14 марта 2003
№ 10 (250)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Мир 

ПУТИН ОБЪЯВИЛ ВОЙНУ
наркобизнесу и терроризму

Ботагоз Сейдахметова

Владимир Путин начал готовиться к предстоящим весной следующего года президентским выборам. Такова единодушная оценка экспертами начатой российским лидером серьезной реорганизации силовых структур, включая глобальные кадровые перестановки в ведомствах и в госаппарате. О подписании соответствующих указов Путин сообщил во вторник на традиционном кремлевском заседании

Война с невидимым
врагом

Обращаясь на прошлой неделе к представителям правоохранительных органов, российский президент объявил войну наркобизнесу: “Надо вам подумать с правительством о новых санкциях за производство и хранение наркотиков”.
Так что создание нового государственного ведомства с длинным названием Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ стало предметным продолжением слов. В состав нового комитета войдет расформированная Федеральная служба налоговой полиции вместе со всем штатом и материальной базой.
В войне с наркобизнесом и распространением наркотиков Путин обозначил три главных направления. Во-первых, “формирование общественного иммунитета к наркотикам”. На эту цель, по мнению российского президента, “должны быть сориентированы и система образования, и государственная молодежная политика, и социальная работа”.
Вторым направлением президент назвал “медицинский фактор”. Путин высказался за создание “качественной и доступной системы наркологической помощи”, причем в “четких правовых рамках”. Особо отметив важность процесса реабилитации бывших наркоманов, президент указал, что в этой области есть лишь “отдельные инициативы”, а в целом “достижений практически нет”.
Третьим направлением он назвал “укрепление пограничного и таможенного контроля, проведение превентивных операций, развитие международного сотрудничества” в этой области.

Президент Всея Руси готовится к выборам

Спецоперация
по-путински

Владимир Путин освободил Виктора Черкесова от должности полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе. Черкесов назначен главой самостоятельного федерального органа - Госкомитета по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
Полпредом в Северо-Западном округе вместо Черкесова назначена Валентина Матвиенко. Соответственно, она освобождена от должности вице-премьера правительства России.
Кроме того, Путин реформировал правительственные структуры силового блока. Так, он упразднил Федеральную службу налоговой полиции (ФСНП) и Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ), а функции Федеральной пограничной службы (ФПС) передал в ведение Федеральной службы безопасности (ФСБ).

Почерк парней
с мозгами
и бицепсами

По мнению кандидата политических наук, директора Центральноазиатского агентства политических исследований Ерлана Карина, перестановки в высшем руководстве России отчетливо указывают на существование двух тенденций политической ситуации России. Это, во-первых, усиление позиции самого Владимира Путина. А во-вторых, усиление позиции силовых структур.
Ерлан Карин считает, что Путину “удалось осуществить перестановки таким образом, что в выигрыше осталась так называемая “питерская группа”, которая преимущественно состоит из силовиков. Укрепляя позиции своих соратников, тем самым Путин сделал свое окружение еще более монолитным”.
“В результате очередной реорганизации многие полномочия перетекли в ФСБ, МВД и Министерство обороны. Переход Федеральной пограничной службы (ФПС) в подчинение ФСБ еще можно как-то объяснить, так, раньше пограничники находились под контролем чекистов, - говорит Карин. - Передача функций Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) МВД тоже как-то оправданна, ну, скажем, в целях эффективной организации расследований экономических преступлений, дабы не допустить дубляжа между разными ведомствами.
Но самым показательным и несколько странным, на первый взгляд, является передача функций и ресурсов Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) в Министерство обороны. Дело в том, что ФАПСИ было создано на базе управления связи бывшего КГБ, и было бы логичным вернуть эту службу в подчинение теперь уже ФСБ.
А так получается, что Министерство обороны из чисто оборонного ведомства превращается в некую спецслужбу с неограниченными возможностями, так как в его подчинении уже находится одна из самых сильных разведывательных структур в мире - Главное разведывательное управление (ГРУ).
Примечательным моментом является то, что главой оборонного ведомства является Сергей Иванов, который, как и Путин, выходец из бывшего КГБ. Более того, в ведение Минобороны переданы дела вновь создаваемого Госкомитета по государственному оборонному заказу, что позволит установить контроль над доходами от продажи оружия, регулировать размещение заказов на предприятиях оборонной промышленности.
Логично предположить, что возглавлял бы Иванов другое ведомство, полномочия упраздненных структур утекли бы туда. Иными словами, Путин целенаправленно укрепляет позиции своих соратников, как бы намекая другим, что тягаться с ним бесполезно. Поводом для таких серьезных кадровых и организационных изменений могли стать некоторые события, имевшие место в конце прошлого и начале этого года, когда внутри правительства начала образовываться невидимая линия раскола: ставленники Путина с одной стороны и Касьянова - с другой. Аналитики уже не раз говорили о некоем соперничестве между “ноль первым” и “ноль вторым”. Последние кадровые перестановки подтверждают это.
Усиление позиции силовиков - объективный процесс, так как напряженная ситуация на международной арене в связи с предполагаемой войной США против Ирака и сложная обстановка в самой Чечне не могли не вывести спецслужбы на главные позиции во внутриполитическом раскладе сил. Но в этом существует определенный риск, так как спецслужбы могут подмять собою гражданские органы власти якобы из-за резкого обострения угроз национальной безопасности.
Частично это уже происходит, так как после прихода Путина к власти и с началом очередного этапа контртеррористической операции федеральных сил в Чечне спецслужбы стали монополизировать весь процесс принятия политических решений. Такое же явление происходит и в других странах, активно борющихся с терроризмом. Например, в тех же Соединенных Штатах в прошлом году под видом борьбы с терроризмом была создана еще одна спецслужба, по полномочиям и ресурсам превосходящая во много прославленный КГБ.
В последних кадровых изменениях тоже чувствуется почерк “парней с мозгами и бицепсами”. Но, с другой стороны, можно предположить, хотя это кажется несколько маловероятным, что Путин осознает опасность усиления спецслужб, прежде всего ФСБ, именно поэтому не стал передавать полномочия ФСНП и ФАПСИ в подчинение эфэсбэшников, чтобы как-то обезопасить себя. Как бы то ни было, последние изменения - результат давно уже длящегося соперничества между силовыми структурами. И после кратковременной передышки они вновь начнут грызться между собой”.

В Казахстане тоже
началась весна

Казахстан, входящий в четверку стран недавно созданного единого экономического пространства, имеет сходную политическую культуру с Россией. Не нами замечено, что такие политические процессы, как кадровые перестановки, рокировки, реструктуризация и прочее, по странной иронии судьбы происходят именно весной.
В конце марта в Казахстане традиционно проводится совещание казахстанских правоохранительных органов с участием главы государства. Будем ждать больших перемен в силовых структурах Казахстана?
А в эту среду глава правительства освободил от должности президента “КазМунайГаза” Ляззата Киинова. Киинов назначен на должность вице-министра энергетики.
И это, похоже, начало весенних перестановок во властных структурах Казахстана.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп