24 апреля 2003
№ 16 (256)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Люди 

ПРИВЕТ, ОРУЖИЕ!

Галина Галкина

В мае 2003 года “НП” исполняется пять лет. Все эти годы мы прожили вместе с нашими героями, о которых писали в своих публикациях. Что значимого в их жизни произошло за минувшие пять лет?
Азат Акимбек, известный в республике антиквар, коллекционер. Единственный в Казахстане, кто удостоен звания “заслуженный деятель искусств РК” за выдающийся вклад в дело сохранения и популяризации национального изобразительного и декоративно-прикладного искусства. К десятилетию РК указом Президента РК награжден правительственной наградой. Почетный член аукционного дома “Libert & Gastor” (Париж, Франция).
“Музей Азата Акимбека” - первый негосударственный музей в новом Казахстане.
1999 год. В музее изобразительных искусств имени Кастеева Азат Акимбек в полном объеме представил коллекцию уйгурского прикладного искусства.
2000 год. Получил приглашение от Аукционного дома “Libert & Gastor” (Париж, Франция) в качестве эксперта по прикладному искусству народов Центральной Азии.
По приглашению “Рахат-ТВ” приступил к обязанностям соведущего популярной программы “Место встречи - “Рахат-ТВ””.
2001 год. Родилась внучка, которой счастливый дедушка, Азат, дал имя сакской царицы Томирис. Заказал медную таблицу на дверь “Резиденция царицы Томирис”, а также установил щеколду на дверь в виде роскошного бронзового английского льва (девочка по знаку Зодиака - Лев).
2002 год. Организовал выставку “Ретро-Казахстан” - это была попытка взглянуть на советский Казахстан нынешними глазами. На выставке экспонировались редчайшие документы, найденные Азатом Акимбеком.
Крупная выставка “Народное искусство казахов-оралманов”.
2003 год. Провел выставку уйгурского народного искусства. Становится лауреатом премии “Золотой илхам”, учрежденной уйгурскими предпринимателями Казахстана.
Передвижная выставка “Декоративно-прикладное искусство народов Центральной Азии Кавказа” - в Усть-Каменогорске по приглашению директора областного музея этнографии Н.А. Зайцева, заслуженного работника культуры Казахстана, далее выставка едет в Семипалатинск.
Организована закрытая выставка для дипкорпуса Казахстана “Русские раритеты”, экспонаты которой разместились на площади 500 квадратных метров в посольстве Российской Федерации.

- Мой прапрадед, Халзатхан, один из основателей княжеской династии Хакимбеков (1762 год), а также Кульджи был первым хозяином Илийского края. Последним правителем этих мест был мой дед Джахангир-ходжа Хакимбек. Он всю жизнь радел за свободу уйгуров и мечтал о независимости своей страны. Именно с его благословения в 1943 году уйгуры и казахи выступили против гоминдановцев и, одержав победу, установили свою власть. Восточно-Туркестанскую республику приветствовал Сталин, но когда президент Алихан-торе предложил назвать ее исламской, “вождь всех народов” от нее отвернулся.
1 октября 1949 года китайцы высадились в аэропорту Урумчи, неся народам коммунистическую революцию. Республиканцы их приняли восторженно. Но дед и его окружение насторожились. Дальше все было по сценарию Советов 1917 года: те же лозунги про свободу и независимость, обращенные к нам, “меньшим братьям”.
Началось преследование уйгурской знати. Моего деда одним из первых вывели на судилище с табличкой “эксплуататор и помещик”. Каждый должен был плюнуть ему в лицо. Но ни один уйгур не сделал этого. Так наш народ протестовал против маоистов в марте 1952 года. Потом был арестован и брошен в тюрьму мой отец, молодой офицер национальной армии, прошел слух, что он расстрелян.
В 1955 году мать шестилетнего Азата с детьми и сестрой перебирается в СССР. Беженцы оказались в Киргизии. После ряда драматических для семьи Азата событий eгo бабушка принимает решение перебраться в Алма-Ату, в “какую-то уйгурскую автономию”. К слову, бабушка из Синьцзяня вывезла знаменитые уйгурские дворцовые ковры по 30-40 квадратов, а также все ювелирные украшения и драгоценности в специальном посохе. Ковры и посох помогли семье выстоять до 1963 года. К тому времени родились еще трое детишек.
- Никакой автономии, конечно, не было. Солдаты скинули нас на задворках города, где велась огромная стройка, прозванная почему-то Нахаловкой. Уйгуров здесь никто не ждал. Пришлось выживать. Мы, мальчишки, собирали бутылки на городской свалке, сдавали их по 80 копеек за десяток. Мама кое-как устроилась и была рада моему “бутылочному” заработку несказанно. Дед мой умер в 99 лет. Отец, как оказалось, не был казнен. Получил пожизненное заключение. Тюрьма сломила его. Впервые своего отца Мирзата я увидел в 1989 году. Прекрасный музыкант, он оглох от пыток. Умер отец в тюрьме в феврале 2001 года. Было ему 79 лет.
- Дед и отец могли бы гордиться вами. Вы вернули своему роду достоинство всей своей судьбой и деятельностью. Вы сегодня известный в республике антиквар, небедный человек.
- Возможно, они мечтали об иной судьбе для своих детей. “Азат” в переводе с уйгурского - свободный, независимый. “Аким” - правитель, “бек” - князь. Таким образом, я наследный правитель Турфанского княжества, которого в наши дни нет на карте.
- Может быть, бабушкины ковры и посох вызвали интерес к антиквариату. Насколько мне известно, последние три года вы занимаетесь коллекционированием оружия. Это дань генетической памяти?
- Еще 6 лет назад я предсказывал, что в Казахстане наступит антикварный бум. И он наступил в 2001 году. Я собираю оружие пять лет. Это страсть мужчин, а все начинается с перочинного ножика, солдатской пуговицы. Как все мальчишки в Советском Союзе, я был октябренком, пионером, комсомольцем, так мы трепетали при виде перочинного ножика. Причем, если он был размером со спичечный коробок, лезвие в 5 см, значит, ножичек этот - бандитское оружие, которое немедленно конфисковывалось.
- Советская власть не поощряла коллекционирование оружия, как известно.
- Был наложен громадный запрет на все виды оружия - холодное, огнестрельное. Советская власть, которая с трудом пришла к этой самой власти, боялась басмаческого движения в Центральной Азии, лесных братьев в Прибалтике. Пребывала в страхе перед Кавказом. Между тем национальный атрибут любого кавказца - чеченца, балкарца, дагестанца - роскошный кавказский кинжал.
Непременный атрибут казачьего костюма, мундира - казачья шашка. В Центральной Азии у любого таджика, казаха должен наличествовать хороший нож. На поясе. Казаков по приказу Ленина раздели, Кавказ и Центральную Азию разоружили. Так было запрещено ношение и хранение любого оружия. Но оставались коллекционеры, которые жили в глубоком подполье.
- Но вот пришли иные времена, позволяющие гордиться великолепной коллекцией оружия.
- Самая роскошная коллекция на сегодня в странах СНГ у Рэма Вяхирева, богатейшего человека России. И он этого не скрывает. Коллекционирование оружия - удел богатых людей. Любая вещь - красивая, изящная, которая хранит за собой историю, - это и есть предмет коллекционирования.
- Так, может быть, любая из войн - пожива для коллекционеров, уж извините.
- Существует штамп - “фашисты - сволочи” грабили музеи. Но и наши были не менее “сволочными”. Есть жестокие правила войны: убил, раздел, забрал. В России огромное количество немецких кортиков - трофеи Великой Отечественной войны. Франция поступила мудро, капитулировав перед Германией. Эта страна не была разграблена, не была разрушена во второй мировой войне.
Французы ругали министров, но ведь ни один дворец не был разрушен, культурные ценности были сохранены. И сегодня Франция - мекка антиквариата. Я там часто бываю, в так называемой швейцарской деревне около Эйфелевой башни. В огромных корзинах выставлено оружие всех видов и отовсюду.
- Оружие - атрибут войн, символ смерти, страдания. Но как оно притягательно, красиво. Что это? Глубоко скрытая агрессия заставляет нас эстетизировать орудие убийства?
- Когда вы зашли в мою антикварную лавку, первое, что заинтересовало вас, женщину, это было оружие - вот эта великолепная сабля, а не фарфоровая статуэтка. Согласитесь? Оружие обладает огромной энергетикой, магической силой. Когда говорят, что первый друг человека - собака, я не соглашаюсь. Первым другом первого человека был булыжник, которым он оборонялся. Расколов камень, он научился резать им мясо, ремни из кожи животных.
Оружие - это власть. Пусть иногда и символически, оружие утверждает эту власть. Исторически та страна нападала на соседа, у которого, по донесению разведки, имелось намного меньше оружия. Камнем преткновения в нынешнем иракском конфликте формально послужило тоже оружие, поводом нападения США - стремление разоружить режим Хусейна.
Абсурдна фраза “нe бери числом, а бери умением”. На самом деле всегда брали именно числом. Почему Чингисхан мог завоевать весь мир? У воина было два седла, две лошади. Один конь погибает, не выдержав нагрузки, воин пересаживается на второго.
Любой хороший коллекционер знает, чем изощреннее оружие, тем коварнее народ. Яркий пример - китайское или индийское оружие. С виду обыкновенная палка, но на самом деле страшнейшее оружие. Или метательная звездочка, изобретенная японскими самураями. Ни один предмет культуры, быта не может столько рассказать о народе, как оружие.
Сегодня мы можем видеть, как экипирована личная гвардия президента России: драгуны, уланы, на парадах-алле, около знаменосца двое с шашкам наголо. Великолепное зрелище.
- В Казахстане тоже силен культ оружия с исторических времен.
- Казахи в 5 лет сажали мальчика на коня, тулпара, учили держать в руках оружие. К этому побуждали бесконечные войны. Я где-то вычитал, что современное человечество, насчитывая двухтысячелетнюю историю, пережило более шести тысяч войн!
- Сегодня мужчины вряд ли стремятся приобрести красивое оружие, отдавая предпочтение иным ценностям.
- Да, мальчики вырастают нежными, почти феминизированными. Им подавай другие игрушки - дискотеки, компьютеры. Мечтают о навороченных иномарках. Но я заметил, когда ко мне заходит хилый мальчик-очкарик, он преображается, увидев саблю.
- Лучшая участь для юноши в настоящее время - избежать службы в армии. И нет уже былого патриотизма советских времен, когда мальчики мечтали служить в войсках.
- Я служил в армии, ничуть не жалею об этом. Уходил тощим подростком, на службе окреп, научился драться, стрелять. Служба в армии преображала молодых людей. На мой взгляд, сегодня в Казахстане начинается возрождение армии, лучших ее традиций.
- Дарить оружие считается плохой приметой.
- Это глупое наследие советских времен. Я не люблю ругать Советы, поскольку сам родом из СССР, не стоит плевать в колодец, из которого пьешь. Говорю лишь о самом негативном, что было. Много скрывалось от людей, выхолащивались огромные культурные пласты. В Казахстане не было наградной системы. Петр в России учредил десятки наград, в Европе это давно принято. В Казахстане высшее признание заслуг перед отечеством - подарок, когда знатный человек со своего плеча дарит дорогой халат. Но на первом месте - красивая сабля, хороший кинжал, который дарили главам государств, полководцам. Традиция дарения оружия вернулась. В Казахстане акт дарения оружия - это признание достоинства мужчины, его чести, отваги. Вот тебе оружие, джигит. У нас всегда дарили оружие: отец сыну, брат брату, сын отцу.
- В нашей стране вы не единственный коллекционируете оружие?
- Есть двое-трое, кто занялся этим. У них складывается неплохая коллекция. Это молодые предприниматели, кто в состоянии подарить оружие. И в качестве подарка принимают оружие.
- Вам приходилось делать такой подарок?
- Оружие дарят на открытой ладони, не вынимая из ножен. Я преподнес нашему президенту красивый джунгарский меч. Позволил себе вынуть из ножен. Но делать этого вообще-то нельзя. Охранники резко подошли. Президент сказал: “Не нужно”. Я передал меч в бархатной коробке. Думаю, охранникам президента было известно, что буквально за два дня до встречи нашего руководителя с деятелями культуры произошло событие в Египте: президент этой страны встречался с людьми на улице. В приветствии он из машины высунул руку, какой-то маньяк вонзил нож в руку.
- В коллекции Кошкина, кажется, нет оружия?
- Юрий Алексеевич коллекционер №1 в Казахстане. Жаль, уехал из страны. Оружием не занимается. Говорит: “Ненавижу, не понимаю”. Объясняя тем, что не азиат. А я ему ответил: “В вас это тюрьма убила любовь к оружию”. Думаю, так и есть.
- Стремление к миру входит в противоречие со страстью людей к оружию. И мечи перековываются на орала.
- В мирное время действительно оружие переплавлялось, превращаясь из грозного орудия убийства в мирное орудие труда. Так было всегда. Конверсия в наши дни. Как всегда, часто доходит до абсурда. Для меня, коллекционера, страшное было зрелище по ТВ: собралось все милицейское начальство - мои друзья все на самом деле, ругал их про себя как мог - и вот они с гордостью сообщают о проведенной акции.
Собрали все конфискованное оружие, до тысячи единиц, кавказские кинжалы, пистолеты, ружья... Пригласили журналистов для освещения акции и катком по этому оружию! Лишь один голос раздался со стороны ваших коллег: “Зачем же уничтожать, можно было бы музею отдать или свой собственный создать”. Но никто из стражей порядка не обратил внимания на эту реплику. Я потом не мог есть. Глупая акция. Первый бы купил у них многое из того, что они подавили. Они не только оружие уничтожали, но и историю. Зачем?
И все же самым ценным в любой коллекции остается оружие - именно оно отражает историю человечества так, как это не снилось почтовой марке или фарфоровой статуэтке. Взгляните на этот шлем. Он примитивный, но очень редкий. Использована медь. Этот шлем - кокандский. Именно Узбекистан славился производством медной посуды. Шлем - перевернутый сосуд. Он пробит у виска, но стрела застряла в толстом слое кошмы внутри шлема. В мирное время шлем превращается в сосуд, а хорошее оружие - в отменный серп, который делает уйгурский мастер. Настолько острый серп - я таким резался на поле, ими брились, этими серпами, мечами, перекованными на орала. Оружие превращается в серпы и сосуды, мирное время нарушается войной. Это как день и ночь. История человечества, которая имеет обыкновение повторяться.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп