ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ПРОТОКОЛ Талгат Калиев Двусторонние встречи, визиты, международные саммиты - неотъемлемая часть внешней политики любой страны. Все эти годы глава государства Нурсултан Назарбаев достойно выдерживал эти ответственные политические экзамены. А помогает ему в этом нередко остающийся “за кадром” ярких исторических событий четко отлаженный механизм - президентский протокол Министры двора Само слово “протокол” пришло к нам из английского языка в 16-м веке. Под протоколом подразумевают соблюдение определенного этикета, основанного на принятых правилах и уважении старшинства (должностного и возрастного) участников тех или иных официальных или публичных мероприятий. Как совокупность правил протокол берет свое начало в глубокой древности. Переговоры о мире, избрание вождей, восшествие на престол, коронация, прием послов, проведение международных конгрессов - всего и не перечислить. И всегда в таких случаях форма организации, “рассадка” (чисто протокольный термин) гостей и участников, очередность выступлений, меню обеда, процедура подписания документов, встреча с журналистами и многое другое становятся предметом пристального общественного внимания, комментариев, анализа, выводов. Вряд ли можно привести более наглядный пример единства формы и содержания, чем государственный протокол. Наиболее важные его моменты нашли свое отражение в международных документах, регламентирующих порядок, форму, организацию межгосударственных контактов - в том, что мы сегодня называем международным протоколом. Понятно, что этим тонким и щепетильным делом должны заниматься специалисты, особая структура, которая и обозначается словом “протокол” именно в этом его значении. Необходимость рационального использования и облегчения своего напряженного рабочего дня осознавали еще правители далекой древности. Волей-неволей они вынуждены были поручать организацию своей деятельности другим людям. Впоследствии эти доверенные лица выросли до статуса министров и стали официально регламентироваться в реестрах государственных служащих. Наиболее часто им присваивался статус министра двора. Все контакты правителя, все его поездки и мероприятия отныне осуществлялись исключительно через этих лиц. Законодательная регламентация деятельности министров двора совершенствовалась с каждым годом, оставляя все меньше и меньше лазеек для злоупотреблений, а требования к претендентам на подобные посты всегда были максимально жесткими. Скромность, порядочность, граничащая с педантичностью аккуратность, патриотизм и точность стали главными критериями отбора претендентов на должность министра двора. Возможно, что именно им в заслугу следует приписать появление поговорки “Точность - вежливость королей”. | Шеф протокола - всегда рядом |
Протокол С рождением демократической формы государства исчезло само понятие двора, соответственно, была упразднена и должность его министра. Однако жизнь убедительно доказала необходимость существования четко отлаженного механизма функционирования высших органов власти. С течением времени в большинстве стран мира сформировалась общепринятая служба протокола. Отныне успех любого мероприятия зависел во многом от добросовестности и профессионализма протокольщиков. Итак, протокол возник как система четких норм и правил, в первую очередь - правил проведения международных мероприятий. В Советском Союзе ответственность за проведение протокольных мероприятий лежала на протоколе МИДа. Соответствующий отдел был и в МИДе КазССР, но функции его были весьма скромны, ведь вся внешняя политика делалась в Москве. Обретение суверенитета требовало немедленного формирования этого института. Изначально, по опыту СССР, государственный протокол существовал в структуре МИДа. Однако с развитием государственных структур Казахстана становилось ясно, что необходимо разграничить и их функции. Так возникли отдельные службы протокола - протокол МИДа и протокольная служба президента страны. Протокол президента Рождение его было нелегким. В молодой республике необходимых профессиональных кадров, специалистов протокола, прошедших соответствующую школу, было явно недостаточно. Поэтому пришлось создавать его самостоятельно. По словам нынешнего шефа протокола президента страны Жансеита Туймебаева, приходилось собирать по крупицам наиболее прогрессивный опыт протокольных служб ведущих стран мира. Так, в процессе организации встреч и визитов, проходивших в тесном сотрудничестве с коллегами из других стран, становилась на ноги отечественная служба главного протокола республики. Результатом обобщения этого опыта стали выпущенные в свет службой протокола главы государства пособия “Официальные протокольные церемонии зарубежных стран” и “Протокольные процедуры визитов глав зарубежных государств и правительств в Республику Казахстан”. Готовится к печати книга “Государственный дипломатический протокол Республики Казахстан”. Эти издания станут ценными учебными пособиями для студентов-международников, дипломатов и протокольных служб республики и главным свидетельством факта того, что протокольная служба в республике состоялась. Сегодня профессионализм и слаженность действий наших протокольщиков отмечаются многими зарубежными гостями. Ярким свидетельством тому стала безупречная организация протокола во время визита Папы Римского, необычайно высокий уровень которого отметили видавшие виды зарубежные журналисты и даже свита главы Ватикана. Вспомним и неформальный саммит глав государств СНГ в Алматы в начале марта 2002 года. Уровень саммита и характер обсуждаемых на нем вопросов заслуженно привлекли тогда внимание мировой прессы и телевидения. Примечательно, что в материалах прессы особо подчеркивалась его безупречная протокольная подготовка и проведение. Правда, московские “Известия” 5 марта отметили: “В чем точно оказался непревзойденным алматинский саммит, так это в организации. Ни одна высокая встреча в рамках СНГ не была столь хорошо организована”.
| Церемониал встречи отработан до блеска |
Еще более масштабным событием мирового значения стал первый саммит глав государств СВМДА в Алматы 4-5 июня 2002 года. Ведущие мировые СМИ опубликовали эффектные снимки заседания саммита, впервые собравшего за одним столом лидеров и высоких представителей государств Евразии для решения жизненно важных вопросов безопасности и сотрудничества. Но мало кто знает, насколько трудная и кропотливая работа наших протокольщиков стоит за всеми такими крупными мероприятиями. Задолго до его начала создается штаб по подготовке и организации проведения. В нем присутствуют все ответственные лица - руководители протокола президента и МИДа, Службы охраны президента, пресс-службы, управления делами президента, руководство объектов посещения, участники мероприятия и другие представители вспомогательных служб. Отрабатывается программа и определяется сектор деятельности каждого конкретного лица. Затем эта программа обретает конкретные очертания, доводится до совершенства, и конечным итогом становится практически поминутное расписание мероприятия. Более того, необходимо учитывать все нюансы традиций страны визита, исходя из чего необходимо учесть рекомендации по стилю одежды, соблюдению правил местного этикета, кулинарные требования и тому подобное - любая упущенная деталь может стать причиной провала. Учитывается все - хронометраж передвижений президента, его общение с участниками мероприятия, переговоры и даже возможные непредвиденные остановки главы государства и его желание пообщаться с народом. После этого проект документа вносится на рассмотрение его главного действующего лица - главы государства, который в случае необходимости вносит в него определенные коррективы и утверждает. В обязанности протокола президента, помимо подготовки и обеспечения визитов главы государства за рубеж, входит также подготовка и обеспечение поездок президента по стране. Ежегодно глава государства посещает практически все области Казахстана (так, например, в юбилейном году 10-летия независимости Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев побывал в 13 областях страны). В ходе поездок по регионам президент открывает и посещает новые промышленные объекты, школы, больницы, санатории и другие значимые объекты. В зависимости от программы визита в регион президент также встречается с трудовыми коллективами, субъектами малого и среднего бизнеса. В ходе зарубежных визитов одной из первых трудностей, с которой сталкиваются все участники визита, включая главу государства, является адаптация к смене часовых поясов. Однако очевидцы отмечают, что президент прекрасно справляется с этой задачей. Случается, что, вылетая утром и прибывая утром же в какую-либо страну (с разницей во времени, к примеру, минус 6 часов), члены делегации вынуждены работать уже по местному времени до позднего вечера и лишь после окончания всех переговоров, встреч и приемов ложатся спать. Но биологические часы дают о себе знать, и если по местному времени часы показывают 24.00, то для казахстанцев это уже раннее утро. Несмотря на это, часто в работе над документами президент проводит часть последующей местной ночи. Затем наступает утро, и президент приступает к выполнению намеченного графика мероприятий визита. Он уверен в безупречной его организации - все детали протоколом уже отработаны. Информационная справка В 2002 году протокольной службой президента обеспечено проведение более 140 мероприятий. В том числе 17 зарубежных визитов президента, из них 10 зарубежных поездок для участия в международных форумах, 6 международных форумов, инициированных и состоявшихся в Казахстане, 7 визитов глав государств и правительств зарубежных стран в нашу страну, 9 встреч с делегациями и представителями зарубежных стран на высоком уровне, 18 поездок главы государства по регионам, множество других мероприятий внешне- и внутриполитического характера. Направлено 360 посланий и поздравлений президента в зарубежные страны, организовано вручение верительных грамот послами 9 зарубежных государств. P.S. Что такое “литерный рейс”? На каком “борту” летает глава государства? Кто охраняет самолет президента? Обо всем этом в одном из ближайших номеров “НП” в материале “Президентский самолет”. |