С (еще одним) Новым годом! Аскар Баянов Наурыз - праздник весеннего равноденствия, начало нового года. Известно, что название этого праздника восходит к староперсидскому выражению “новый день”. Казахи называют Наурыз “Великим днем народа”. Наурыз имеет многотысячелетний возраст. Многие поколения тружеников, земледельцев и скотоводов, оседлых и кочевых народов, заселявших Туран и Иран, живя в тесном соприкосновении с природой, установили закономерности движения времени. Начало весны, наступление лета, приход осени и зимы - все было зафиксировано в народном летоисчислении История В 1074 году Омар Хайям - поэт, математик, астроном - с группой учеников из восьми человек кодифицировал народный календарь. Было официально установлено начало нового года, количество дней в каждом из 12 месяцев, научно закреплены данные о продолжительности дня и ночи в каждом сезоне времени. Работа над кодификацией была завершена в 1079 году... Ничего нового группа Омара Хайяма не открыла, было приведено в научно обоснованную систему солнечное календарное время. Традиции Наступление праздника Наурыз отмечается всем народом не официальными богослужениями, не собранием в мечети или в каком-то храме, а по-человечески, проявлением уважения и любви к близким, знакомым, малознакомым людям. Приветливость, благожелательность, общая трапеза, народные действа, обряды (наурыз-коже, посещение родственников и соседей; сжигание чучела, олицетворяющего грехи, зло, пороки). Неподдельное веселье, радостная атмосфера всеобщего единения - такова обстановка, сопутствующая проведению праздника Наурыз. Есть еще одна характерная черта народного отношения к Наурызу - в этот день все должны прощать друг другу старые обиды, начинать жизнь с новой страницы. Если в этот день рождались мальчики, их называли по традиции Наурызбаями или Наурызбеками, а девочек просто Наурыз или Наурызгуль. Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым знаком. Даже девичью красоту в казахских легендах сравнивают с белым снегом Наурыза, поскольку в марте обычно идет мягкий пушистый снег с особенной белизной.
|
Накануне праздника весеннего равноденствия люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились находившиеся в ссоре. Ибо, как утверждали старики, когда Наурыз входит в дома, все болезни и неудачи должны обходить их стороной. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой, а в день Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их. Люди старались одеться опрятно, чисто и по возможности во что-нибудь новое. В день праздника Наурыз в каждой семье накрывали дастархан - скатерть с различными яствами.
|
В полдень на установленном месте у селения резали быка и варили из его мяса блюдо “бель-котерер”, что означает “выпрямляющий стан”, поскольку бык считался одним из самых сильных животных и пища из него давала людям силу и выносливость. После этого начинались игры “айкыш-уйкыш”, что в переводе означает “навстречу друг другу”, и “аударыспак”, во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла. Праздник Наурыз не обходился без спортивной борьбы, участвовать в которой могли девушки. Девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее желания. И в таких случаях Наурыз превращался в свадебные торжества.
|
День заканчивался представлением, где два акына в стихотворной форме состязались в песнях. Их состязания прекращались с заходом солнца за горизонт, когда добро побеждает зло. Затем разжигали костер, и люди с зажженными от него факелами обходили все окрестности селения, пели и плясали, тем самым завершая праздник весеннего обновления и равноденствия. Что касается празднования Наурыза в других странах, то его широко отмечают также в Иране и Турции. К примеру, в трактате Абу Райхана Бируни “Ат-Тафхим” говорится: “ Новруз - это первый день месяца фарвардина и начало нового года. Шестое число месяца фарвардина (день рождения Ашура и Заратустры) -великий Ноуруз”. Древние иранцы рассматривали год как солнечный (на основе вращения Земли вокруг Солнца) в противоположность вавилонянам, у которых был лунный календарь. Иранцы делили год на двенадцать месяцев и каждый месяц на тридцать дней, последние же пять дней года называли “пяндже” (что означает пятерка). В Наурыз иранцы приводили в порядок и чистили свои дома, а также сами облачались в новые одеяния. Они накрывали стол блюдами, состоящими из семи злаков (пшеница, рис, ячмень, чечевица и другие). На шестой день Наурыза во время исполнения танца на землю или воду бросали проросшие злаки. Посещение родственников и друзей является еще одной особенностью Наурыза. В течение тысячелетий Наурыз всегда отмечался особенно торжественно. Ахеменидские цари в день Наурыза в зале Ападана в городе Персеполисе устраивали торжественные приемы и принимали народ, представителей иностранных держав, губернаторов. Приемы сопровождались взаимным обменом подарков. Это все изображено на развалинах стен в Персеполисе. Дарий Первый - царь Ахеменидов - в Наурыз посещал храм главного жреца и пожимал его руки. Существует информация о том, как отмечали праздник в эпохи Сасанидов и Газневидов. В Турцию праздник Наурыз пришел вместе с турками-сельджуками. Они принесли его из своих степей. Кроме того, Наурыз отмечают и балканские мусульмане в Албании, Боснии и Герцеговине и так далее. Если говорить о Турецкой Республике, то в сельской местности его отмечают примерно так же, как и в нашей стране, здесь присутствует и разжигание костров, приготовление праздничной пищи, пляски, народные гуляния. В городах же праздник проходит немного скромнее. Наверное, потому, что ритм городской жизни не совсем приемлет древнейший праздник. Как бы то ни было, Наурыз был и остается праздником возрождения природы и человека.
|