От чистого истока Ольга Малахова Экологический рай в отдельно взятой школе создать, кажется, невозможно: все мы “плывем в одной лодке”, дышим одним воздухом, пьем одну воду. И все же школу “БЭСТ” можно назвать экологически чистой. Не только богатство и разнообразие зелени делает ее такой (хотя по количеству экзотических и других растений и животных ее трудно догнать), но и сознание ребят, которое формируется на уроках экологического образования В поисках утраченного Название предмета звучит, казалось бы, скучно, но многие ребята считают его одним из самых интересных. Экологические проекты, над которыми работают школьники, вовсе не компеляция работ взрослых, а самостоятельные исследования с использованием лабораторного оборудования. И доклады здесь пишутся не заумные и наукообразные, а живые, образные. Доклад о воде, например, одна из семиклассниц начала с иронии: “Почистите зубы самой лучшей зубной пастой, затем сполосните рот промышленными сточными водами”. Образ, сразу дающий представление о состоянии окружающей среды и зависимости человека от него. “Бэстовцы” участвуют в самых настоящих исследованиях и экспериментах. Уже второй год они на серьезном уровне анализируют и оценивают качество воздуха, воды и почвы на территории школы. Они знают превышение ПДК вредных веществ в воздухе на пересечении улиц Абая и Манаса, состав воды горных и пустынных водоемов близ Алматы. В этом году эта тема особенно актуальна в связи с объявлением ООН года чистой воды. Кроме так называемого экологического чемоданчика - комплекта оборудования и инструментария для определения содержания в воде различных веществ, есть японский аппарат И-10, позволяющий вести глубокие исследования. Его предоставили школе ученые-экологи НПО “Тетис”, с которыми “БЭСТ” сотрудничает. Один из методов, применяемых детьми, - биоиндикация, когда по состоянию растений и животных определяется, насколько загрязнена атмосфера или водоем. Дети проводят наблюдения и во время экскурсий и экспедиций, и в лабораторных условиях. Девочки анализировали, как ведет себя крес-салат, если его поливать водой с большим содержанием соли, мальчики - что происходит с рыбками в аквариуме, наполненном такой же водой. Результаты были грустные - растения и рыбки не выдерживали предложенных им экстремальных условий. Встал - убери планету Интересно, что когда один папа засомневался, не жестоки ли такие эксперименты с живыми тестобъектами, ребята ответили ему, что это лишь микроскопическое отражение того, что делают с планетой взрослые люди. А их исследования нужны для поиска пути решения экологических проблем. Ребята знают, что взрослых с машин на велосипеды уже не пересадишь, но делать что-то для оздоровления окружающей среды можно и нужно. Поэтому так чисто в школе и на ее территории, поэтому так много зелени. И даже на 8 Марта дети дарили мамам не только букеты цветов, которые завтра завянут, а еще и мини-альпинарии - горки с толстянками и другими растениями. - Экологическое образование - не самое главное направление школы “БЭСТ”, у нас многопрофильная школа, - говорит директор школы, Национальный координатор ассоциированных школ ЮНЕСКО Рахима Куанышбаева, - но в 1992 году, когда она создавалась и когда старая идеология была утеряна, надо было найти какую-то объединяющую главную идею. Ею и стало экологическое образование, которое удачно можно применять в интеграции предметов. Главные его вдохновители Ольга Саубенова и Александр Черкашин - кандидаты биологических наук, связавшие научную деятельность с педагогической. Они заражают своей увлеченностью ребят, и все, что наработали за много лет, принесли и перенесли в школу. - Когда-то мы шутили: если в случае землетрясения кого-то завалит, то нас затопит, - улыбается Ольга Габбасовна. - В моей небольшой квартире в аквариумах было почти четыре тонны воды. Сейчас большая часть оранжереи и рыбки переехали в школу.
Найти и обезвредить Результаты такой работы налицо: первое место и три третьих места получили “бэстовцы” на городской научно-практической конференции Малой академии наук. В августе этого года состоятся в рамках международного лагеря, который будет проводиться в горном санатории “Тау-Самал”, семинары и научная экспедиция на Чарыне, и главными застрельщиками выступают учителя и учащиеся школы “БЭСТ”. Но самое важное, что деятельность школьников имеет прикладное значение. Десятиклассница Оксана Айтышева исследовала микробиологические методы очистки воды от нефти. По литературным данным ее доклада, ежегодно в мировом океане происходит до пятнадцати крупных разливов нефти и до тысячи второстепенных. Около 40 процентов добываемой в мире нефти попадает в реки и озера вследствие утечки из трубопроводов и резервуаров, со сточными водами нефтеперерабатывающих заводов и с нефтебаз. Нефтяные пятна закупоривают воду, задерживают доступ кислорода, разрушают естественную систему жизнеобеспечения. Самыми перспективными считаются микробиологические методы очистки воды от нефтяного загрязнения. Благодаря деятельности нефтеокисляющих микроорганизмов нефть трансформируется до простых соединений, происходит накопление нового органического вещества и дальнейшее включение его в круговорот углерода в водоемах. Девушка в течение трех месяцев вела серию экспериментов, используя нефть, привезенную с Кумкольского месторождения одним из родителей, и штаммы бактерий и дрожжей. Оксана сделала вывод, что особый эффект приносит совместное применение нескольких микроорганизмов. Даже если ребята не станут экологами, они получают навыки основ исследовательской работы, которая может пригодиться в любой выбранной после окончания школы и вуза отрасли. Диалог с Аралом В экологическом образовании практицизм сочетается с нравственностью, с чувствами и эмоциями. Тревогой и болью наполнены сочинения “бэстовцев” на темы воды. Девятиклассник Ахат Ибраев пишет о Большой Алматинке: “...воды стало меньше, оголились большие валуны, весь берег завален грязью и мусором. Старые люди вспоминают, что когда река еще не была одета в бетонные берега, из нее можно было черпать воду и пить ее, не боясь заболеть. Прямо к реке подходил яблоневый сад, и разноцветные - бордовые, желтые, зеленоватые - яблоки с плеском падали прямо в прозрачную струю. Осенью река разносила эти подарки по всему городу. Но и теперь в жаркий летний день приятно следить взглядом за тонкой веточкой, которая, словно утлая лодочка, борется с сильной волной. От воды исходит такая свежесть и прохлада, а звук горной реки так успокаивает и убаюкивает, что понимаешь: Бог не изобрел ничего более нужного и прекрасного, чем чистая вода. Много ли алматинцев знают, кто такой был Баум, хотя его именем названа роща на севере Алматы? Хорошо, что в последние годы в этом уголке нашего города стали наводить порядок, расчистили аллеи, вырубили сухостой. А там, где деревья, там и арыки не пересохнут. А почему бы Бауму не поставить памятник в Алматы?” Сочинение девятиклассницы Акжелен Исабаевой - это диалог с Аралом. Море говорит человеку: “Разговоры обо мне начались не сегодня. Но дело-то ты собираешься делать? “Ужас, надо что-то делать, мы гибнем!” Разговоры, разговоры, эгоистичные, ты всегда думаешь только о себе... Ваша роковая ошибка: вы не учли того, что во мне более одного миллиарда соли. Зачем вы обрекаете себя и все, что вы любите, на самую страшную смерть - смерть от жажды?”
|