Поворотная пятница Сегодня попытаюсь оценить три мероприятия, которые произошли в прошлую пятницу, 28 февраля Взгляд первый Итак, неделю назад в Москве состоялось очередное заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств. Правда, одного главы - российского - не было: сказали, что заболел. Коллеги из Казахстана, Беларуси, Кыргызстана, Таджикистана пожелали Михаилу Касьянову скорейшего выздоровления. А Имангали Тасмагамбетов так еще и презентовал хворому премьеру бочонок “катон-карагайского” меда - дабы тот побыстрее выздоровел. Но не это стало главным информационным поводом данного заседания. Среди 26 вопросов, внесенных в повестку, основным стало обсуждение проекта концепции дальнейшего развития ЕврАзЭс. Что и говорить, документ этот основополагающий для дальнейшей интеграции на постсоветском пространстве. Особенно его принципиальность стала понятна после решения президентов Казахстана, Украины, Белоруссии и России о создании единого экономического пространства. Ясно, что Кыргызстан и Таджикистан тоже присоединятся к этому решению. Не останутся в стороне и некоторые другие страны СНГ. И в этой ситуации особую важность приобретают решения и действия “локомотива” экономической интеграции постсоветских государств - Евразийского экономического сообщества. Для Астаны же еще принципиальней тот факт, что “локомотивом интеграционного локомотива” является Казахстан. Это наконец-то признала даже официальная Москва. Причем таковым мы стали отнюдь не из-за завышенных политических амбиций казахстанского истэблишмента, а по причине безусловного лидерства в экономических реформах стран СНГ. С другой стороны, уже сейчас раздаются голоса местных экспертов, кои вопрошают: а зачем нам всех тащить в интеграционный рай на своем горбу? Не лучше ли и дальше доводить собственную экономику до рыночного ума, а отставшие в реформах государства оставить наедине со своими проблемами? Тем более что у той же России экономический потенциал в десятки раз больше казахстанского аналога - и мы россиян за свой счет будем делать сильнее? Ответ на эти вопросы один: последние интеграционные решения приняты не по политическим, а по экономическим причинам. Казахстану выгодно, чтобы вокруг него существовали пространства с действительно рыночной экономикой. Нынешняя же ситуация, когда республика находится в окружении стран, в которых процветают чисто административные, тоталитарно-популистские и даже бандитские разновидности экономических отношений, в первую очередь невыгодна казахстанским бизнесменам. Ну а заседание Межгоссовета ЕврАзЭС в Москве окончательно закрепило лидерские позиции Казахстана в интеграции. И теперь путь у Астаны только один: жестко понукать собратьев по постсоветскому разуму к быстрейшему созданию единого экономического пространства. Взгляд второй В прошлую же пятницу в Астане прошло четвертое заседание ПДС. Оставлю за скобками “особые мнения” политических пигмеев, коими последние так забавно сотрясали воздух в течение данного мероприятия. Обращусь к конструктивной части заседания. Во-первых, в этот раз на ПДС понятие “компромисс” официально закрепилось в политическом слэнге страны как признак цивилизованных отношений. Закончилась более чем десятилетняя эра, в которой компромиссом считали акт предательства. А это значит, что на горе местной оппозиции политическая нетерпимость в нашей республике уходит в прошлое. Нервные крики, истерические вопли, личные оскорбления теперь станут уделом “желтой” прессы. Политики же, принявшие здравомыслие и желание РЕАЛЬНО помочь стране за константы своей деятельности, на четвертом заседании ПДС окончательно оформили себя в действенный политический пул. Пул, который отныне может весьма эффективно влиять на принятие государственных решений. Во-вторых, ПДС в целом принял меморандум самого совещания. Что дало возможность его автору - директору Международного бюро по правам человека Евгению Жовтису - публично заявить, что данный документ - сигнал политической элиты страны мировому сообществу о том, что она выступает за общечеловеческие, демократические ценности и что именно диалог является основным методом взаимоотношений между властью и обществом. Такое заявление дорогого стоит. После этого стоны вечно снующей по сытому зарубежью кучки отчаянных оппозиционеров об отсутствии какой-либо демократии в Казахстане могут вызвать только улыбку жалости. Взгляд третий В ту же пятницу, 28 февраля, в Астане состоялась расширенная коллегия Министерства охраны окружающей среды РК с участием топ-менеджеров из правительства, администрации президента страны, региональных подразделений МООС и общественных организаций. По значению для будущего республики данное, вроде бы чисто административное, мероприятие имеет все шансы стать более значимым, чем вышеописанные. И вот почему... Все помнят, что 15 февраля с.г. Совет безопасности страны впервые в своей истории рассмотрел пути решения экологических проблем Казахстана. Многие наблюдатели тогда, отметив уникальность этого факта, не стали серьезно разбираться, почему он произошел. А зря. Потому что наряду с усилиями по демократизации общества усилия по охране природы тоже воспринимаются мировым сообществом как реальное желание государства идти по цивилизованному пути. В развитых странах демократия и охрана окружающей среды - это равновеликие столпы общества. Именно поэтому январское заседание Совбеза стало не просто “уникальным фактом”, но и отправной точкой в деле продвижения Казахстана к нормам цивилизованного общества. Впрочем, решения Совбеза - это политические решения. В плоскость практических дел их может и должна перевести исполнительная власть. Но здесь есть свои нюансы. Неоспорим тот факт, что нынешнее руководство МООС РК двумя руками за все организационные мероприятия, связанные с проведением в стране устойчивого развития (основным элементом которой является охрана природы). Сегодня это общемировая тенденция. Особенно после прошлогоднего Всемирного форума ООН в Йоханнесбурге. Но неоспорим и тот факт, что многие члены нашего правительства и крупные промышленники еще не дошли до мысли о том, что экологическая безопасность теперь является одним из приоритетов государственной политики в Казахстане. Поэтому состоявшаяся в прошлую пятницу расширенная коллегия Министерства охраны окружающей среды стала поистине знаковым событием для республики. Потому что на ней решения Совбеза обрели “кровь и плоть” в виде постановления, в котором шаг за шагом прописаны и конкретные природоохранные мероприятия, и алгоритм их выполнения, и ответственность за их невыполнение. А это дает надежду, что вопросы экологии перестанут быть пустым звоном. И для общества в целом, и для власти в частности. