14 марта 2003
№ 10 (250)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    События 

Чей в сотах мед?

Светлана Грибанова

Почти 90 процентов населения Европы и практически 100 - Тайваня пользуются услугами сотовой связи. Обычная картинка для столь полюбившихся нашим соотечественникам Эмиратов: рабочий, укладывающий тротуарную плитку, увлеченно беседует по мобильному телефону. В Казахстане же трубка мобильника - по-прежнему признак “крутизны” его владельца. И если карточными программами типа “актив” еще время от времени могут пользоваться не самые зажиточные казахстанцы, то счета, приходящие в конце месяца постоянным пользователям сети, приводят в уныние и тех, кого принято относить к среднему классу

Лукавая цифирь
Можно ли поверить в то, что потенциал сотовой связи в Казахстане не превышает 8 процентов всего сознательного населения страны? Именно такая часть казахстанцев, по данным компании K’Cell, “подсела” на сотовую связь. Если учесть факт наличия у отдельных казахстанцев более одной “мобилы”, процент охваченных окажется еще ниже.

Увы, за пять лет компании сотовой связи так и не стали родными для казахстанцев

Между тем все мы действительно замечаем, что общий уровень жизни в стране повышается. Растет количество дорогих авто, буквально каждый месяц в крупных городах открываются новые супермаркеты и бутики. Почему же мобильная связь по сей день остается столь дорогим удовольствием, хотя компании, пришедшие в свое время на наш рынок, обещали сделать связь доступной для всех?
Не следует забывать о форе во времени, которая была у зарубежных сотовых компаний: год рождения цифровой мобильной связи в Казахстане - 1998-й, то есть по сравнению “с продвинутыми” в этом плане странами мы отстали минимум лет на пять. И все эти пять лет стоимость услуг мобильной связи в республике остается стабильно высокой. Рискнем предположить: цены держатся потому, что конкуренции никакой нет. Две сотовые компании стандарта GSM и одна аналоговая (“Алтел”) - слишком мало на 14 миллионов населения.
Из беседы со специалистами я уяснила для себя, насколько лукавы цифры, отражающие численность абонентов сотовой связи. Год назад, когда марка K’Mobile еще принадлежала турецкой “Телсим”, ее руководство подчеркивало, что на обе сотовые компании, работающие в Казахстане, приходится полмиллиона абонентов. Позже, когда K’Mobile перешла к другим хозяевам, выяснилось, что у нее всего 197 тысяч зарегистрированных абонентов.
Но это вовсе не значит, что все они постоянно пользуются услугами компании. Можно приобрести K’Mobile-вский пакет, а после того как аванс исчерпан, забросить трубку подальше и больше о ней не вспоминать, но при этом числиться абонентом сотовой компании и входить в ее статистику.
Как сказал главный исполнительный директор ТОО “GSM-Казахстан” г-н Халюк Еге, в настоящее время 750 тысяч человек (72 процента всех абонентов сотовой связи) пользуются торговой маркой K’Cell. Но можно ли верить этим цифрам с учетом вышесказанного? Сколько угодно примеров того, как человек приобретает сотовый телефон, подписывается на услуги связи с абонентской платой или приобретает карту Activ, а потом не может наскрести денег на возобновление аванса.
ОАО “Казахтелеком” еще год назад объявило о своем намерении создать собственную сотовую компанию стандарта CDMA, считающегося наиболее перспективным. Специалисты “Казахтелекома” рассчитали, что объем рынка мобильных коммуникаций в республике достаточный, чтобы не “прогореть”. Сейчас из 14 миллионов населения “мобилами” пользуются чуть больше одного миллиона человек.
По словам нашего источника в ОАО “Казахтелеком”, две сотовые компании - слишком мало для того, чтобы считать ситуацию (цены и качество услуг) на этом рынке нормальной. В Узбекистане, например, на 200 тысяч абонентов приходится семь сотовых компаний, и пока еще ни одна не обанкротилась. Не будем вспоминать Россию, где, кроме “большой тройки GSM” - МТС, “ВымпелКом” и “МегаФон”, работают несколько менее крупных и множество региональных компаний.
Однако получить в нашей стране лицензию на оказание услуг мобильной связи не просто даже национальному оператору. Во всяком случае, “Казахтелекому” такого разрешения до сих пор не дали, правда, и официального отказа тоже нет. А ведь нацоператор связи, используя свою обширную сеть, намерен охватить сельскую местность, куда существующие сотовые компании вряд ли когда-нибудь доберутся. Впрочем, таких задач они перед собой и не ставят: их цель - покрыть города с населением не менее 50 тысяч человек.

Кто запер дверь?
Ищи того, кому выгодно - один из законов детективного жанра. Почему на протяжении почти пяти лет, если считать со дня выдачи первой лицензии на предоставление услуг сотовой связи в Казахстане, на наш рынок не пришла ни единая новая компания? Не хватает в стране частот, или мы не нуждаемся в дополнительных инвестициях? А ведь в свое время только ТОО “КарТел” уплатило за лицензию 67,5 миллиона долларов! Трудно спорить с теми, кто уверен, что конкуренция не в интересах наших сотовых компаний, и наверху у них сильные покровители.
Только “НП” за два последних года посвятило более десятка публикаций проблемам рынка мобильных коммуникаций. И что же? Ни качество услуг не улучшилось, ни цены не стали ниже. Конечно, можно бравировать тем, что благосостояние наших граждан растет, поэтому число пользователей также увеличивается. Но не за счет же падения качества. Если бы у существующих сотовых появились конкуренты, то, наверное, они бы напряглись: ведь удержать абонентов рассказами об огромных инвестициях в экономику Казахстана невозможно.
Кстати, об инвестициях. Как мы помним, одной из причин ухода турецких хозяев из ТОО “КарТел” стало невыполнение ими инвестиционных обязательств. Хотя на каждой встрече с журналистами они называли многомиллионные суммы, якобы вложенные в экономику республики.
Или возьмем ТОО “GSM Казахстан”. По словам главного исполнительного директора компании г-на Халюка Еге, “с начала деятельности компания инвестировала в экономику РК около 150 миллионов долларов США”. А вот строки из пресс-релиза той же компании годичной давности: “За 3-летний период деятельности компании на рынке Казахстана в экономику республики было инвестировано более 160 миллионов долларов США. Являясь также крупнейшим частным инвестором в области телекоммуникаций, компания инвестировала в 2001 году в экономику РК более 23 миллионов долларов”.
Ни в коем случае не ставя под сомнение осведомленность директора, все же хотим уточнить: сколько все-таки миллионов долларов США получила экономика республики от “крупнейшего частного инвестора”? Почему в прошлом году эта цифра была на 10 миллионов баксов выше, чем в нынешнем? А что касается естественной гордости г-на Еге по поводу налогов, своевременно перечисленных в бюджет Казахстана, так напомним, что в любом цивилизованном государстве положено делиться доходами. Тем более что и доходы-то получены в основном из карманов казахстанских граждан.
P.S. “НП” намерено продолжить разговор о ситуации на рынке мобильных телекоммуникаций. Мы направили вопросы главному исполнительному директору ТОО “GSM Казахстан” г-ну Еге, председателю Агентства РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции г-ну Досаеву и председателю комитета по связи и информатизации Министерства транспорта и коммуникаций г-ну Есенгараеву. Ждем ответов.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп