16 мая 2003
№ 19 (259)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Смотри в оба 

Вверх по лестнице,
ведущей вниз...

Георгий Афонин

10 мая в Алматы в кинотеатре “Арман” открылась Неделя европейских фильмов, ставшая уже традиционным ежегодным праздником европейского кино в Казахстане

Представительство Европейской комиссии, бессменный организатор и идейный вдохновитель кинонедели, на этот раз не только порадовало зрителей хорошими фильмами, но и удивило. Почти все картины, представленные на фестивале, сняты за последнее десятилетие в “обновленной” Европе, в чем-то совершившей рывок вперед, в чем-то тяготящейся грузом прошлого. Специальной концептуальной направленности у фестиваля нет, и этот принцип был заложен в основу самой идеи кинонедели - как можно более плюралистично и разнообразно показать на широком экране сегодняшнюю жизнь Европейского континента.

Посольство Греции представило фильм “Василики”, Чехии - “Полено”. Знакомством с творчеством нидерландских кинематографистов стала картина “Открытие неба”, а самым ярким событием фестиваля - показ фильма немецкого режиссера Андреаса Дрезена “Половина лестницы” и итальянской картины “Язык святого”. “Договор об аренде” (Литва) и “Решающий голос сеньора Кайо” (Испания) продемонстрировали схожесть взглядов и творческих поисков режиссеров этих двух таких непохожих стран. Показанные по инициативе посольства Венгрии “Некая Америка” и польская картина “У Бога за пазухой” дали повод порадоваться за восточноевропейский кинематограф, динамично развивающийся в современных непростых условиях и после периода “слома эпох” приобретший свое неповторимое лицо. Французская лента “Мариус и Жанетт” - история, мастерски рассказанная режиссером Жаном Виго в духе “французской новой волны”. Великобритания, традиционно представлявшая на фестиваль затянутые, малопонятные и откровенно скучные фильмы, за исключением, пожалуй “Обнаженного”, порадовала философской картиной “Однажды в Мидландс”, где хорошая режиссура дополняется отличной актерской игрой.
Особо хочется сказать о немецкой программе, представленной посольством Германии и Гёте-Институтом в Алматы. Немецкое кино всегда было для нашего зрителя загадкой, сочетавшей в себе элементы “далекого” и “близкого”. И, наверное, только после объединения Германии мы увидели истинное лицо немецкого кинематографа, не искаженное гримасой политкорректности и всяческими “измами”. А может, просто разглядели его прежние черты при свете солнца, которое у нас одно на всех.

Представленный по инициативе Гёте-Института в Павлодаре и Караганде фильм “Прекрасная Марта”, снятый режиссером Сандрой Неттельбек, в котором показан мир современной женщины, обладает элегантностью, точностью инсценировки и отличается уверенным чувством времени. Эта картина - премьерная для Казахстана и первое знакомство нашего зрителя с творчеством Сандры Неттельбек, одной из самых активно снимающих женщин-режиссеров Германии. В 1995 году она сняла свой первый фильм “Непостоянный и холодный”, а два года спустя получила приз Макса Опюльса, присуждаемый за лучший немецкоязычный фильм молодым авторам.
В том, что даже в кинобизнесе встречаются сказки, убеждает история молодого и никому неизвестного режиссера из Восточной Германии Андреаса Дрезена. Исполнитель главной роли в его маленьком и мрачном фильме о Берлине Михаэль Гвисдек получает в 1999 году Серебряного медведя на фестивале Берлинале. А сам фильм - серебряный немецкий киноприз. На полученные деньги Дрезен снимает еще более печальный фильм во Франкфурте-на-Одере. И снова - серебряный немецкий киноприз. “Половина лестницы”, представленный на фестивале, - последний фильм Андреаса Дрезена, кинокритики называют чудом кино во всех отношениях. Он был снят на цифровую видеокамеру командой из 12 человек, без сценария и практически импровизированно: перед съемками были только заголовки сцен. Этой гибкой манере рассказа соответствует и свободная работа оператора Михаэля Хаммона, кадр которого постоянно наполнен движением, будто он идет за героями буквально по следу с камерой в руках. Детали не прописаны, общие планы смазаны и не запоминаются. Но что оставляет впечатление, так это диалоги и фактура “тесного” пространства. В результате у Дрезена перед монтажом было ровно 70 часов отснятого материала. А изображение его героев, которые являются, по сути, антигероями, стало более точным, возможно, и потому, что все четверо - друзья, уже работавшие ранее вместе.

Фильм, который снимал Дрезен, мог бы получиться скорее подходящим для телевидения (как предыдущая его лента “Женщина-полицейский”, который потом все же попал в кинопрокат). Но в результате получился фильм, который вряд ли мог быть более убедительным и насыщенным. Нет сценария? Но каждая сцена смотрится проработанной и завершенной. Нет денег на кинозвезд? Но актеры играют так, будто речь идет об их жизни. Все импровизированно? Кинооператор Михаэль Хаммон и монтажер Йорг Хаушильд создали картины, полные тепла и близости, которые редко бывают в кино. И в жизни. С железобетонными домами, автомобильными пробками и загрязненным воздухом. Со скукой и вечным холодом. В повседневном кошмаре вечеров, споров из-за машины или последнего пудинга в холодильнике. Жизнь двух супружеских пар между тридцатью и сорока, довольно откровенно рассказанная режиссером, на самом деле история о возможности падения, вероятной его глубине и цене, заплаченной людьми за это падение. Уве (Аксель Праль) содержит бар, его жена Эллен (Штеффи Кюнерт) - продавщица в парфюмерном магазине. Крис (Торстен Мертен) - утренний ведущий на местном радио, который строчит бодрые фразы, сочиняет гороскопы и тут же передает их в эфир. Его супруга Катрин (Габриэле Мария Шмайде) занимается оформлением грузовиков на автобазе. Однажды Крис объявляется в парфюмерном магазине. И хотя покупает духи для своей жены, он как-то слишком глубоко заглядывает в глаза Эллен. Все это заканчивается в машине под большим мостом. И “благополучно” продолжается до тех пор, пока однажды Катрин неожиданно не приходит вечером домой и обнаруживает своего мужа в ванне с Эллен. Быстро выясняется, кто кого обманывает. Неопределенно долго тянущиеся душевные мучения, ложь и смятение разрешаются весьма интересно, а название “Половина лестницы”, конечно, имеет двойной смысл. Речь идет о возрасте героев, достигших “половины” своей незатейливой жизни. Что будет дальше? Выживание в повседневной рутине было бы слишком скучным содержанием для такого фильма, чтобы на нем останавливаться. Франкфурт - город не слишком привлекательный, но и не последнее место в Германии, и социальное положение показанных героев не так уж тяжело. В этом и состоит отличие картины Дрезена от британских фильмов с социальной критикой, особенно от Кена Лоуча, обращающего свой взор на мрачное, порой безвыходное положение рабочих. Еще одно свойство картины - теплота и точность описания личностей героев. Они почти не говорят о своих проблемах, но в этом сказывается мастерство авторского наблюдения над жизнью на “половине лестницы”. Где не достигнуто то, что хотелось, где нет движения ни вверх, ни вниз, ни вперед, ни назад. Жизнь становится временным состоянием. И это не самый худший из миров. Автор рассказывает зрителю о попытке вырваться из этого мира. Но прежде всего фильм о четырех героях, которые пытаются разобраться в жизни, друг в друге и в самих себе. Кто прав? Кто нет? Фильм оставляет эти вопросы открытыми. Автор, а с ним и зрители, слишком близко подошел к своим героям, чтобы еще их и судить. Но несколько дней спустя все же ощущаешь радость, как будто после хорошего общения с кем-то близким. Это были Уве или Катрин, Эллен или Крис. В жизни которых все распадается и складывается по-новому. Но теперь уже совсем по-другому.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп