство в ЕС будет гарантией того, что это никогда больше не произойдет.
- Для простого литовского крестьянина такой довод как гарантия демократии имеет вес?
- Я думаю, что это больше проблема интеллектуалов, потому что мы немного больше смотрим дальше вперед. Литовские крестьяне такие же граждане, как и мы, но они думают о сегодняшнем времени. В Литве безработица 10-15 процентов, а в сельских районах она куда выше. ЕС даст альтернативу, потому что будем развивать какие-то другие ремесла. Будут специальные программы по сельскому хозяйству, где люди смогут получить деньги на какие-то проекты.
Но самое главное тогда легализовать все производство, чтобы все знали, сколько у вас коров, и чтобы все они были зарегистрированы. Люди научились бы жить цивилизованно, то есть и платить налоги, и вести нормально, цивилизованно свое хозяйство. У нас даже есть специальные курсы, где обучают фермеров, как подойти к фондам европейским, как получить деньги от них. У нас теперь большая задача, у журналистов - научить людей как жить, как изменить наше мышление.
- Часть экспертов говорила о том, что восточноевропейские страны - кандидаты на вступление в НАТО, поддержали позицию США по отношению к Ираку по той простой причине, что США лидер в НАТО?
- Я имею личное мнение, которое не всегда совпадает с мнением официальным. Я думаю, что у нас три приоритета внешней политики: членство в ЕС, второе - это НАТО, и третье - хорошие отношения с нашими соседями, то есть с Россией и восточноевропейскими государствами. И мы пытаемся как-нибудь сбалансировать их.
У Европейского союза не было общей позиции по Ираку. И мне лично нравится позиция Франции и Германии. Но я не политик и не голосовал в парламенте по этому вопросу.
Безопасность очень важна. Мы очень миролюбивый народ, и любые увеличения военных расходов считаем неправомерными. Мы говорим, что нужно больше тратить на науку, мы видим свое будущее в том, что будем образованными, что у нас будет своя ниша в Европе, а не тем, что будем хорошими солдатами.
Но, с другой стороны, коллективная безопасность стоит дешевле, нежели содержание собственной армии. Не будет секретом, что у Литвы есть военная авиация, но нет ни одного танка. Я помню, как в 1995 году я сопровождал официальную казахстанскую делегацию и президент Назарбаев сказал, что, мол, раз у вас нет ни одного танка, мы можем подарить вам штук десять. Мы отказались. Я тогда еще пошутил - у нас слишком хорошие дороги для танков.
Изменилась и НАТО. Когда был Варшавский договор, было напряжение между двумя блоками. Теперь блоков нет. Я хотел бы, чтобы структура организации носила больше политический характер, чтобы мы могли решать и находить мирные решения политических вопросов.
Литва послала в Ирак десять своих солдат, но они снабженцы. Они будут обслуживать какие-то грузы в Кувейте. Но это наше решение. Литва тоже имеет свои обязанности в борьбе с международным терроризмом.
P.S. Пока готовился материал, в Литве прошел референдум, на котором почти 90 процентов литовцев, прибывших на избирательные участки, сказали “да” идее вступления Литвы в ЕС.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп