16 мая 2003
№ 19 (259)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Исследования 

Пояс безопасности

Василий Демьянов

Все в мире взаимосвязано. Рост экономики связан с инвестициями. Инвестиции требуют безопасности. Безопасность требует значительных материальных вложений и дипломатических усилий

Кому-то может показаться, что для нас все эти проблемы - дело третье. Мол, есть нефть, металл, руда, зерно - от голода не погибнем. Но чтобы понять, насколько сильно мы зависим от этих процессов, достаточно очень простого примера. После апрельского Послания президента страны, в котором правительству было поручено пересмотреть республиканский бюджет в сторону увеличения расходной и доходной части, были обнародованы потрясающие цифры.
Два доллара и двадцать центов - сумма, на которую правительство увеличило прогноз экспортной стоимости одного барреля казахстанской нефти, - в итоге дали семьдесят миллиардов тенге дополнительных поступлений в казну. В пересчете на каждого жителя страны это составит более 4,5 тысячи тенге.
Благодаря этим деньгам будут повышены пенсии, заработные платы учителям и врачам, решены многие социальные вопросы.
Сейчас мы наблюдаем довольно бурный рост нашей экономики. Десять процентов прироста валового внутреннего продукта (ВВП), зафиксированные по итогам первого квартала этого года, - очень хороший показатель. Для сравнения отметим, что многие развитые страны, такие как, например, Германия, пытаются увеличить свой ВВП на доли процента.

Диагноз - терроризм...

Чудес в экономике не бывает. Любое чудо - результат напряженного труда. Такой рост нашей стране никто не гарантировал десять лет назад, когда реформы только начинались. Нефть и полезные ископаемые еще надо извлечь из недр и доставить до мировых рынков. Вот тут и начинаются весьма серьезные проблемы, в решении которых роль государства весьма высока..
Как известно, сырьевой сектор экономики является чрезвычайно капиталоемким. Если в странах Персидского залива себестоимость добычи одного барреля нефти составляет от одного до трех долларов, то в Казахстане этот показатель намного выше - от 7 до 9 долларов. Чтобы добывать объемы нефти, способные обеспечить устойчивые доходы бюджета, нужны были миллиарды долларов инвестиций.
Сами по себе деньги в страну не приходят - инвестору нужны гарантии стабильности государства, наличие в стране рыночной инфраструктуры, внятной законодательной базы и еще очень многое, чтобы мировой капитал поверил в Казахстан. Следующий этап - эти самые полезные ископаемые нужно доставить до потребителя. Вряд ли инвестор, даже самый крупный, сможет договориться с правительствами граничащих с Казахстаном стран о предоставлении льготных экспортных квот на прокачку нефти по трубопроводам, транзиту по железной дороге, аренде терминалов в портах и т.д. По мировым ценам - пожалуйста. Но тогда прибыль и, соответственно, налогооблагаемая база значительно сокращаются.
В этом контексте усилия казахстанского руководства по интеграции в рамках ЕврАзЭС, Таможенного союза и других объединений, созданных по инициативе Казахстана, имеют весьма прагматический смысл. Как мы могли убедиться, всего один доллар с каждого барреля нефти дает десятки миллиардов тенге роста поступлений в республиканский бюджет.
То есть сложные переговоры по согласованию тарифов, поиск новых возможностей интеграции и взаимные уступки партнерам по ЕврАзЭС в конечном итоге оборачиваются вполне реальными деньгами. И далеко не всякий гражданин в нашей стране может оценить тот огромный объем работ, предпринимаемых государством шагов во внешней политике.
На самом деле ведь не ради собственного удовольствия мы тратим деньги на организацию интеграционного процесса, проводим саммиты, встречи на разных уровнях, встречаем и провожаем многочисленные иностранные делегации! Впоследствии все эти вложения возвращаются сторицей.
Мы привыкли анализировать противостояние между Россией и США по вопросам поставок “ножек Буша”, очень четко понимая, что за куриными окорочками стоят американские фермеры и вся агроиндустрия Америки, но при этом не всегда видим, как больно бьют по казахстанским аграриям расценки российских железных дорог.
Наша пшеница на элеваторе стоит намного дешевле, чем то же зерно, но уже доставленное в прибалтийские порты... Другими словами, можно много молиться за хороший урожай, но до тех пор, пока глава нашего государства не договорится по ключевым политическим и экономическим вопросам с руководителями стран, окружающих Казахстан, выгодно продать зерно будет весьма проблематично.
Достаточно отъехать несколько сотен километров от Алматы, чтобы попасть в совершенно иной мир. Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркмения, а дальше и Афганистан - трудно назвать процветающими странами. Стагнирующие или просто отсутствующие как таковые экономики этих стран не в состоянии обеспечить нам рынки сбыта. Зато легко могут обеспечить нестабильную ситуацию в регионе...
Нищее население на юге и востоке, живущее менее чем на один доллар в день, вынуждено заниматься наркоторговлей, выезжать в другие страны на заработки. За десять лет после развала Союза образовательный уровень резко снизился. В Ферганской долине, где причудливым образом пересекаются границы, ситуация осложняется проблемами с поливной водой и дефицитом плодородных земель.
В этих условиях государственные институты не в состоянии противопоставить идеологические барьеры исламистам, легко набирающим протестный электорат. Таким образом, помимо экономических проблем, которые сегодня решает Казахстан, нам приходится прилагать значительные усилия для поддержания стабильности в регионе.
В этом тоже есть простой и понятный смысл. Если богатый человек может съехать из бедного района, чтобы жить среди равных, не опасаясь проявлений социальной ненависти по отношению к себе, к членам своей семьи, то вся страна не может переместиться в более благополучный регион... Конфликтные ситуации в соседних странах неизбежно отразятся на казахстанской экономике. В страну хлынут беженцы, активизируется наркоторговля, международные террористические организации не преминут воспользоваться возможностью дестабилизировать ситуацию в нашей стране хотя бы потому, что в Казахстане присутствует американский, российский и китайский капитал.
Как известно, именно эти сверхдержавы являются мишенью для террористических организаций. США - из-за политики на Ближнем Востоке, Россия проводит контртеррористическую операцию в Чечне, а в Китае Синьцзян-Уйгурский автономный район до сих пор считается зоной особого внимания китайского руководства из-за непрекращающейся активности уйгурских сепаратистов.
Поэтому Казахстан сегодня выстраивает целую систему безопасности в регионе. Существует несколько организаций, созданных и по инициативе и при участии нашей страны. Они логически дополняют друг друга, позволяя странам-участницам совместно решать многие вопросы. Например, главным итогом последней сессии стало повышение статуса Договора о коллективной безопасности (ДКБ) до Организации ДКБ (ОДКБ). Напомним, что в ОДКБ входят Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.
Многие наблюдатели уже даже заявили, что новая структура напоминает НАТО. Истинная роль ОДКБ обозначилась уже в том, что Россия, входящая в эту организацию, делегировала на должность генсека Николая Бордюжу, профессионального пограничника. Вместе с тем на последней сессии было решено, что страны-участницы будут получать российское вооружение по тем же ценам, что и вооруженные силы РФ.
Таким образом, заслон, препятствующий проникновению на территорию Центральной Азии радикальных исламистов, приобрел зримые очертания и внушительную поддержку со стороны России. Ведь ни для кого не секрет, что полевые командиры в Афганистане не утратили своего влияния, а контролируемые ими потоки наркотиков ничуть не сократились после разгрома движения “Талибан” войсками антитеррористической коалиции.
Сразу после сессии ДКБ в Алматы состоялась встреча министров иностранных дел другой, не менее значимой и для региона, и для мирового сообщества, организации.
Речь идет о Шанхайской организации сотрудничества, куда входят Казахстан, Китай, Россия, Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан. Эта встреча - последняя перед тем, как президенты стран-участниц поставят подписи на документах, окончательно оформляющих структуру и функции ШОС, которая уже в следующем году начнет реально оказывать свое влияние на международную политику.
Глава российского МИДа Игорь Иванов подчеркнул, что ни ДКБ, ни Шанхайская организация не направлены против какого-либо государства. Главная цель - противостоять современным угрозам. А у Шанхайской организации - это еще экономическая и гуманитарная составляющие. “Это не конкурирующие организации, а взаимодополняющие. И я уверен, что между ними будет налажено конструктивное взаимодействие, которое будет отвечать интересам наших государств”, - сказал российский министр. Как известно, одним из итогов этой встречи стало избрание первого исполнительного секретаря Шанхайской организации. Им стал Чжан Дегуан, в свое время возглавлявший дипломатическую миссию Китайской Народной Республики в Казахстане.
Легко заметить, что две международные организации имеют, как сказали бы математики, пересекающееся множество членов. Это позволяет, как уже говорилось выше, дополнять систему безопасности в регионе Центральной Азии возможностями этих структур. Присутствие ядерных держав - России и Китая - в этих организациях дает определенные гарантии безопасности Казахстану, добровольно отказавшемуся от оружия массового уничтожения.
И, разумеется, говоря о безопасности в Центральной Азии, нельзя не сказать и об антитеррористической коалиции, в которой ключевую роль играют Соединенные Штаты. Благодаря операции против режима талибов американцам удалось серьезно укрепить свои позиции в регионе, разместив на территории Узбекистана и Кыргызстана свои военные базы. Таким образом, в Центральной Азии за короткое время развернули свое присутствие супердержавы, определяющие сегодня мировую политику, с мнением которых, безусловно, считается мировое сообщество. Несмотря на то, что каждая из этих стран имеет свои геополитические интересы, партнерство с ними во всех этих организациях обеспечивает нам относительную безопасность и возможность для маневра.
Любая нестабильность в регионе грозит нам длинным перечнем серьезных проблем, среди которых отток инвестиций значится в верхних рядах этого списка. Там, где делаются деньги, должно быть спокойно - это аксиома.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп