“Эйр Казахстан” расправляет крылья Ольга Малахова Говорят, финансисты новый год встречают в марте. Именно тогда подводятся итоги финансовой деятельности и можно говорить об успехах. Вице-президент по финансам компании “Эйр Казахстан” Жулдузай Таженова считает, что прошедший год можно назвать годом стабилизации По 2001 года компания находилась в тяжелом финансовом положении. Несла убытки, имела задолженность перед кредиторами и бюджетом. Социальные вопросы тоже не решались, были долги по зарплате и пенсионным отчислениям. Смена руководства и менеджмента изменила ситуацию. Прежде всего здесь взялись за оздоровление финансово-хозяйственной деятельности. - Финансовую отчетность и бухгалтерский учет, находившиеся в запущенном состоянии, восстановили, сделали прозрачными, и с начала 2003 года компания перешла на ведение бухгалтерского учета по международным стандартам, - говорит Жулдузай Таженова. - Теперь финансовая отчетность отражает реальное положение. Об этом свидетельствует тот факт, что финансовая отчетность компании подтверждена международной аудиторской компанией. Если в 2001 году основной казахстанский авиаперевозчик переживал стагнацию, в 2002 году - стабилизацию, начавшийся 2003 будет годом развития. Признаки этого нельзя не заметить. Вводились новые маршруты, увеличивалась частота уже существующих. Возросли объемы перевозок грузов и почты на регулярных рейсах, развивается программа собственных пассажирских и грузовых чартерных перевозок. Результат не замедлил сказаться. 2001 и 2002 годы были закончены с прибылью, несмотря на то, что в прошлом году были введены ограничения на полеты по наиболее доходным направлениям, формировавшим 32 процента всех доходов компании. По сравнению с 2000 годом доходы от авиаперевозок возросли на 9 процентов, а в 2002-м по сравнению с 2001-м - на 32 процента. - Приоритетным направлением в нашей деятельности остается обеспечение безопасности полетов и повышение качества сервисного обслуживания. На поддержание летной годности воздушных судов и другие меры безопасности только в прошедшем году было вложено около пяти миллиардов тенге. Это треть всех расходов! Теперь компания не только не имеет текущих долгов, но и на протяжении двух лет погашает просроченные долги, накопившиеся еще до 2001 года. Кредиторская задолженность по сравнению с 2000 годом снизилась на 10 млрд тенге. И эти позитивные сдвиги происходят на фоне присоединения региональной авиакомпании “Иртыш-Авиа” с ее накопленными убытками прошлых лет и 2002 года в сумме 1 млрд 15 млн тенге. Руководством “Эйр Казахстан” уже предприняты конкретные меры по погашению долгов “Иртыш-Авиа”, которые образовались за несколько лет. Решение правительства об объединении двух компаний с пакетами акций, принадлежавших государству, сейчас оправдывается. Консолидация финансовых и управленческих ресурсов позволяет повысить авиационную безопасность, создать эффективную систему управления и полнее использовать так называемый эффект “масштаба”. Да и объединенный самолетный парк, в котором есть воздушные суда различных типов, лучше удовлетворяет возрастающий спрос на авиаперевозки и повышает способность национального авиаперевозчика конкурировать с иностранными авиакомпаниями. “Эйр Казахстан” участвует в программе развития социально значимых рейсов, соединяющих областные и региональные города со столицами. Для этого достаточно и финансовых, и производственных мощностей. Субсидируя эту программу, государство решает не только проблему занятости специалистов, поддержание аэропортов, но и стимулирует увеличение пассажиропотока, развитие отечественной гражданской авиации. Тарифы на такие рейсы лишь немного превышают железнодорожные. “Эйр Казахстан” вступил в период развития, активизации всей деятельности. Здесь планируют обновление авиатехники, дальнейшее совершенствование финансовой системы, появление новых рейсов и направлений. Возможно, все эти шаги повысят инвестиционную привлекательность авиакомпании. |