21 марта 2003
№ 11 (251)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Мнения 

Страсти по ветеранам...
никак не разгорятся

О том, что нужен закон о ветеранах, начали говорить давно. Причиной тому послужили многие обстоятельства. Основные из них - люди, верой и правдой служившие Отечеству, должны иметь статус, закрепленный законодательно, а также все условия, обеспечивающие им достойную жизнь в обществе. Государственные пособия, которыми были заменены все ветеранские льготы в Казахстане, не спасали ситуацию. Несколько лет назад правительство отклонило принятие законопроекта о ветеранах. Возможно, новый виток в этом процессе может случиться в скором времени: мажилис принял в работу и поручил комитету по социально-культурному развитию ведение депутатского законопроекта “О ветеранах”...

Сергей Жалыбин,
депутат мажилиса парламента РК:

Жизнь и судьба одного законопроекта

Сейчас часто озвучивается мнение, что закон о ветеранах не разработан и не принимается по вине депутатов. На самом деле это не так, и я расскажу почему...
Этот законопроект имеет давнюю предысторию. Его разработкой занимались еще в 1995 году, и депутаты прежнего созыва должны были его обсудить. Но по разным причинам этого не произошло, и тот законопроект канул в вечность.
В ходе предвыборной кампании мне довелось очень много общаться с ветеранами, и я пообещал сделать все возможное, чтобы закон о ветеранах был, наконец, разработан. В 2000 году после своего избрания совместно с депутатами Сагдиевым, Котович и Мужчиль мы разработали законопроект, учитывая все существующие подобные законы в СНГ, и вынесли его на обсуждение в мажилис. Но тогда правительство отклонило принятие этого закона, мотивируя свой отказ тем, что для реализации его необходимы слишком большие средства.
На мой взгляд, не такие уж это были великие средства. В тот момент помощь ветеранам “стоила” государству 16-17 миллиардов тенге, после отмены льгот и замены их на госпособия эта сумма была значительно снижена. И надо сказать, не всех ветеранов это новшество устроило.
Фиксированная сумма госпособия, касающаяся выплат за коммунальные услуги, например, не спасает многих из них: те же квартиры и дома у всех разные и суммы, соответственно, за услуги выходят неодинаковые. Некоторые чиновники на эти жалобы ответствовали следующим образом: пусть меняют большие квартиры на маленькие и “укладываются” таким образом в пособия. Но это же абсурдно.
В тот момент мы предлагали даже такой вариант: хорошо, пусть госпособия останутся, если уж мы никак не можем от них отказаться, но будут внедрены в практику льготы. Однако и этот нюанс не нашел поддержки у правительства.
Наконец в 2001 году на съезде ветеранов президент республики пообещал участникам, что закон будет обязательно принят, и это вселило надежду и в нас, разработчиков законопроекта. В прошлом году правительство даже включило этот проект в план работы, но... в августе вновь исключило. Мотивировка банальная: все, что касается ветеранов, отражено в законе о госпособиях. Что касается материальной стороны вопроса, наверное, да, но там нет ни слова о статусе ветеранов, об их социальных гарантиях и так далее. Нам ничего не оставалось делать, как взяться вновь за разработку законопроекта (потому что от Министерства юстиции мы тоже ничего так и не дождались).
Недавно обсуждение этого законопроекта было поручено комитету парламента по социальному развитию. Что будет дальше? Все зависит только от правительства. Есть, на мой взгляд, три исхода этого затяжного дела.
Первый, самый благополучный: нам скажут, что деньги будут выделены, но только в следующем году, так как бюджет уже утвержден. И хотя, как это ни печально, каждый год от нас уходят 4-5 тысяч ветеранов, такой ответ был бы самым позитивным.
Второй исход: оставить все льготы и некоторые нюансы, учитывающие социальное положение ветеранов. Третий, самый нежелательный: урегулирование вопроса о статусе без внедрения пособий...
В этой ситуации остается надеяться, что здравый смысл возобладает и наши ветераны все-таки получат и льготы и закрепление статуса. Как разработчик законопроекта я могу твердо заверить: наш закон помог бы ветеранам выбраться из той “полосы отчуждения”, в которой они оказались.

Ирина Савостина,
лидер движения “Поколение”:

Не дарите льготы -
семена раздора!

Ветеранами, по словам председателя движения “Поколение” Ирины Савостиной, являются не только участники Великой Отечественной войны. Защищать интересы надо и стариков, трудившихся в тылу.
Лидер поколенцев рассказывает, что во время войны она, будучи 11-летней девочкой, на Колыме мыла золото в фонд обороны. Там, как, впрочем, и во всем СССР, собирали металлолом для сборки танка, самолета, бронепоезда. “Мы жили по принципу: все для Родины, все для победы! В тылу люди с голоду дохли, ночевали на заводах, где точили патроны, снаряды”.
Ирина Алексеевна задается вопросом: выстоял бы фронт без тыла? В новом законе, озвучивает она желание многих стариков, нужно, чтобы помощь распространилась на все старое поколение. Зачем делить фронтовиков и тыловиков ВОВ? “Есть такие “участники”, которые вовсе таковыми не являются. Многие по-настоящему в боях не участвовали”...
Особых льгот, по ее мнению, быть не должно, поскольку “все льготы раздражают и унижают и вызовут только раздор между пенсионерами”. “Нашему брату (тыловику) дают на похороны 12 тысяч, а участнику - 40 тысяч тенге”. Изменить ситуацию может и должна достойная пенсия. Во время существования СССР Ирина Савостина получала пенсию в размере 132 рублей. На эти деньги она могла взять билет в Москву в оба конца и привезти еще подарков. Сегодня пенсия не позволяет совершать подобное - ее едва хватает на пропитание и оплату коммунальных услуг.
Достойные пенсии были бы выгодны для государства. “Пенсионер, если не проест свою пенсию, обязательно понесет эти денежки в сберкассу или в государственную казну”.

Подготовил
Асан Куанов

Самиголла Омар,
участник Великой Отечественной войны:

Российские ветераны достойнее наших?

В этом году исполнилось 60 лет знаменитой Сталинградской битве, а также исполнится не менее важной Курско-Орловской битве, в 2005 году прогрессивные люди планеты отметят 60-летие Великой Победы. Ныне самому молодому ветерану той войны уже под восемьдесят лет.
Ряды ветеранов все редеют. Каково ныне их социально-правовое положение? Я бы сказал, не совсем завидное. Даже несмотря на то, что в народе они пользуются авторитетом и уважением. Те льготы, которые они имели при советской власти, правительством РК отменены. Остались какие-то незначительные элементы.
В других странах СНГ, в частности в России, они были сохранены полностью. Отсюда возникает вполне закономерный вопрос: а чем мы хуже ветеранов других стран? Ясно, что ничем.
Экономика нашей страны идет в гору, а многие ветераны доживают свой век в незавидном положении. Некоторых даже можно видеть роющимися в мусорных баках, попрошайничающими в неприглядном внешнем виде и так далее. И все это не от хорошей жизни.
Пенсия, получаемая нами, в 50-70 долларов не спасает. А представьте, если на иждивении находятся безработные, больные дети, внуки, то концы сводим еле-еле. Тут не до новой одежды, ни в театр сходить, ни встретиться с фронтовыми товарищами, живущими в другом городе или стране СНГ.
Как известно, в нашем возрасте всякие болезни беспокоят, в том числе фронтовые раны, контузии, а лекарства очень дорогие. Кое-где снижают стоимость на 10%, но это же смешно: с тысячи тенге, например, сэкономить сто. Даже работающие дети не всегда могут помочь своим родителям: жизнь нынче дорогая.
Ветераны, боровшиеся с фашизмом, отстоявшие честь и свободу тогдашней и нынешней Родины, наверное, заслужили того, чтобы жить достойно, не нуждаясь ни в чем до конца жизни. А сколько нас осталось? Например, в Алматы участников Сталинградской битвы осталось 150 человек, в Северо-Казахстанской области - 120 человек.
Время неумолимо идет вперед, и они покидают этот мир. Но с каким чувством! Какое впечатление остается у их продолжателей, у будущих защитников Отечества?
Нельзя сказать, что ветеранам совсем не оказывается помощь, но это производится урывками. Наша республика должна немедленно проявить достойную заботу о них. Для этого вношу следующие предложения:
1. Парламенту вне очереди, немедленно принять закон о ветеранах, в том числе ветеранах ВОВ.
2. Один раз в году разрешить бесплатную поездку в страны СНГ на всех видах транспорта, не ограничивая временными рамками.
3. На городском, межобластном транспорте ездить бесплатно с удостоверением участника войны. В некоторых городах введены талоны. Но они касаются только городских ветеранов, а не иногородних.
4. Обеспечить бесплатным лечением на курортах один раз в году по направлению врачей. Снабжать лекарствами, очками, слуховыми аппаратами и другим бесплатно по рецепту врача. Могу отметить, что я проболел шесть месяцев и за это время израсходовал 18 тысяч тенге. Как можно жить после этого?
5. Плата за квартиру, телефон должна быть отменена.
6. В крупных городах открыты магазины продуктов “Ардагер”, где цена снижена на 10%, предлагаю сделать скидку еще больше - на 25-30%. Это будет серьезная поддержка и забота о ветеранах.
7. Предлагаю открыть салоны новой одежды и обуви для ветеранов со снижением цены до 30-40%. Или выдавать талоны, позволяющие преобретать их в любом магазине.
8. Предусмотреть выделение легковой автомашины бесплатно не только инвалидам, но и всем участникам войн, установив срок службы и льготное снабжение бензином.
9. Вклады участников ВОВ в сбербанке ежегодно индексировать.
10. Сделать возможным бесплатное посещение театров и кино по удостоверениям.
11. Посещать бани в таком же порядке.
12. Совершать похоронные ритуалы за счет государства.
13. Выделять квартиры нуждающимся.
14. Считать 1 день пребывания на фронте за 3 дня. Эти дни добавить к трудовому стажу и повысить таким образом пенсии.
Я не отрицаю другие пути и формы внедрения льгот. Если государство, в том числе появившиеся в нем богатые люди, проявит к ветеранам такую заботу, и если мы будем жить не хуже людей среднего достатка, то, конечно, это будет прекрасно. В свое время солдаты Советской Армии внесли неоценимый вклад в дело мира и процветания всего человечества. Пусть вперед такие враги не появятся и такая война не повторится!

