Десятилетие не потеряно Георгий Афонин
Фильмы казахской “новой волны” вошли в историю отечественного кино, и их ценность как ориентиров не изменится. Но, чтобы не стали очередным мифом декларируемые инициативы в поддержку кинематографа, каждому будущему оператору, драматургу или режиссеру нужны реальные возможности для самовыражения и развития собственных инициатив.
наменитые Жан Люк Годар и Вим Вендерс говорили, что в кинообразовании главное - смотреть кино. Конечно, имея в виду настоящий мировой кинематограф, который телевидение не может заменить не только в силу своего изначально коммерческого статуса, но и просто потому, что картины рассчитаны на большой экран, на кинопоказ. Поэтому разрушение отечественной системы проката ударило в первую очередь не по рядовому зрителю (можно потерпеть год-другой и не ходить в кино), а по студентам-кинематографистам, которые сегодня - самые взыскательные зрители, а завтра - те, кто зрительский вкус будет формировать. Внешне у нас есть прокат, но это лишь решение проблемы государственного престижа - в городах появились современные кинотеатры. Но то, что в них нет места казахстанским картинам, красноречиво свидетельствует о том, что нынешний кинопрокат стал чисто коммерческим предприятием, весьма далеким от предмета казахстанской культуры. В кино главное - смотреть Невольно вспоминается середина 90-х, когда в рамках “Казахкинофеста” при поддержке Союза кинематографистов Казахстана и посольств европейских стран в кинотеатре “Арман” мы смотрели лучшие фильмы Хитиловой и Сабо, Формана и Занусси, Вайды, Мунка, Кавалеровича, Менцеля. Одних только французских картин было показано сорок. А еще были фильмы Германии и Венгрии, Румынии и Польши, Югославии и Чехии, Австрии и Англии, Ирландии, Испании, Бельгии. Французы представляли фильмы Ренуара, Карне, Годара, Трюффо, Беккера, Бунюэля. На японском кинофестивале мы открыли Такеши Китано. Может, в Мюнхенской киношколе, где учился Вим Вендерс, достаточно просто смотреть киношедевры, но у нас... - Действительно, смотреть шедевры мирового кино на широком экране мы не можем, у нас этого нет, - говорит доцент Национальной академии искусств, киновед Раушан Оспанова, - как нет и многого другого. Но, думаю, гораздо важнее осмыслить то, что у нас есть. Взять хотя бы кинофонд и просмотровые залы. Руководитель Госкино Ораз Рымжанов, первый декан кинофакультета Ерсаин Абдрахманов, киновед Бауржан Ногербек осознавали, как важно для творческой молодежи создание киношколы. Многие тогда не понимали, что в кино главное - смотреть. “Да, - говорили мэтры, - смотреть, и как можно больше, хорошее профессиональное кино”. И сегодня у наших студентов есть возможность знакомиться с творчеством культовых фигур мирового кино, с картинами, ориентированными в первую очередь на диалог со зрителем. Таковы, например, отмеченные призами “Люмьер” и “Сезар” “Танцующая в темноте” Ларса фон Триера, “Любовное настроение” Вонг Кар Вая, “Красота по-американски” Сэма Мендеса, “Билли Элиот” Стивена Дэлдри, “И раз, и два” Эдварда Янга, фильмы Тарковского, Сокурова, Шенгелая. Молодое кинопоколение - это ведь не только те, кто молод и ходит в кино. Это и те молодые, кто уже сейчас всерьез занимается кино. И те и другие стоят перед проблемой спроса и предложения. Иначе перед дилеммой - что определяет ситуацию на кинорынке: вкус и запросы зрителя или продиктованное соображениями прибыли содержание проката? Для Казахстана формирование эстетического вкуса и ориентиров в кино при состоявшейся “новой волне” с ее киноэстетикой, сложившейся в целостную художественную систему и признанной во всем мире, задача парадоксальная. Потому что, скажем, Европу, где состоялся национальный кинематограф, больше волнует, каким будет кино следующего поколения, нас - кино завтрашнего дня... В реалиях которого, кстати, нашим выпускникам место есть. Помимо кинематографа они работают практически на всех телеканалах. С расширением вещания на казахском языке возникнет нужда в специалистах. И что бы они ни делали - производство сериалов или дубляж, это будет уже режиссерский кинематограф, профессиональный взгляд. Дыхание молодости, отсутствие суеты... В то время как еще несколько лет назад цеха и мастерские “Казахфильма” пустовали, молодежь, в основном выпускники и студенты кинофакультета Национальной академии искусств, активно снимала на видео свои первые фильмы, где все - от замысла и сценария до актерского воплощения - делалось самими ребятами. Так появилась картина студентов мастерской Ардака Амиркулова “1997. Записки Рустема”. “Если переставить местами две последние цифры, то будет год моего рождения”, - говорит в кадре главный герой фильма. В этой слегка флегматичной, с самыми неожиданными ракурсами истории наблюдения за жизнью восемнадцатилетних и проявляется талант молодых. Как бы к картине ни относились, она сделала свое дело, и самое главное вовремя. “Чисто кинематографические достоинства фильма, которые привлекают больше всего, - говорит киновед Гульнара Абикеева, - принцип наблюдения, возведенный в стиль, дыхание молодости и отсутствие суеты”. Глядя на новое-новое казахское кино, замечаешь отсутствие у молодых кинематографистов того ощущения зыбкости мира, которое свойственно людям постарше, пережившим и осознавшим “слом эпох”, поэтому они воспринимают нынешнюю ситуацию как единственно возможную и поэтому очевидно реальную. Эта устойчивость и очевидность показываемой ими жизни придают картинам отнюдь не качества омертвевшего слепка с реальности, а зеркала, в котором отражается ускользающая от попытки зафиксировать ее жизнь. Просто таланта мало Сейчас в российском кинематографе на слуху имена “младших”: Кончаловского, Бондарчука и Тодоровского. Есть ли такая смена у нас? Безусловно. Выпускник мастерской Ардака Амиркулова кинорежиссер Нариман Туребаев - состоявшийся художник. Его картина “Антиромантика”, снятая при поддержке Дарежана Омирбаева, отмечена жюри программы “Молодое кино” Каннского фестиваля. Сегодня на студии “Кадам” совместно с “Казахфильмом” Нариман снимает свою первую полнометражную картину “Маленькие люди”. Это не ВГИК, который, кстати, для стран СНГ стал платным, а потому закрытым, это уже наше... Интересная мастерская у Болата Омарова - режиссура клипов и видеосюжетов. Ребят интересует все - игровое кино, документальное, анимация. Просто таланта мало. У молодых режиссеров, пришедших сегодня в казахстанский кинематограф, нет времени и возможности проходить несколько этапов поступательного развития. Необходимо быстро сориентироваться, найти свой стиль и творить, оставаясь при этом художником.
| Нариман Туребаев на съемках “Антиромантика” |
Новое поколение режиссеров, снимающих короткометражки и клипы, действительно смотрит по-новому на наш старый мир. Очевидные даже на первый взгляд в их работах новации в киноязыке, выборе героев, определении круга тем создают ощущение новой киноэстетики. Производственные характеристики таких картин - практически полное отсутствие бюджета, съемки на натуре, естественные свет, цвет и звук. Обращение к приватной жизни современной молодежи, повседневным мелочам, особенностям времяпровождения очень точно передает картину ускользающего сегодняшнего дня, фиксируя зыбкие черты молодого современника. Глядя на конкурсную программу фестиваля молодежного кино “Смотри по-новому”, понимаешь, что казахстанский кинематограф жив и, более того, динамично развивается, приобретая свое новое лицо, новый стиль. Сегодня это - лирическая ирония, современные городские герои и ощущение реальности. Лауреатам конкурса “Смотри по-новому” студентам Максу и Валерию Задорновским, удостоенным первой премии, организаторы предоставили возможность снимать картину на кинопленку, оплатили аренду хорошей профессиональной камеры. Активно работает в жанре анимации Бахыт Аупбаев, в игровом кино - Айдос Теменов. - Я считаю, - говорит Раушан Оспанова, - если есть такие ребята, кинофакультет состоялся. И еще: если бы мы начали осваивать эту нишу сейчас, то потеряли бы целое десятилетие. А с ним и целое поколение молодых.
Автор статьи “Беги, кролик, беги” (№14 (254), 11 апреля 2003 г.) - Георгий Афонин. |