Астана теряет крыши Талгат Калиев Глобальный казахстанский проект под кодовым названием “новая столица” вполне может войти в анналы мировой истории. Между тем в тени большой стройки остаются достаточно серьезные проблемы Столичные ЧП Самый свежий и, увы, самый громкий пример - рухнувшая крыша сданной в прошлом году школы. Причем школы, открывал которую сам глава государства, в которой учатся дети и внуки многих высокопоставленных чиновников, в частности, сын премьер-министра республики. Однако и это не оградило свежеотстроенный объект от влияния объективных законов физики, описанных мудрыми формулами сопромата. Согласно результатам комиссии авторитетного независимого института, причиной ЧП стало несоответствие нагрузкам плит перекрытия. Теперь подрядчик обязан восстановить, вернее, довести до ума не оправдавшее надежд здание. Последний, в свою очередь, наверное, переадресует претензии к изготовителям злосчастных плит. Словом, инцидент вроде бы исчерпан, но вопросы остались. Впрочем, о них позднее. Другим чрезвычайным происшествием стал недавний пожар в строящемся здании Минтранскома. По неофициальным данным, причиной пожара послужила искра, выпущенная незадачливым сварщиком. Тоже можно сказать, что виновные установлены, выводы сделаны, хотя... Ну и, конечно же, символ столицы - Байтерек. Он тоже был открыт еще в прошлом году, причем в один день с вышеупомянутой школой. Участие в церемонии принял Нурсултан Назарбаев. Церемония прошла торжественно и радостно. Между тем злопыхатели утверждают, что аккурат в канун открытия объекта у него протекла крыша. Говорят, что на осушение объекта и устранение следов происшедшего были мобилизованы все силы, и к прибытию высокого гостя все было в ажуре. В пользу этой версии говорит и тот факт, что спустя полгода после официального открытия Байтерек так и не стал доступен для посещения горожан и почему-то закрыт по сей день. Как знать, может быть, и вправду дело в крыше. Словом, перечислять крупные огрехи и казусы в деле застройки города XXI века можно достаточно долго. Нас же волнует главный вопрос: почему они стали возможными? Строительный бум Страна действительно переживает это явление. Строят практически во всех регионах - во-первых, деньги на это появились, во-вторых, никто от Астаны отставать не хочет. В подобной ситуации вполне объясним недостаток квалифицированных специалистов. Ведь их, по-настоящему способных осилить проектируемые сегодня объекты повышенной сложности, немного. А потому они могут себе позволить выбирать наиболее выгодные подряды, отказываясь от менее значительных и менее оплачиваемых. Таким образом, получается, что часть объектов попадает к менее подготовленным фирмам. В то же время жизнь не стоит на месте, а обучать своих сотрудников в условиях острого дефицита кадров никто из работодателей, по-видимому, особо не стремится. Учиться зачастую приходится на ходу, на стройплощадке. В итоге - отлетающий от стен алюкобонд, протекающая крыша нового, невиданного нашими строителями по степени инженерной сложности объекта. Достаточно сложный вопрос и с фирмой-изготовителем злополучных плит, обрушившихся в новой школе. Как говорят некоторые специалисты, эта фирма - едва ли не единственная в республике, поэтому закупать плиты больше не у кого. Подобная монополия вполне может развратить поставщика и привести к выпуску некачественной продукции. Слава богу, ЧП произошло ночью, а если бы во время уроков или проведения новогоднего утренника, которые все праздничные дни отыгрывали именно в этом спортзале! Ну и конечно же нельзя сбрасывать со счетов и практику субподрядов. Не секрет, что некоторые фирмы, выигрывая выгодный подряд, нанимают в исполнители, за более низкую стоимость, более мелкую фирму. А та, случается, умудряется нанять третью. О каком качестве строительства может идти речь?! Нельзя обойти стороной и тему контроля за ходом и качеством строительства. Контролирующих структур много. В то же время некая нелепость ситуации заключается в том, что строительные фирмы сами же и должны оплачивать труд своих контролеров. О какой объективности можно вести речь в этих условиях. Как говорится, кто платит, тот и музыку заказывает. Никто не берется обвинять контролеров в необъективности, но в то же время как объяснить, что после столь плотного контрольного фильтра может запросто обрушиться крыша нового, главное, принятого проверяющими объекта? И, наконец, последняя называемая причина стара и банальна - воруют. Не будем утверждать, что в описываемых нами ситуациях случилось именно так, но некоторые вопросы имеются. К примеру, почему загорелся изоляционный материал в небоскребе Минтранскома? Ведь в таких зданиях, как правило, должен применяться несгораемый огнеупорный материал, а этот загорелся от банальной искры. Страшно представить, что же может произойти при возможном замыкании проводки уже в ходе эксплуатации объекта? А главное, не имеет ли место подмена материала на более дешевый? Говоря обо всем этом, мы менее всего хотели бы опорочить идею новой столицы. Напротив, нам небезразличен имидж Астаны. А пожары и завалы в новостройках его отнюдь не улучшают. В свое время мэр Москвы Юрий Лужков внес предложение о занесении Астаны в Книгу рекордов Гиннесса. Темпы возведения новой столицы действительно впечатляют. А качество?
Астана
|