Р.S. Все мои предложения вносятся
от имени группы ветеранов ВОВ.

Болат Раздыков,
заместитель председателя ассоциации РК “Чернобыль”, председатель алматинского союза “Чернобыль”:

“Мертвая зона” чернобыльцев

Казахстанские ликвидаторы аварии Чернобыльской АЭС с волнением ожидают каких-либо изменений в законодательной базе страны. Существующие госпособия не покрывают расходов на жизнь и лечение. Сегодня в Казахстане проживает около двадцати тысяч участников ликвидации “атомной трагедии” 1985 года. “Мы защищали Отечество, но почему сегодня мы ему не нужны? - этим вопросом задаются ликвидаторы

В 1991 году, когда были рассекречены материалы, связанные с трагедией в Чернобыле, оказалось, что там произошла не просто авария. Авария, говоря техническим языком, это поломка. В Чернобыле же случилась катастрофа, последствия которой будут сказываться еще много лет. Но у нас, военных, в 1985 году выбора не было - мы ехали по приказу командования на Украину, причем совершенно не осознавая, куда и зачем мы едем. Только будучи уже на месте, мы стали задумываться о ситуации: там повсюду стояли запрещающие знаки, были эвакуированы люди, а некоторые места надо было проезжать на высокой скорости. Мы работали в “мертвой зоне”...
Как нас и предупреждали врачи, после Чернобыля последствия скажутся только через десять-пятнадцать лет. Действительно в госпиталь для ветеранов Отечественной войны чернобыльцы не могут попасть, потому что их слишком много, все они требуют неоднократного лечения, постоянного обследования, профилактики. Государственных программ социальной защиты бывших ликвидаторов трагедии практически не осталось. Причем, как я неоднократно подчеркивал, такая ситуация сложилась только в нашей республике: Казахстан лишил нас всех гарантий, которые были объявлены еще в советское время. Госпособия далеко не адекватны сегодняшнему положению вещей: мы не имеем возможности ездить на лечение, в санатории, приобретать все необходимые лекарства, а трудоспособные люди не обеспечены работой. Критическая ситуация складывается в семьях с несколькими детьми. Нельзя даже сравнивать положение и социальные гарантии наших чернобыльцев с украинскими или российскими: они получают достойные пенсии и пособия, пользуются всеми необходимыми льготами. При этом от Казахстана в ликвидации катастрофы участвовало (по советской статистике) более тридцати тысяч человек. С каждым годом число этих людей снижается - сказывается миграция населения и смертность, которая, конечно же, выше в этой среде, чем в обычной среднестатистической.
Закон о госпособиях давно морально устарел, нужно изменить либо его положения, либо принимать совершенно новый. Наш союз неоднократно обращался с просьбой разрешить наши проблемы и в правительство, и к президенту республики, однако никаких ответов мы так и не получили. Я не уверен, что законопроект о ветеранах что-то изменит, реальным шагом помощи стало бы увеличение госпособия в два раза, отлаженная система медицинского надзора за чернобыльцами. Также нужны гарантии, что молодые и трудоспособные еще люди будут обеспечены работой и будут иметь возможность раз в два-три года съездить бесплатно в санаторий.

Ведущая полосы Ирина Гайкалова
Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп