21 марта 2003
№ 11 (251)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    События 

Золотые слова

Светлана Грибанова

В прошлом номере “НП” мы писали о том, что услугами мобильной связи в Казахстане могут себе позволить пользоваться не более 8 процентов населения. На наш взгляд, это вызвано тем, что тарифы на пользование связью слишком высоки даже для нашей нефтедобывающей страны. Мы попытались выяснить в компаниях-операторах, что закладывают они в свои тарифы. Компании повели себя, как советские партизаны на допросе в гестапо

Не ваше дело!
В частности, в нашем письме в компанию “GSM-Казахстан” мы поинтересовались: из чего складываются тарифы на услуги сотовой связи и каков ожидаемый доход от одного абонента сети K’Cell. В ответе, подписанном главным исполнительным директором компании г-ном Халюком Еге, говорится, что запрашиваемая нами информация является конфиденциальной коммерческой и не подлежит разглашению.
Что же касается тарифов компании K’Cell, г-н Еге любезно сообщил нам, что эту информацию можно почерпнуть как из “доступной экономической литературы, так и из материалов международного союза электросвязи, разработавшего методику ценообразования для телекоммуникационных компаний”. “За время деятельности, - читаем дальше, - компания неоднократно снижала тарифы и проводила различные акции, позволившие сократить затраты абонентов на услуги связи”.
В общем, формально нам и нашим читателям вроде бы ответили, но по существу - отправили восвояси. На наш взгляд, если перевести слова турецкого менеджера на общечеловеческий язык, отписка означает не что иное, как: кто вы такие, чтобы совать свой нос в столь тонкую материю, как тарифы? В оправдание своего неуемного любопытства можем сказать только одно: мы представляем интересы тысяч потребителей, которые имеют право знать, за что они платят.
Судя по информации, представленной на сайте компании, каждый абонент K’Cell платит ежемесячную абонентскую плату - 1814 тенге плюс оплачивает эфирное время. Оно оплачивается по нескольким тарифным планам: исходящие звонки внутри сети K’Cell и Activ, на номера городской телефонной сети, на другие сотовые компании, а также исходящие международные звонки.
Цены напрямую зависят от времени суток - днем они выше - и от того, находится ли номер в зоне или вне зоны покрытия сети. Во втором случае они выше в 6-7 раз. Входящие звонки - бесплатно, за исключением международного роуминга. В принципе, примерно такие же тарифы предлагает и другая отечественная сотовая компания - “КарТел” (K’Mobile).
Что касается пользователей Activ-карты, то для них стоимость одной минуты разговора составляет 40 единиц (напомню, что 1000 единиц стоит 10 долларов) на городской номер, K’Mobile и Altel; внутри сети K’Cell - 29 единиц. Мы выяснили, что никаких вечерних скидок пользователям Activ не предоставляется. Кстати, у западных компаний существует еще и особый тарифный план на выходные дни, например, британская Vodafone предоставляет скидки не только на вечерние и ночные разговоры по мобильному телефону, но и на звонки в выходные дни.
Пользователи стандартного пакета, повторимся, кроме абонентского тарифа, оплачивают эфирное время. По словам одного из клиентов K’Cell, если разговаривать по мобильнику “нормально”, то в месяц получается долларов сто. “Корпоративка” обходится пользователям дешевле. Дополнительную сумму - от 50 до 200 долларов - абоненту придется выложить за “крутой” номер - на “777” и “555”. Ну а элитные “единицы” вообще распределяются, как можно предположить, по списку: “111” фигурирует лишь в номерах соток, принадлежащих высокопоставленным чиновникам и бизнесменам высшего класса. Здесь наши мобильщики не изобрели ничего нового - это мировая практика.
В то же время тайной за семью печатями остается структура тарифа. Пользователи сети не знают, оплачивают они лишь затраты компании на поддержание системы в работоспособном состоянии и инвестиции в развитие сети, или же бременем на тариф ложатся немалые зарплаты иностранных менеджеров, расходы на их роскошные иномарки, многочисленные рекламные и спонсорские акции?

 

Нажимая кнопку, включай секундомер!

А как у “них”?
Для рынка мобильных телекоммуникаций соседней России характерны “тарифные войны”, только ведут их не компании и антимонопольное ведомство, а сами операторы сотовой связи друг с другом. Из-за конкуренции между ними цены на сотовую связь в России, прежде всего в Москве, постоянно снижались: с целью привлечения абонентов каждая компания считает своим долгом время от времени обновлять тарифы, делая их более привлекательными для клиентов.
Понятно, что ни одна компания работать себе в убыток не будет. Сегодня российские специалисты в области сотовых коммуникаций пришли к выводу, что оптимальная прибыль от среднестатистического абонента ниже 20 долларов нерентабельна. Руководство “GSM-Казахстан” в целом согласно с выводами российских сотовых операторов, однако не пожелало открывать завесу коммерческой тайны, на какую прибыль от одного клиента рассчитывает.
На Западе, где платежеспособность населения выше и существует сложившийся средний класс (а цены на товары и услуги именно на него и сориентированы), сотовая связь стоит несколько дороже, чем у нас. Однако существует гибкая система скидок и большое разнообразие тарифных планов.
Возьмем уже упоминавшегося крупнейшего европейского сотового оператора Vodafone. Компания предлагает своим клиентам 28 тарифных планов. Причем на Западе принято приобретать услуги сотовой связи пакетами. При этом абоненты получают существенные скидки. Покупая 60 минут эфирного времени, клиент платит 19,99 фунта, за 200 минут ему придется выложить 25 фунтов, а за 800 минут (!) - 70 фунтов. Таким образом, многоговорящему покупателю предоставляются очень приличные скидки.
В соседнем Китае, как сообщил “НП” собственный корреспондент информационного агентства “Казинформ” в Пекине Талгат Баймухаметов, базовая (аналог абонентской) месячная плата составляет около 50 юаней (913,5 тенге) и зависит от количества и продолжительности разговоров. Минута в среднем стоит 0,40 юаня, то есть примерно 7 тенге. Междугородный звонок - 1,1 юаня/минута (примерно 19 тенге), международный - 8,4 юаня/минута (153 тенге). В общем, за месяц у него уходит от 110 до 145 юаней (2009-2650 тенге). Комментарии, как говорится, излишни. В Китае работает три оператора сотовой связи: Чайна-телеком, Чайна-Юником, Чайна-мобайл. Это все полугосударственные структуры. Китайские корпорации, по словам Талгата Баймухаметова, предлагают аппаратуру сотовой связи, включая мобильники, и услуги гораздо дешевле и выше качеством, чем, например, турецкие, которые также пытались закрепиться на китайском рынке.
И еще об одной особенности мирового рынка мобильной связи хотелось бы упомянуть. Многие сотовые операторы дотируют стоимость трубки, если пользователь подключится именно к их сети. В этом можно убедиться, просмотрев любой товарный каталог: телефоны, которые стоят до 500 долларов, там предлагают за 150 и даже дешевле - при условии подключения к определенному оператору.

Повышение
исподтишка

Все мы являемся свидетелями того, какие ожесточенные битвы за тариф ведут с антимонопольным ведомством тепловики, энергетики, поставщики воды. Где же искать управу на сотовые компании? Оказывается, там же.
Доля компании “GSM-Казахстан” на рынке отечественных мобильных коммуникаций по итогам 2001 года составила 58,2 процента, поэтому компания была включена в государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на определенном товарном рынке на 2002 год.
Об этом “НП” сообщили в Агентстве РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции. В соответствии с законодательством компания обязана уведомлять антимонопольное агентство о предстоящем повышении цен на свои услуги и о причинах повышения с представлением подтверждающих документов.
По информации агентства, ТОО “GSM-Казахстан ОАО “Казахтелеком” представило в это ведомство уведомление о предстоящем повышении цены (на 4 доллара) за абонентский идентификационный комплект, то есть за SIM-карту. Однако не дождавшись согласования, компания самовольно ввела плату по этой услуге. Видимо, посчитав, что для них закон не писан.
В связи с этим агентство вынесло предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Компания согласно этому документу должна была отменить плату и вернуть деньги тем абонентам, которые уже успели расплатиться за SIM-карту по новой цене. В настоящее время, сообщили нам в агентстве, ведется судебное разбирательство с ТОО “GSM-Казахстан” на предмет законности предписания.
Получается, если бы мы не направили свои вопросы в антимонопольное агентство, то и не узнали бы о “ползучем” повышении цен в K’Cell. Компания ведь не объявляет об этом с красочных билбордов на улицах Алматы...

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп