24 апреля 2003
№ 16 (256)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Исследования 

Наше пиво водкой называют

Светлана Грибанова

Пиво - это алкоголь или нет? Вопрос идентичный сакраментальному: есть ли жизнь на Марсе. Спорить по этому поводу можно до бесконечности. Те, кто ратует уделять больше внимания развитию производства пива, считают, что оно хорошая альтернатива крепким алкогольным напиткам. А гаишникам, например, совершенно безразлично, сел ты за руль, приняв на грудь бутылку водки или бутылку пива. На прошлой неделе споры вокруг янтарного напитка развернулись не в пивнушке, как водится, а в мажилисе, и вели их депутаты парламента и представители правительства

Министр финансов представил в мажилисе законопроект о поправках в Закон “Об обороте алкогольной продукции и этилового спирта”. Депутат Сергей Дьяченко, воспользовавшись случаем, поддержал предложение Союза пивоваров Казахстана исключить пиво из перечня алкогольной продукции.
В советское время оно относилось к пиво-безалкогольной продукции. Очень мудро: пиво не названо ни алкогольным, ни безалкогольным напитком, а выделено в отдельную группу. Во многих странах СНГ, с которыми у Казахстана существует единое экономическое пространство - в России, Белоруссии, Кыргызстане, - пиво исключено из законов о госрегулировании оборота алкогольной продукции. Зато алкоголем оно считается в таких странах, как Турция и Иран. По мнению казахстанских пивоваров, назвав пиво алкогольным напитком, мы изначально ставим всю отрасль в неравные конкурентные условия по сравнению с российскими производителями. Почему именно российскими? Да потому что всемирно известные марки - “Хайнекен” или “Бавария”, - конечно, хороши, но по цене основному потребителю не по карману. Зато россияне способны задавить наших пивоваров ценой.
Уже сейчас в Западном Казахстане, где нет крупных пивоваренных заводов, российское пиво занимает до 80 процентов рынка. В свои цены казахстанские производители автоматически закладывают тарифы на железнодорожные перевозки, а они для алкогольной продукции в 1,8 раза выше, чем для обычных напитков, согласно постановлению Агентства по регулированию естественных монополий. Понятно, что жители Актау, Атырау, Уральска и Актюбинска и других приграничных городов выбирают более дешевый российский продукт. А везти сюда пиво из Шымкента или Караганды не имеет смысла: оно будет дороже, чем российское.
По словам Зои Рябовой, исполнительного директора “Союза пивоваров Казахстана”, в России изначально государство проводило взвешенную акцизную политику в отношении своих производителей пива. В 1998 году с каждого литра казахстанского пива взимали акциз в размере 5 тенге, с российского - в эквиваленте 2,46 тенге. В 2000 году наши пивовары платили уже 6 тенге, а россияне - 3,24 тенге. И до сегодняшнего дня в России шло плавное повышение размера акциза на пиво. С 1 января нынешнего года литр пива и в Казахстане, и в России облагается примерно по одной и той же ставке акциза - 7 тенге и 6,85 тенге соответственно.
В конечном результате в соседней стране выиграли и производители янтарного напитка, и само государство. Российская пивоваренная промышленность встала на ноги, и в настоящее время по валовому производству продукции в два раза превысила уровень 1990 года, выпустив 7 миллиардов литров. Казахстан в 2002 году произвел 200,3 миллиона литров пива, что на 90 миллионов литров меньше, чем в 1990 году. В общем, как в рекламе: почувствуйте разницу. По сравнению с Россией, говорят пивовары, мы просто топчемся на месте. О каком-либо развитии и речи не может быть.
По уровню инвестиций в пивоваренную промышленность россияне обогнали нас лет на семь. Наши крупные заводы (а по российским меркам они едва тянут на звание средних) всего года два-три назад провели реконструкцию, модернизировали оборудование.
В принципе, как говорит президент Алматинского пивоваренного завода №1 Ахылбек Алгазиев, казахстанские пивовары настаивают на исключении пива из перечня крепких алкогольных напитков вовсе не потому, что отказываются платить акцизы. Вопросы налогообложения можно регулировать другими законодательными актами, а не только Законом “Об обороте алкогольной продукции”. Тем же Налоговым кодексом, например. Различные правонарушения в сфере производства и реализации пива - Административным кодексом и т.д.
“Наша цель - гармонизировать налоговые отношения на законодательном уровне с теми странами, с которыми Казахстан находится в едином экономическом пространстве, - подчеркнул г-н Алгазиев. - Мы не просим ни инвестиций, ни льгот, только условий, которые позволяли бы нашей пивоваренной отрасли бороться на равных с конкурентами в других странах”.
Реклама, как известно, двигатель торговли. Только все идет к тому, что мы будем продвигать не собственную продукцию, а импортную. По Закону “О средствах массовой информации” алкогольные напитки, как и табачные изделия, можно рекламировать по ТВ только после 11 часов вечера. Этот запрет, естественно, не распространяется на российские телеканалы, программы которых транслируются круглосуточно: в Алматы по кабельному телевидению, в других регионах - по обычному. Если с утра до вечера слышишь о прелестях российского пива, да еще и видишь рекламу хорошего качества (это тоже нельзя сбрасывать со счетов), будешь ли ждать 23 часов, чтобы узнать об отличных качествах казахстанского напитка? Вряд ли. Как говорит г-н Алгазиев, рабочий человек в 11 уже спит, ему не до пива. Как только вступит в действие закон “О рекламе”, с улиц исчезнут и билборды с рекламой алкогольных напитков. Кто бы был против? Вот только пивовары потеряют последнюю возможность для продвижения своей продукции.
Вспомните, в СССР бутылка пива стоила 37 копеек, а водка - 3,62 рубля. На сегодняшний день налогообложение на эти два продукта находится в соотношении 1 к 2 или 1 к 2,5. В международной практике приняты другие показатели: 1 к 5 и 1 к 10.
В Европе потребление алкогольных напитков имеет такую структуру: 20 процентов приходится на вино, 40 процентов - на пиво и 40 процентов - на водку и другие крепкие спиртные напитки. В Казахстане эти три вида алкогольной продукции находятся в таком соотношении: 18 процентов - вино, 21 процент - пиво, 61 процент - водка и другие крепкие напитки.
Впрочем, надо признаться, наша статья не более чем глас вопиющего в пустыне. Мажилис большинством голосов одобрил поправки в Закон “Об обороте алкогольной продукции”. Пиво остается в перечне алкогольных напитков. Правительство пошло навстречу пивоварам только в одном вопросе: предложило депутатам внести поправки в Закон “О рекламе”.
А то, что миллионы долларов останутся не в Казахстане, а уйдут к соседям, очевидно, чиновников волнует меньше всего.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп