24 апреля 2003
№ 16 (256)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Культура 

Вспомнить все

Жанна Альжанова-Сагади

Во Дворце студентов в минувшие выходные состоялся вечер памяти известного барда, автора хита “Молитва” и первой казахской рок-оперы “Такыр” Насера Кульсариева, организованный его друзьями

На концерте, собравшем многих представителей отечественной эстрады, прозвучали песни Насера, имеющиеся в репертуаре выступивших на вечере исполнителей. Трогательно и проникновенно исполнил песню-посвящение матери друг безвременно ушедшего барда Альмжан Акбаров, редактор газеты “Дружные ребята”. Всем было что сказать о музыканте, промелькнувшем на жизненном небосклоне как яркий, искрящийся неподдельной радостью и жизнелюбием метеор.
Почтить память близкого друга приехал из Москвы российский бард Алексей Иващенко, автор мюзикла “Норд-Ост”, с которым нам удалось встретиться перед концертом.

Несколько фраз,
пара аккордов
за кулисами...

- Наше знакомство с Насером - это одна из тех редких случайностей, которую преподносит нам жизнь и которая, к сожалению, ценится очень поздно... Познакомились мы на студенческом фестивале в Алматы, в котором я принимал участие в составе ансамбля МГУ. Насер выступал с ансамблем “Улан”. Несколько фраз, пара аккордов за кулисами... Естественные разговоры на сцене во время репетиций переросли сначала в вечерние, ночные, потом утренние разговоры... С ним было удивительно легко общаться.
- Вас связывало не только творчество?
- Конечно. На протяжении многих лет после знакомства мы не теряли друг друга из виду, дружили семьями, летали друг к другу в гости... И музыку, и жизнь мы понимали одинаково. В последнее время, правда, стали встречаться реже, чем хотелось бы этого на самом деле. Поэтому больно и тяжело вспоминать о нем по такому горькому поводу.
- Были ли у вас какие-то совместные проекты?
- Совместных проектов не было, но в творчестве мы сталкивались. Пели вместе для себя... А в начале лета прошлого года спели вместе и для других. Мы с Насером вновь взяли в руки гитары и дали совместный концерт в Алматы, на котором я пел свои песни, он - свои, какие-то пели вместе... Как бы тяжело это ни было, на концерте памяти я вспомню все, что было исполнено нами когда-то...

Досье “НП”
Алексей Иващенко родился 12 мая 1958 года в Москве. Окончил географический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Всесоюзный институт кинематографии. Профессиональный актер. Песни пишет с 1974 года на свои стихи, а также совместно с Георгием Васильевым выступает в дуэте “Иваси” уже много лет. Они же - авторы мюзикла “Норд-Ост”, ставшего в апреле текущего года лауреатом национальной театральной премии “Золотая маска” как лучший мюзикл года.

Два капитана
Несложно представить состояние российского гостя, поскольку беседа состоялась не о самом приятном. О закрытии легендарного мюзикла “Норд-Ост”, истории каверинских “Двух капитанов”, ставшего уникальным явлением российской культуры, мы услышали во второй раз. Теперь уже из уст одного из авторов. Мюзикл больше не будет играться на сцене театрального центра на Дубровке.
- Двадцать лет мы с Георгием Васильевым пели песни в дуэте “Иваси”. Написали спектакль “Норд-Ост”, поставили его, играли целый год и... подверглись нападению.
Удар, нанесенный террористами, оказался слишком силен. Трагическим итогом стали не только невинные жертвы, но и поворот общественных настроений к подавленности и страху. Мы понимали, что от того, как сложится судьба мюзикла, будет зависеть отношение народа к стране и к самим себе. Мы знали, что должны восстановить его.
“Норд-Ост” - невероятно дорогой в эксплуатации спектакль, управляемый пятью независимыми компьютерными системами. Это одна из самых профессиональных актерских трупп, где поют, танцуют, играют драматические роли с равным успехом. К сожалению, тот денежный поток, который приходит через кассы, стал недостаточным для того, чтобы содержать спектакль.
- Что станет с коллективом “Норд-Оста” после закрытия?
- Удивительно, но спрос на “Норд-Ост” за границей и в других городах России и СНГ значительно выше, чем в Москве. Мы предполагаем, что будет создана гастрольная версия спектакля. Но в том виде, в котором он существует сейчас, его нельзя сыграть ни на одной площадке, кроме той, на которой “Норд-Ост” был построен. (Это единственный в мире спектакль, где на сцену совершает посадку военный самолет в натуральную величину с размахом крыльев 15 метров. - Авт.) Если удастся создать тот вариант, который можно будет перевозить, то, вероятно, он будет гастролировать.
Коллектив сейчас распускается, актеры занимаются поисками другой работы...

Последний, 410-й...
- Можно ли считать закрытие мюзикла просчетом продюсеров?
- После того что произошло в октябре, говорить о просчетах сложно. Я не знаю ни одного спектакля в мире, с которым бы случилось нечто подобное. Я могу сказать другое: было очень рискованно его восстанавливать, но у нас не было другого выхода... Сказать, что мы не будем больше работать, попытаться восстановить его в другом месте?.. К сожалению, все это было просто невозможно. А американские продюсеры, ставившие “Чикаго” (мы встречались с ними в Москве), после трагедии сказали: “Если спектакль ежедневного показа прерывает свои показы на 3-4 месяца, то после он восстановлен быть не может”. Даже если это просто остановка, а у нас произошла трагедия! “Забудьте! - сказали нам. - Люди будут связывать это место с тяжелейшими событиями, которым они сопереживали, переживала вся страна...” Но мы попытались... Вторая премьера состоялась 8 февраля нынешнего года. Безусловно, она была намного лучше первоначальной, мы исправили много недочетов, ошибок, которые в процессе работы было сложно исправить. К сожалению, ненадолго...
- Свою роль сыграла и пресса, сконцентрировавшись на мрачном психологическом шлейфе теракта, что усилило страхи и сомнения зрителей?
- Гораздо проще рассказывать про то, где лежали убитые террористы и невинные жертвы и вообще как все это было, в красках, чем о высочайшем профессионализме спектакля. Волей-неволей это должно было произойти. К спектаклю и зрители, и пресса стали относиться как к социальному явлению, а не как к театральному зрелищу. Это очень тяжело осознавать. Надо было попытаться понять... Ай, что и говорить! Если вы увидите, что творится сейчас в зале после спектакля! Десятиминутные овации стоя! Когда люди узнали, что “Норд-Ост” закрывают, они стали разносить кассы театра! Народ понял, что может больше не увидеть мюзикл. Более того, они действительно больше его не увидят! Мюзикл закроется 10 мая и не откроется никогда. Это будет последний, 410-й показ.
- Существует ли вероятность возрождения мюзикла на другой сцене?
- Это экономически невозможно. Другой спектакль - пожалуйста! Но открыть “Норд-Ост” в том виде, в котором он существует, невозможно.
- Не окупив первоначальных вложений в создание постановки, строительство декораций и оборудование театра, проект, таким образом, потерпел финансовый крах?
- Трагедия в театральном центре на Дубровке привела к потере двух сезонов из трех запланированных.Есть еще один механизм, о котором мало кто знает, хотя это совершенно очевидно. Мы играли целый год, собирали полные залы. Когда мы стали изучать технологию работы, английские продюсеры посоветовали нам: “Если вы делаете зрелище очень высокого качества, то зрители, уходящие с вашего спектакля, будут рассказывать о нем другим - вот самая надежная реклама!” После запуска мюзикла мы стали проводить опросы зрителей, мониторинг велся постоянно. По итогам 92 процента посетивших “Норд-Ост” готовы были рекомендовать его для просмотра своим друзьям, близким и знакомым! Если в зале 1200 мест (условно), мы получали ежедневно по 1000 рассказчиков! А теперь представьте, что мы не играли целых три месяца! Мы потеряли 100 тысяч рассказчиков за один месяц! Этот самый шаг, опережение двигало нами целый год. Поэтому если раньше мы набирали полные залы, то теперь...
- Что стало со средствами, пожертвованными на возрождение “Норд-Оста”?
- На них постановка была восстановлена. А еще они превратились в бесплатные билеты для тех, кто хотел, но не смог посмотреть спектакль: для ветеранов, инвалидов, малообеспеченных семей, прежде всего для детей и подростков.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп