9 мая 2003
№ 18 (258)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Мир 

В Азии свое НАТО,
но она нуждается в инвестициях

Досым Сатпаев,
директор Группы оценки рисков (ARG)

Недавний саммит глав государств-членов ЕврАзЭС и ОДКБ, а затем встреча Владимира Путина и Эмомали Рахмонова в Душанбе показали некую рефлексию России и ее центральноазиатских партнеров на изменение существующего мирового порядка

Из трех межгосударственных встреч в Душанбе особый интерес вызывал именно саммит в рамках Организации договора о коллективной безопасности. Одним из важных результатов этого саммита стало принятие совместного решения о трансформации данного оборонного постсоветского объединения в международную региональную организацию.

Таджикская столица в эти дни собрала почти всех лидеров ШОС и ОДКБ

Это заставило ряд экспертов заговорить о появлении второго аналога НАТО или даже Организации Варшавского Договора, что является скорее преувеличением. ОДКБ при всем желании некоторых политиков нельзя рассматривать как противовес Североатлантическому военному блоку по причине отсутствия здесь явного антизападного (или антиамериканского) большинства, которое могла бы возглавить лишь Беларусь.
При этом большинство тех вопросов, которые обсуждались в Душанбе, в частности, в рамках того же ОДКБ, имело скорее технический характер, и их вряд ли можно было увязывать с реакцией на события в Ираке. Будь то утверждение объединенного военного штаба ОДКБ, формальное подтверждение необходимости создания военно-авиационной базы коллективных сил быстрого реагирования в Кыргызстане или расширение льготного режима в торговле вооружениями и военной техникой.
Естественно, что с точки зрения России развитие ОДКБ является важной составляющей стратегии закрепления своего военно-политического влияния в Центральной Азии при параллельном признании того факта, что ей здесь все-таки придется конкурировать с США, чьи позиции в регионе после войны в Ираке еще больше усилились. Но для этого России придется серьезно изменить сложившееся восприятие Центральной Азии как региона, где она может присутствовать только в военно-политическом аспекте.
Это значит, что процесс создания единого оборонного пространства на постсоветском пространстве вообще и в Центральной Азии в частности должен идти параллельно с формированием более или менее эффективного экономического пространства, с активизацией инвестиционной деятельности в бедных странах региона.
Но саммиты в Душанбе показали, что этого пока не происходит. Более стремительная трансформация ОДКБ идет на фоне вялотекущего развития ЕврАзЭС, о чем говорят незначительные результаты саммита глав государств-членов этого экономического регионального объединения.
На этой встрече в Душанбе были достигнуты лишь предварительные договоренности о введении единого таможенного тарифа и принято решение о создании суда ЕврАзЭС. И если с точки зрения России для стран Центральной Азии военно-политическая составляющая является приоритетной, то для некоторых стран региона это уже не есть аксиома.
В итоге, как отмечает таджикский политолог Рашид Гани, неоправдавшиеся результаты таджикско-российских переговоров обусловлены тем, что две стороны подходили к ним с разными целями. Для Таджикистана важен был вопрос об инвестициях, в то время как для России больший интерес представляет военно-политический аспект сотрудничества.
Конечно, нельзя сказать, что Россия полностью индифферентна к некоторым экономическим проектам в Центральной Азии. В конце концов, Россия совместно с Казахстаном проявила определенный интерес к строительству гидроэлектростанций в Таджикистане и в Кыргызстане. Кроме этого, компания “Русский алюминий” вроде бы имеет намерение восстановить алюминиевую промышленность в Таджикистане, но все это пока только в планах.
С точки зрения Бишкека и Душанбе Москва еще не является всей Россией, а Казахстан, с которым Россия в основном активно сотрудничает в экономической сфере, еще не является всей Центральной Азией. По мнению некоторых таджикских экспертов, Душанбе уже устал ждать российских инвесторов и начинает оглядываться вокруг в поисках новых стратегических партнеров.
Об этом говорят и недавно состоявшийся первый официальный визит Эмомали Рахмонова в США, и разногласия по поводу цены создания российской военной базы в Таджикистане на основе 201-й мотострелковой дивизии.
В конечном счете из трех государств Центральной Азии, входящих в ЕврАзЭС и в ОДКБ, именно Кыргызстан и Таджикистан крайне сильно нуждаются в инвестициях. Им уже надоело играть роль площадок для выяснения геополитических амбиций США и России.
В целом же для всех стран региона большая геополитика давно рассматривается в увязке с эффективной геоэкономикой. США это поняли уже давно, покупая лояльность у центральноазиатских режимов. Россия пока этого еще не понимает, делая акцент лишь на поддержку общих региональных страхов перед внешними угрозами.
Как ни странно, у Казахстана здесь есть определенный потенциал, для того чтобы изменить существующее положение дел. Не имея возможности принимать равноправное участие в крупных геополитических играх, но, будучи экономическим лидером Центральной Азии и обладая определенными инвестиционными возможностями, Казахстан совместно с геополитической активностью России вполне способен сохранить интерес других центральноазиатских государств к своим интеграционным инициативам в рамках ЕврАзЭС и к российским надеждам по поводу развития ОДКБ.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп