21 марта 2003
№ 11 (251)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Смотри в оба 

Оцифрованный
странник

Георгий Афонин

В отечественном кинематографе появилось новое светлое пятно - черная комедия о чикагских бандитах российского разлива начала 90-х и одновременно самый настоящий боевик, сделанный по законам жанра. Егор Кончаловский снял во всех отношениях эпохальный фильм, а значит, на ближайшие выходные стоит планировать поход в кино. И если одним из двух фильмов будет “Антикиллер” - вы не ошибетесь

“Антикиллер” - первый боевик нового поколения, в котором отечественная криминальная реальность соединилась с современной подачей, характерной для актуального мирового кино в жанре action. А нравственный императив советской детективной киноклассики с постмодернистским релятивизмом американского и юго-восточного боевого кино. Фильм поставлен по мотивам романа Данила Корецкого, разошедшегося по России тиражом в 5 миллионов экземпляров и ставшего, безусловно, культовой книгой для ценителей криминального чтива. Тема противоборства, сильно проявившаяся в России конца ХХ века, нашла свое отражение не только в сюжете, но и в эстетике фильма, в первую очередь в тщательнейшем подборе актеров. Роли воров и авторитетов старой формации исполняют признанные звезды отечественного кино, одни имена которых давно уже стали знаковыми: Михаил Ульянов, Сергей Шакуров, Александр Белявский, Иван Бортник. Иную генерацию представляют знаменитости нового времени: Александр Балуев, Евгений Сидихин, Виктор Сухоруков и, разумеется, Гоша Куценко, сыгравший в фильме главную роль.

То, что называют производственно-съемочным процессом, о котором, кстати, снят отдельный фильм, как и его результат - картина, действительно имеет право именоваться знаковым событием в новом кино, - звучало на премьере фильма в кинотеатре “Пушкинский” в рамках XXIV Московского международного кинофестиваля. Фильм был показан в октябре прошлого года и в Нью-Йорке, в престижнейших киноцентрах Eastside Playhouse и Millenium.
Фильм, снятый в жанре экшн, хотя он и несет на себе “родовые признаки” клипа (Кончаловский известен как режиссер рекламных роликов Gloria Jeans и презервативов Simplex), отличает очень глубокая и профессиональная проработка деталей. Ориентиром для беспрецедентного по российским меркам масштаба постановки (бюджет фильма составил $ 5000000) послужили, по словам режиссера, “новые восточные блокбастеры и современные европейские криминальные ленты, которые, безусловно, являются увлекательными фильмами действия, но при этом еще и вполне авторским кино”. Разумеется, для воплощения подобной схемы был необходим принципиально новый подход к кинопроизводству.
Над фильмом работала интернациональная команда - группа питерских каскадеров под руководством Олега Корытина и Игоря Новоселова, участвовавших в постановке автомобильных трюков и перестрелок, action-сцены монтировала знаменитая француженка Бенедикт Бюрне, работавшая над “Доберманом”. Окончательным сведением звука, цветокоррекцией и компьютерной графикой на студии Artistic Image в Булоне занимались специалисты, работавшие над “Амели” Жан-Пьера Жене. Кстати, “Антикиллер” снят с использованием цифрового мастеринга Digital Intermediate, что вкупе с талантом создателей и позволило сделать картину весомо и грандиозно.
Для российского жанрового кино “Антикиллер” вполне может стать достойной и убедительной точкой отсчета нового времени и сыграть ту же роль, что некогда выпала на долю “Светлого будущего” Джона Ву, а в Японии - на первые гангстерские фильмы Такеши Китано. Звукозрительный ряд “Антикиллера” оставляет ощущение неразрешимого беспокойства и бессмысленности происходящего, из которого можно выпрыгнуть только в смерть. Пейзаж тюремной зоны продолжается и на свободе. Он повторен в железобетонной монотонности заброшенных строек с решеткой арматуры, пустынности забытых фортов, подземок и сточных канав, сумерек подъездов и переходов, где то и дело совершаются преступления. Поначалу рваный клиповый ритм повествования поддерживается режиссерским приемом: действие перескакивает от одного персонажа к другому через рвущийся в кадре кадр. Практически у всех персонажей, способных влиять на ситуацию, сдвинутое сознание, что подчеркивает “субъективная” камера.
Весьма нетипичным для нынешнего кинопроцесса стал и саундтрек к “Антикиллеру”, выпуск которого тянет на отдельное событие. Здесь на вполне законных основаниях использованы композиции полутора десятков западных групп, среди которых RED SNAPPER, DEATH IN VEGAS, UTAH SAINTS, ORISHAS, JUNKIE XL, OUTCAST. Диапазон стилей - от электронной музыки в самых разнообразных ее проявлениях до гангста-рэпа и хэви-металла. Есть даже хип-хоп на французском и испанском языках.
Судя по материалу, “Антикиллер” чем-то сродни восточным боевикам, и отсыл к юго-восточному кино не случаен. Одно время Кончаловский вместе с продюсером Юсупом Бахшиевым увлеклись корейским кино, таким как “Шири”, “Спрятаться негде”. Есть в картине и более близкие параллели, почти пародии на мировое кино. Михаил Ульянов, например, играя отца, явно изображает дона Вито Карлеоне. Кстати, слова этого культового персонажа из “Крестного отца-3” Корецкий ставит эпиграфом к своему роману. И фактически только они стали основой сценария фильма.
Признаюсь, мне после двух потрясающих полнометражных дебютов “В движении” и “Одиночество крови”, снятых тоже клипмейкерами Янковским-младшим и Прыгуновым-младшим, очень не хотелось разочаровываться еще в одном “младшем” - Кончаловском. И он зрителя не разочаровал. То, что снял Егор, характеризуется в трех словах: “жесткое мужское кино”. Сам режиссер, говоря о жанре картины, называет ее черной комедией, Гоша Куценко - криминальным “психовиком”. Скорее это красиво, умно и стильно снятый “арт-хаусный” экшн с явными признаками авторского кинематографа. Хотя очень во многом “Антикиллер” заимствован, начиная с “Леона” и “Добермана”, “Криминального чтива” и “Крестного отца”. Главное достоинство фильма - полное отсутствие пафоса, абсолютно западное решение всех проблем. Но не в стиле Тарантино, как в картине “Мама, не горюй!” Кончаловский сделал зрелище, близкое к стилю Боба Рейфельсона и Абеля Феррары. Размытая картинка (сюжетная и визуальная) откровенно отсылает к опыту хорошего западного кино. Подражание редко бывает настолько удачным. Но стоит отдать должное и режиссеру, и актерам, сделано оно со вкусом, показным натурализмом, шокирующими подробностями и... отлично.
- Фильм сделан для того, чтобы стать культовым, и, несомненно, культовым станет, - считает кинокритик Мурат Мукашев.
Блестящая режиссура, грамотный динамично-клиповый монтаж и звук, мощная харизма звездного актерского ансамбля и постоянный экшн, не говоря уже о количестве разбитых машин, выделяют “Антикиллера” даже из поля очень хороших российских фильмов. Главный герой Лис (Гоша Куценко) - человек с туманным прошлым и эфемерным будущим, фактически человек “ниоткуда”, киллер, убивающий киллеров. Причем не во имя высокой цели, а потому, что “милиционеров убивать нельзя”. Этот постулат и цитата из Салливана и Гилберта - “цель высшая моя - чтоб наказанье преступленью стало равным” - собственно, две фразы, которые держат концепцию и философию фильма. Остальная философия, которую вложили в “Антикиллера” его создатели, отнюдь не очевидна - соскальзывает по обилию трупов, крови, не успевая стать заметной в динамичной череде экшна. Судя по фильму, форма для режиссера здесь важнее содержания, и никакие глобальные вопросы в идейную основу не закладываются. Хотя, как известно, именно в тех случаях, когда не пытаются экранизировать глобальную идею, она каким-то образом начинает проступать сквозь полотно картины.
Тем, что в кадре не появляются “лишние” персонажи из “внешнего мира”, автор только концентрирует внимание зрителя, заставляя пристальнее вглядеться в окружающую жизнь. Кончаловский показал в “Антикиллере” не некую запредельную реальность, психологически и социально удаленную от жизни. Как раз наоборот. “Антикиллер” - классический пример упражнения в форме, и каждый кадр здесь отсылает не к некой закадровой действительности, а к режиссеру и оператору, иными словами, главное в фильме - работа съемочной группы и актеров, наполняющих своих героев человеческим обаянием.
Главный герой Лис не станет идеалом для подражания, зато исполнившего его роль харизматического Гошу Куценко уже можно назвать любимым актером миллионов. За Лисом виден прежде всего сам Гоша. Куценко относится к числу тех актеров, чьи экранные высказывания быстро становятся афоризмами, так что “Антикиллера” наверняка разберут на цитаты. Верный признак культового кино.
Персонаж Гоши Куценко, очень колоритного актера, который хорошо смотрится практически везде, - настоящий кинематографический герой, загадочный, холодный и рассудительный, относится к своему “геройскому имиджу” с иронией. Он устал от неразберихи и грязи. Он мечтает о далекой и таинственной Кубе и представляется в таком ракурсе уже полновесным лирическим героем. Но лирика эта преподносится лишь на территории Лиса, поэтому единственным нормальным человеком в фильмическом пространстве является только он. “Нормальным” - значит способным различать добро и зло и выбрать, естественно, первое.

Анонс
На 28 марта намечено проведение внеочередного съезда Союза кинематографистов Казахстана. На повестке проблема дистанцирования государства от творческих союзов, в частности СК, взаимоотношения СК и “Казахфильма”, выработка устава и проекта закона о кино.
До завершения этого события генеральный директор НК “Казахфильм” Сергей Азимов от интервью и комментариев воздерживается. Однако известно, что за последние три месяца по его инициативе казахстанские картины побывали на фестивалях и ретроспективах в США, Италии, России, Узбекистане. “Казахфильм” осуществляет функции продвижения казахского кинематографа на мировой кинорынок. В минувшем году в производство запущено две рабочие единицы. В нынешнем - семь, среди которых “Сардар”, “Охотник”, “Дом у соленого озера”.
О судьбе этих и других картин Сергей Азимов обещал рассказать на страницах “НП” по завершении съезда кинематографистов.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп