21 марта 2003
№ 11 (251)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Исследования 

Маленькая страна -
не значит отсталая

В канун Наурыза - Нового года, праздника весны и обновления, корреспондент “НП” Сергей Обломов встретился с Чрезвычайным и Полномочным Послом Кыргызской Республики в Республике Казахстан Ж. Сааданбековым. После взаимных поздравлений - мнение посла КР относительно будущего двух самых близких друг другу народов

- Жумагул Сааданбекович, 11 лет назад Кыргызстан и Казахстан одновременно стали новыми независимыми государствами в Центральной Азии.
Но Казахстан и Кыргызстан в экономическом смысле имеют самые разные весовые категории. Как это сказывается на развитии двусторонних отношений?

- Народ Кыргызстана искренне радуется впечатляющим успехам Казахстана в решении гигантских задач экономического и социального переустройства. Достаточно сказать, что здесь экономический рост за три последних года составляет в среднем более 10 процентов. По уровню ВВП на душу населения Казахстан занимает второе место в СНГ и приближается к аналогичному показателю России. В целом за годы независимости в экономику Казахстана привлечено свыше 21 миллиарда долларов зарубежных инвестиций! Ведь не случайно даже председатель правительства могучей России на недавнем московском экономическом форуме ЕврАзЭС отметил об отставании России от Казахстана по ряду важнейших показателей.
Да, Кыргызстан считается небольшой страной, но определение “малая страна” не является символом “отсталая”. Ведь не придет кому-то в голову называть, к примеру, Австрию, Бельгию, Люксембург или “малые азиатские тигры” в Азии, достигшие высочайшего уровня производительных сил отсталыми. В то же время, сколько стран в мире с многомиллионным населением и огромными территориальными и природными ресурсами прозябают в безысходной нищете. Размеры территории и численность населения еще не гарантируют социально-экономического процветания. При таком устройстве мировой экономики, где нет торговых барьеров и целенаправленного ущемления малых стран, они тоже могут использовать свои специфические “ноу-хау” и ресурсы для конкуренции и высокопроизводительного труда.

И вообще, крупные государства по-разному крупны, и малые государства по-разному малы. У Финляндии, с населением 5,1 миллиона челеловек как у Кыргызстана и гораздо более суровыми климатическими условиями, бюджет равен государственному бюджету Российской Федерации. Как можно назвать эту страну слабой и отсталой. Так что государство, которое по многим параметрам является малым, может по какому-то другому признаку претендовать на статус крупного. Маленький Кыргызстан располагает 60 процентами водных ресурсов Центральной Азии, которые максимум через 10 лет станут дороже нефти, уникальными и неповторимыми курортно-туристическими ресурсами, в его природных недрах сегодня находят большие запасы нефти и множество других редкоземельных металлов. Разве такая страна, имеющая к тому же свой гордый, мужественный и высокообразованный народ, останется на задворках истории?
- Казахстан стал независимым государством с рыночной экономикой, политической стабильностью и относительным социальным благополучием. На ваш взгляд “со стороны”, какова здесь роль Нурсултана Назарбаева?
- Назарбаев появился у власти именно в тот момент, когда предстояло решать грандиозную задачу коренной смены модели социально-экономического развития Казахстана. Вовремя прийти - самое главное для национального лидера. Не раньше и не позже - вовремя. А он, как я убежден, обладает качествами, совершенно необходимыми именно для национального лидера времен колоссального кризиса. Заданный вами вопрос - очень большая тема. Поэтому я позволю себе высказать лишь некоторые свои наблюдения.
Первое. В начале 1990-х годов, в условиях Казахстана были возможны только радикальные системные преобразования. И историческая заслуга Назарбаева в том, что он на это пошел и в отличие от реформаторов Перестройки, которые долго лавировали и пережидали, начал действовать решительно. Но не только. Он безупречно тонко почувствовал ту оптимальную черту безопасности, которую нельзя переходить. И имея наготове альтернативные решения, он сумел достойно отступить, перестроиться и вовремя ухватиться за решающее звено национального спасения - укрепление исполнительной вертикали власти. Следовательно, политика для него является не только наукой, но и искусством импровизации в рамках возможного и разумного. А ведь лидеры ряда других стран, как это мы с вами знаем, слепо поверили во многое из того, что обещал Запад и, по-существу, пустили дело на самотек. Назарбаев же буквально дрался за каждый цент, отстаивая свои позиции перед эмиссарами международных финансовых организаций. И не случайно Казахстан - единственная страна, которая выдержала последствия кризиса в Юго-Восточной Азии и в России 1998 года.
Второе. Назарбаев после распада СССР первым догадался, что перед лицом современных угроз выжить в одиночку невозможно и негативным последствиям глобализации необходимо противопоставить разветвленную систему региональных и субконтинентальных союзов, таких как СНГ, ЦАС, ЕврАзЭС, ШОС и др. Не случайно подпись Назарбаева стоит под недавним заявлением президентов четырех стран Содружества о необходимости формирования Единого экономического пространства.
Его интересует конечный результат: насколько та или иная идея результативна в практическом смысле слова, насколько способствует росту экономического потенциала Казахстана повышение жизненного уровня населения. Назарбаев является прагматиком и как никто другой в Казахстане глубоко понимает интересы своего народа и не позволяет себе какой-то идеологической пристрастностью искажать понятие о том, что требуется нации во внутренней и внешней политике.
В настоящее время достижения Казахстана на пути демократических и рыночных реформ не ставятся под сомнение никем. Естественно напрашивается вопрос: были бы они возможны при другом лидере? На наш взгляд, ответ может быть однозначно отрицательным. Благодаря Назарбаеву, который, безусловно, обладает выдающимися интеллектуальными способностями, талантом организатора и политического руководителя, умением безошибочно принимать нужные решения, избранный в Казахстане путь модернизации оказался наиболее оптимальным. В случае ошибочных решений страну неминуемо ожидали бы хаос и хроническая нестабильность.
- Многие кыргызстанцы по тем или иным причинам сейчас живут и работают в Казахстане. Сколько их, по вашим данным, чем они предпочитают заниматься в соседней республике? Какие проблемы возникают у трудовых мигрантов из Кыргызстана и чем им может помочь ваше посольство?
- По обе стороны границ двух республик существуют издавна сложившиеся достаточно крупные диаспоры, состоящие из нескольких поколений и сотен тысяч семей. Их отличить от титульной нации по профессиональным или другим признакам попросту невозможно. Трудовые мигранты, которые осуществляют свою деятельность на самостоятельной основе, без какой-либо юридической регистрации в государственных органах, составляют примерно 50 тысяч человек ежегодно. Надежных методов определения их численности не существует. Их правовая неграмотность предоставляет огромные хлопоты. При сложившихся 8-10 процентных темпах экономического роста, Казахстан объективно нуждается в ежегодном использовании около 100 тысяч рабочих из-за рубежа. Контингент рабочих из Кыргызстана - это в основном табаководы, строительные рабочие. Особую заботу составляют проблемы регулирования правового статуса пребывания кыргызских табаководов в Республике Казахстан, а также легитимности трудовой деятельности наших граждан на рынках Алматы, Астаны и в других регионах. Наше посольство при решении этого вопроса нашло понимание на всех уровнях как законодательной, так и представительской власти страны пребывания. Подписано межправительственное Соглашение о социальной защите трудящихся-мигрантов в приграничных районах, что сняло проблемы легитимизации кыргызских граждан, работающих в Алматинской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областях. Уже сейчас в ряде районов Алматинской области открыты и действуют бюро занятости под эгидой Минсоцтруда Казахстана. Так, только в Энбекшиказахском районе бюро занятости вместе с акиматом сельских округов официально зарегистрировало 3800 граждан Кыргызской Республики.
- Насколько нам известно, в Казахстане зарегистрирован Союз граждан Кыргызстана. Каковы цели этой организации?
- Эта общественная организация не имеет никакой политической окраски, а создана для удовлетворения социокультурных потребностей и непосредственного общения. Союз пользуется авторитетом у соотечественников, поскольку дает им возможность сообща отстаивать свои интересы. Посольство, в свою очередь, охотно контактирует с ним, стремясь своевременно реагировать на возникающие проблемы.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп