Ползучая революция? Сергей Волков, обозреватель После громких заявлений двух топ-менеджеров из Астаны об ошибках и недочетах в работе Национального банка РК многие эксперты поставили крест на бюрократической судьбе г-на Марченко. Мол, парень сделал свое дело (укрепил и развил банковскую систему в республике) - парень может уходить. Но Григорий Александрович у нас не из слабогрудых, а потому остался на чиновничьем плаву. И не только остался, но даже дал общественности понять, что именно он продолжает быть рулевым “финансового обоза” страны. К примеру, на днях г-н Марченко публично заявил следующее: “Сейчас, я думаю, все поняли, что развитие рынка акций является одним из приоритетов; правительство нас в этом смысле поддерживает”. Не сказать, что участники данного рынка сразу захлопали в ладоши. Любое заявление председателя Нацбанка РК всегда сулит игрокам финансовых олимпиад только ужесточение правил. Другое дело, что строгое выполнение новых правил также всегда сулит финансистам неплохие прибыли и покровительство главного банкира страны. Но чиновники из Астаны не работали бы в этом городе, если бы просто так “отпустили” председателя этого банка. Я уже писал о том, что публичные недовольствия в столице просто так не произносятся. А Нацбанк РК - слишком уж “лакомый кусочек”, чтобы правительственные чиновники его просто так оставили в покое. Сегодня в некоторых отделах администрации президента и министерствах уже не скрывают, что пришло время порулить Нацбанком РК новым менеджером. Этим детям от политики кажется, что стройная и устойчивая финансовая система в республике организовалась и функционирует сама собой. Вроде как звезды так сошлись, и так будет вечно. И чего бы такой симпатишной системой не поруководить. Благо, охотников - хоть отбавляй! И пока г-н Марченко рассказывает журналистам о поддержке правительства, то - не дремлет, а выпускает постановление за номером 414, в котором говорится о появлении на свет законопроекта, согласно которому в стране должны быть введены свежие правила госрегулирования и надзора за финансовыми рынками и финансовыми организациями. Естественно, что правительственный документ изобилует правильными фразами про “повышение стабильности финансовой системы” и “создание условий по недопущению нарушений интересов потребителей финансовых услуг”. Это наши чиновники зазубрили как “Отче наш”. А вот потом они заявляют о необходимости создания “уполномоченного органа”, который будет подотчетен только президенту страны. Появление на финансовых рынках республики нового “оперуполномоченного”, конечно, можно расценить как поддержку усилий Нацбанка РК по их окончательному реформированию. Но что-то мешает в это поверить. Скорее всего, это “что-то” - есть уверенная работа главного банка государства. А посему возникает вопрос: зачем разводить на государственной грядке еще один орган, если официальный контроль над финансовой сферой и так отвечает практически всем современным международным нормам? Еще более непонятна позиция правительственных менеджеров после ознакомления с правилами новоявленного “уполномоченного органа”. Оказывается, именно он будет иметь право выдавать соответствующие лицензии на оказание финансовых услуг. Кроме того, свежий “упорган” будет следить за тем, чтобы конкуренцию в сфере финансовых институтов никто не ограничивал. А также за тем, чтобы не было злоупотреблений со стороны доминирующих на рынке финансовых организаций. Спрашивается, зачем в свое время надо было “раскулачивать” Антимонопольный комитет и забирать у него функции контроля за финансовыми монополистами, чтобы через несколько лет выдумывать новую госструктуру для выполнения тех же самых функций? Воистину, непостижимы фантазии бюрократических умов. Зато эти же умы четко прописали в законопроекте, что структура и штатная численность вместе с председателем и его заместителями “уполномоченного органа” утверждаются лично президентом страны. Таким образом, попытка изъять у Национального банка РК часть его функций астанинскими (астанайскими?) топ-менеджерами осеняется именем главы государства. Ход неплохой. Но только исходя из бюрократических иллюзий. Есть еще такие заблуждения у некоторых наших чиновников: мол, главное, “пробить” подотчетность президенту, а там уж мы всем кузькину мать покажем. Но то, что могло пройти лет 10 назад, сегодня уже не актуально. Да и не факт, что руководитель страны захочет иметь под своим управлением еще один “особый” исполнительный орган. Ему и правительства с Нацбанком во-от так хватает. Единственная надежда правительственных авторов в этом случае, как ни странно, на парламентариев. Потому как те шибко не любят г-на Марченко и легко могут принять любой закон, который сделает больно нынешнему председателю Национального банка РК. Кто еще говорит, что в стабильной, экономически развивающейся стране скучно жить чиновникам?..
|