Пираты 21-го века: кто виноват и что делать Недавно английский литературный герой Гарри Поттер выиграл судебный процесс против российской девочки Тани Гроттер, до смешного похожей на него звучанием имени и содержанием своих приключений. Таню судьи признали плагиатом. Однако даже теперь после всех разбирательств создатели героини сдаваться не намерены и собираются доказывать обратное. Авторское право, как известно, явление непростое, и трактовать его по букве закона довольно сложно. Как бы странно ни звучало это, но “родитель” Тани Д. Емец может еще и отстоять свое авторство... В нашем государстве с 1996 года действует Закон об авторском праве и смежных правах, который призван регулировать процессы в этой сфере. Однако в последнее время все больше высказывается мнений, что закон работает не в полной мере и пора бы ужесточить наказание плагиатчикам и пиратам. Наши “Мнения” представляют размышления авторов, не понаслышке знающих, что значит отстаивать в суде свое интеллектуальное право и бороться с пиратством Марал Ыскакбай, председатель Казахстанского авторского общества, писатель, заслуженный деятель Казахстана:
Наметилась хорошая тенденция Казахстанское авторское общество работает с 1997 года. К нам обращаются представители творческих профессий - сценаристы, драматурги, композиторы, поэты и писатели, порой и ученые. Сегодня в рядах членов нашего общества насчитывается более шестисот человек. Основная функция нашего общества - охрана авторского, имущественного права. Наша задача - наблюдать за теми организациями и предприятиями, которые постоянно используют в своей деятельности произведения авторов с тем, чтобы не нарушались авторские права членов нашего общества. И это, надо сказать, трудоемкая и большая работа: в республике насчитывается девяносто телерадиовещательных организаций, много филармоний, звукозаписывающих фирм и так далее. Нарушений, надо признать, много. Издаются книги - не выплачивается гонорар, перепечатывают произведения из других печатных органов, часто используют музыкальные произведения в концертах без ведома автора и также не выплачивают положенных гонораров. Если дело доходит до суда, в девяноста процентах случаев мы выигрываем. Почему в остальных десяти процентах мы не можем отстоять права автора? Трудный вопрос. Возможно, дело в отсутствии большой практики ведения таких дел в судах. Нюансы авторского права не всем, даже судьям, хорошо известны. Хочу привести такой пример: в кафе, ресторанах, ночных клубах используются музыкальные произведения. По всем правилам и нормам авторы этих произведений должны получать вознаграждение. Так было и в советское время, так должно быть и сейчас. Покупая видео- или аудиокассету, на которой черным по белому написано “только для домашнего просмотра” (или прослушивания), мы не имеем права использовать ее в других целях - в тех же барах, ресторанах и кафе. Такое использование без ведома автора наказуемо и, как известно, незнание законов не освобождает от ответственности. Как известно, сегодня в Казахстане действует Закон об авторском праве. Могу сказать, что он действительно работает, хотя еще сравнительно новый и, как любой новый закон, имеет некоторые недостатки. Но главное другое: любой человек может искать в суде защиты своих авторских прав - либо самостоятельно, либо с помощью авторского общества. По закону регистрировать каждое свое произведение автору необязательно: сам факт создания произведения предполагает наличие на него авторского права. Однако некоторые молодые авторы приходят к нам и регистрируют свои произведения, чтобы на будущее обезопасить себя. Например, так поступают молодые ученые. Ведь бывало так (в советское время тоже): напишет молодой аспирант статью с хорошими научными мыслями и предлагает какому-либо изданию для публикации. Издатели отдают это произведение известному ученому на рецензию, а тот признает статью никчемной. В результате эта статья, чуть переработанная, затем появляется уже под фамилией этого ученого. Чтобы исключить такие случаи, авторы заблаговременно регистрируют свои мысли и произведения. Пик нарушений прав авторов приходится на период с 1994 по 1997 годы, когда у нас еще не было соответствующего закона, а пятый раздел Гражданского кодекса КазССР об авторском праве уже устарел. 10 июня 1996 года президент подписал закон об авторском праве и смежных правах, и положение в этой области стало улучшаться. Можно даже проследить такую динамику: например, в 1998 году, когда мы только начали работать, было собрано авторского вознаграждения чуть меньше восьми миллионов тенге, в 1999 году - свыше семи миллионов, а потом мы достигли 17 миллионов и в прошлом, 2002 году уже 66 миллионов тенге. Это реальный показатель того, что закон работает и набирает силу. Но проблемы, требующие внимания, еще есть. В этом отношении наметилась хорошая тенденция: создан Комитет по интеллектуальной собственности, который ведет работу по решению имеющихся проблем. Все областные управления юстиции, где имеются отделы по авторскому праву, начали вникать в суть вопроса, поддерживать охрану авторского права. Идет работа и по внесению изменений и дополнений в действующий закон об авторском праве. Свои предложения по этому вопросу мы направили в комитет. Если эти изменения получат поддержку депутатов, наша работа, а значит и авторов, самостоятельно защищающих свои права, будет значительно облегчена. Кыдырали Болманов, продюсер, певец: Закон надо ужесточить С фактами производства пиратских копий своих альбомов мы сталкиваемся постоянно. И здесь, в Алматы, и на гастролях в других городах. Что делаем? Всех пиратов за руки не схватишь. Продавец - лишь одно звено из длинной цепи других людей - производителей, концы которой трудно найти. Устраивать рейды, тратить время и деньги на разбирательства и суды мы просто не в состоянии - слишком много фактов. Артист, честно говоря, не должен об этом думать, для этого есть определенные службы. Вопрос в другом: как искоренить это явление вообще? Да, у нас есть Закон об авторском праве, суды по тем или иным делам, связанным с пиратством и авторством, тоже проводятся, но почему-то пиратов меньше не становится. На мой взгляд, закон надо ужесточить. Пираты должны нести более строгое наказание, чем это было до сих пор. Александр Колокольников, предприниматель, фотограф: Буду отстаивать свои права до конца Интеллектуальная собственность во все времена была и остается одним из самых ценных достояний человека. Возможностей плагиата, контрафакции, то есть наживы за счет элементарного воровства чужих идей, тоже всегда было достаточно - здесь не нужно изобретать велосипед, схемы известны. Но государство, основанное на принципах демократии и справедливости, не может и не должно оставлять без внимания проблемы авторского права. На мой взгляд, Закон об авторском праве, принятый в 1996 году, довольно полномасштабно отражает все нюансы возможных и существующих проблем. Право человека на интеллектуальную собственность в нашем государстве формально существует и охраняется законом. Другой вопрос в этой связи: как же на практике работает закон, как реализуются провозглашаемые принципы и подходы к защите авторов? Как показала моя собственная практика, закон не работает в той степени, в которой призван это делать. Дело в том, что некоторое время назад я обнаружил весьма неприятную вещь: одна частная фирма использовала без моего ведома сделанные мною фотографии для изготовления своей печатной продукции. Я решил обратиться в суд с тем, чтобы защитить свои авторские права и восстановить справедливость. Суд первой инстанции принял решение в мою пользу, однако городской суд отменил это решение. Причем главным аргументом в пользу этого решения выдвигается “необоснованность моих претензий”. Мои фотографии и негативы, которые прикладывались к иску в качестве доказательств обратного, почему-то не служили аргументами в мою пользу - с меня без конца требовали факты моего авторства, хотя в законе определена презумпция авторства. Были нарушены мои авторские права, но почему-то именно я был поставлен в положение оправдывающегося. В результате в иске мне было отказано. Фраза, прозвучавшая в суде, очень хорошо раскрывает подоплеку происшедшего: в суде такие дела - редкость, и механизмы ведения этих вопросов еще не отработаны. Простите, но кто-то же должен создавать прецеденты и сдвигать с мертвой точки этот процесс. Ведь причина такого небольшого количества подобных дел не в том, что мало случаев воровства фотографий (и идей в целом), а в том, что зачастую фотографы (или другие творческие люди) не готовы к этим долгим разбирательствам и связанной с ними тратой денег. Нам жалко своего времени и средств, а результаты не замедлили сказаться: случаев плагиата предостаточно, а в суде отсутствует практика ведения таких дел. Еще один вопрос, возникающий в связи с разговором об интеллектуальной собственности: почему интеллектуальная собственность в нашей стране не может служить залогом для получения кредита? И это при том, что известная товарная марка уже сама по себе является ценностью - во всем мире из-за нее разгораются споры, скандалы, ее пытаются перекупить друг у друга компании и так далее. То же самое происходит и с интеллектуальной собственностью. А мы никак не придем к такой практике. Я, например, неоднократно пытался получить ссуду или кредит под интеллектуальную собственность, но безрезультатно - работники банков смотрят на меня с недоумением и повторяют одну и ту же распространенную фразу: “Мы даем кредиты под залог только ликвидного имущества”. Идеи наши, конечно же, не ликвидны в такой степени, как квартира или машина, например. Много разговоров велось и ведется, что интеллектуальную собственность надо принимать как финансовый инструмент, но, увы, никаких реальных шагов для этого не делается. Существует и такая форма защиты авторских прав, как патентование, но оно, на мой взгляд, не совсем выгодно автору. Дело в том, что патент защищает авторское право определенное количество времени (большой патент - до пяти лет), по истечении которого интеллектуальная собственность становится доступной всем и ее легко можно будет присвоить. С другой стороны, невозможно зарегистрировать или запатентовать все формы интеллектуального труда. Например, такой его вид, как фотография. Фотограф никак не сможет (да и не должен, честно говоря) тратить свое время только на то, чтобы регистрировать километры фотопленок из страха контрафакции. Мы должны быть уверены в своих законах, которые призваны нас защищать от нечестных намерений людей. Поэтому я намерен со своим делом идти до конца, вплоть до Верховного суда РК и европейского суда. Я хочу добиться восстановления справедливости, защитить свои авторские права, которые мне гарантированы Конституцией и Законом об авторском праве нашего государства, чтобы и другие авторы, и фотографы в частности, не теряли веры в возможность защиты своей интеллектуальной собственности. Гуля Тулегенова, певица: Татарского мальчика тиражировали пираты Несколько лет назад, когда прозвучал “Мой татарский мальчик”, я столкнулась с пиратством, что называется, лицом к лицу. Растиражированные пиратские копии звучали на всех перекрестках, рынках. Первое время мне это даже льстило: все-таки пиратство служит определенным образом барометром популярности. Если твои песни служат средством зарабатывания денег, значит, на них существует спрос. Однако эти чувства быстро проходят после обретения истинной популярности и после осознания, насколько это неприятное явление - пиратство. Надо сказать, что мы зарегистрировали свои авторские права в Агентстве интеллектуальной собственности, где работает наш с Ринатом друг - Темирлан Тулегенов. Если помните, тогда Темирлан и Ринат выступили по телевидению с обращением к создателям контрафактной продукции. И, надо сказать, вся эта деятельность возымела действие - до меня, по крайней мере, слухи о пиратских копиях больше не доходили. Но само по себе пиратство существует, и бороться с ним надо. Причем должны это делать не только агентства или отдельные люди, этим должно заниматься государство. Ущерб пираты наносят не только нам, артистам, но и государству в целом.
Ведущая полосы Ирина Гайкалова
|