Пейте, дети... только - что? Ольга Малахова Лимонад в цветной бутылке и пирожок, жаренный на прогорклом масле, - вот чем перекусывают наши дети на переменах в школах и колледжах. Школьным питанием на государственном уровне никто не занимается. Как правило, буфеты и столовые арендуют частные лица, которым нет дела до здоровья молодого поколения Почему в студенческих и школьных столовых выгоднее продавать газированные напитки, сомнительные пирожки и гамбургеры, а не молоко, кефир, йогурты и молочные кашки - понятно. Как говорится, новое поколение выбирает пепси, а спрос рождает предложение. Но отчего взрослые - в лице руководителей государства, рапортующих об экономическом росте и благоприятном финансовом климате - не делают даже попыток организации здорового питания детей, неясно. Как тут не вспомнить слова Уинстона Черчилля, сказанные в трудном для Великобритании 1943 году: “В любом обществе нет более перспективного капиталовложения, чем обеспечение молоком детей”. Когда-то в школах стакан молока после второго урока для учащихся младших классов был нормой, а заботливые родители не забывали перед сном напоить свое чадо кефирчиком. В наши дни агрессивная реклама заморских продуктов, знаковых для молодежи, но, как выясняется, вредных или бесполезных, и равнодушие к этой проблеме взрослых приводят к повальным болезням желудочно-кишечного тракта, к недостаточному росту и развитию. Дефицит кальция в организме (а его в основном доставляют молочные продукты) вызывает, по подсчетам медиков, 147 болезней, недостаток белка и микроэлементов тоже приводит к многочисленным заболеваниям. В то же время, по утверждению врачей, газированные напитки вымывают кальций из организма. Специалисты подсчитали, что для нормального роста и развития растущему организму нужно 365 килограммов (или литров) молочной продукции, а казахстанцы в среднем потребляют не больше 200. По статистике, у нас около половины юношей-призывников оказываются не годны к службе в армии из-за состояния здоровья. Большинство не призывают из-за недостатка веса, и это - результат неправильного неполноценного питания. Все это давно известно и озвучено, но идея Национальной ассоциации производителей молочной продукции создать государственную программу “Школьное молоко” отклика не получает. Хотя опыт таких проектов во многих странах накоплен уже немалый. В американских школах запрещают продажу чипсов и газировки, предлагая более здоровую пищу, а в европейских реализуется программа “Школьное молоко”.
| Молоко полезнее пепси |
Программы обеспечения школьников молочными продуктами зачастую финансируются из местного или государственного бюджета. В Финляндии и Швейцарии, например, дети получают в школах молоко бесплатно. В Таиланде, Литве, Аргентине - только некоторые группы школьников, как правило, младшие. В одних случаях расходы делят государства и родители, в других - только родители, в-третьих, производителям молока предоставляют налоговые льготы на объем поставленной в школы продукции. В Эстонии для учеников 1-го и 2-го классов работает программа “Молоконос”. У каждого школьника на столе должно быть 0,2 литра молока или 180 граммов молочного продукта. Школы подают заявки на необходимое количество, выделяются средства из бюджета, и власти таким образом убивают двух зайцев: помогают расти здоровому поколению и поддерживают эстонских производителей, так как молочные продукты закупают только у местных компаний. - Мы и другие отечественные товаропроизводители готовы участвовать в таких программах, - говорит председатель ассоциации, президент группы предприятий компании “ФудМастер” Сакен Сейфуллин. - Но они должны иметь статус национальных и поддерживаться государством. А пока компания совместно с Алматинским городским центром формирования здорового образа жизни и концерном “Тетрапак” проводит акцию “Современное производство - полезный продукт - здоровье нации”. Организаторы хотят помочь гражданам в выборе полезных и здоровых продуктов, привить навыки правильного питания и, таким образом, снизить заболеваемость и проблемы развития. Большую часть проблем со здоровьем можно снять, обеспечивая организм достаточным объемом молочных продуктов. Кроме традиционной - молока, кефира, сметаны, сыров - на заводах “ФудМастера” все больше продукции с лечебно-профилактическими свойствами. К примеру, последняя новинка - кисломолочный напиток “Лакта+”. Лактулозу еще в 1992 году японцы признали стратегическим пищевым продуктом, способствующим оздоровлению нации. За эти годы продолжительность их жизни увеличилась на восемь лет. Питательные и лечебные ее свойства признали и специалисты Всероссийского института молочной промышленности. Полезны как детям, так и взрослым и уже известные BFB (бифидумбактерин), и БИО-С (ацидофильная простокваша, которую очень рекомендовал еще академик Павлов, доживший до девяностолетия), и БИО-кефир с полезными бифидокультурами. Во время акции, которая будет идти в течение месяца, состоится знакомство врачей, специалистов по питанию, организаторов школьного питания с высокими технологиями, применяемыми на заводах компании “ФудМастер”, которые позволяют обходиться без применения консервантов и других вредных добавок, с новыми упаковками концерна “Тетрапак”, гарантирующими долгий срок хранения и свежесть продуктов. Может быть, результатом этого станет смена меню в школьных столовых, и на щеках девчонок и мальчишек заиграет естественный румянец, такой же натуральный, как продукция казахстанских компаний.
|