После баллов Спасатели у нас отличные, но спасать будет некого Ольга Малахова На этой неделе южную столицу трясло как надо. Вернее, как не надо! От 6-7 баллов многие алматинские дома могут просто рассыпаться. Именно такую силу толчков смоделировали в среду организаторы виртуального стихийного бедствия. И хотя о республиканских учениях “Земля-2003” говорили за две недели до воя сирен, раздавшегося 12 марта, многие всерьез восприняли сообщения о землетрясении и испытали шок. Но учения прошли - забудьте? Если перефразировать известное “Хочешь мира, готовься к войне”, можно сформулировать “Хочешь выжить - готовься к землетрясению”. Под таким девизом прошли учения чеэсников и пожарных, и они продемонстрировали действительно высокую подготовку всех специальных служб. Эвакуация жителей дома в микрорайоне “Самал”, на шестом этаже которого после подземных толчков якобы начался пожар, прошла блестяще. Спасатели не хуже циркачей спускались по канатам, страхуя потерпевших, спасавшихся от огня на крыше. Тут же был разбит госпиталь службы спасения, где оказывали помощь “пострадавшим”.
|
Это были самые крупные, беспрецедентные по масштабам, числу участников и техники учения. Всего по республике было задействовано более шестидесяти тысяч человек. Но, увы, отмечали руководители города и спасательных служб, народ на команды и рекомендации не реагировал. Только младшие школьники порадовали сознательностью и оперативностью во время учебной эвакуации. Учения странным образом словно притянули к себе возмущение стихии. Через три часа после их начала в Алматы ощущались настоящие подземные толчки в два балла. Эпицентр находился в Китае, в 390 км от Алматы. В тот же день в соседнем Кыргызстане было землетрясение в 4,5 балла. Кольцо сжимается? Неизбежность сильного землетрясения принята алматинцами почти так же, как смена времен года или дня и ночи. На бытовом уровне, правда, это знание живет как бы само по себе, без его применения. Только те, кому по роду службы приходится заниматься катастрофами, природными и рукотворными бедствиями, помнят об этом и готовятся. Но им всех не спасти. Скольким людям смогут помочь экстренные службы в случае разрушительного землетрясения? Готовы ли к сильному удару стихии все остальные? Ответы на эти вопросы не радуют.
|
В ближайшие 15-20 лет сейсмологи ожидают сильное землетрясение, но точного прогноза нет. Это может случиться скоро, может, через двадцать лет. Зато известны возможные потери: при девятибалльных толчках более 150 тысяч человек погибнут, 700 тысяч останутся без крова - более половины жителей Алматы. А поскольку всем не поможешь, главным остается безопасность людей в квартирах, школах, детсадах, больницах, в офисах, на предприятиях. Но, по данным Казахского научно-исследовательского института сейсмостойкого строительства и архитектуры, только около 50 процентов зданий южной столицы сейсмоустойчивы, 25 процентов - нет и еще 25 - нуждаются в обследовании. Если учесть, что последнее масштабное обследование было 15 лет назад и за это время во многих зданиях провели перепланировки, которые их безопасность только ослабили, то данные КазНИИССА уже безнадежно устарели. Городские власти опасность осознают и ежегодно финансируют программу усиления сейсмостойкости социальных объектов. Как и в прошлом году, в этом выделено из бюджета 350 миллионов тенге.
|
- Это не очень много, так как усиление требует немалых затрат, - рассказал корреспонденту “НП”, оторвавшись от захватывающего зрелища эвакуации из “горящего” дома жителей, заместитель акима города Яков Заяц. - Здание второго роддома, например, пришлось, по сути, почти заново строить, делать там капитальный ремонт. Довольно быстро провели работы в школе №105 - за три месяца, раньше на это ушло бы не менее года. Усилением занимаются казахстанские компании, имеющие лицензии на такие виды работ и опыт. О жилье надо бы заботиться самим собственникам. Но обычные жители еле наскребают на текущий ремонт, а обеспеченные строят коттеджи в предгорьях, не думая о последствиях. К сожалению, отмечает заместитель акима, частные компании, имеющие хорошие финансовые возможности, занимая первые этажи в престижных районах города, не спешат вкладывать средства в сейсмоусиление. - Еще лет десять назад сейсмологи считали здания с так называемыми гибкими первыми этажами безопасными, - говорит Яков Заяц. - Сейчас специалисты уверены, что такие дома требуют усиления, но заключения и рекомендации архитекторов не вызывают поддержки крупных компаний, являющихся их собственниками. Только на государственный бюджет уповать нельзя, мы имеем ежегодно лишь тридцать миллиардов тенге, и из них достаточное количество на сейсмоусиление выделить сложно.
|
Не могут городские власти остановить и процесс разрастания города. Еще двадцать лет назад московские, ленинградские и алматинские архитекторы в ходе всесоюзного конкурса на лучший генплан тогда столицы республики сделали вывод о том, что в Алматы из-за опасности землетрясения и экологической ситуации нельзя допускать численность населения более 600-800 тысяч человек. Сейчас живущих в южной столице в два раза больше. А планы развития городов-спутников, вынесения спальных районов за город, видимо, так и останутся планами. Немало тревоги высказывали наши специалисты и по поводу выбора подрядчиками строительных иностранных компаний. Землетрясение в турецком Измите показало несостоятельность турецких строительных норм, там здания сыпались как карточные домики. Как известно, в пятизвездочной “Анкаре”, построенной в Алматы на тектоническом разломе, вскоре после открытия рухнула штукатурка в ресторане. И хотя сами эти здания казахстанские архитекторы считают крепкими, монолитными, опасения вызывают стекла, перегородки и другие “навороты”, которых бывает понавешено слишком много. Так происходит оттого, что иностранные специалисты не имеют опыта строительства в сейсмоопасных зонах. Во многих городах мира элитное и другое жилье в центре города не принято, там обычно развивается деловой центр, а население живет в пригородах. Такая планировка в Алматы в случае землетрясения могла бы спасти жизни многих людей, утверждают старейшие архитекторы, но кто их слушает? Процесс пошел, говорят и в акимате, рыночные отношения и демократические проявления не остановить. Люди строят где и как хотят, едут в южную столицу, потому что только здесь можно найти работу и кров. Но в этом контексте “демократия” звучит как-то очень тревожно. Государство может и должно регулировать процессы, связанные с безопасностью людей. Стихия все наши “объективные” причины может смести одним ударом.
|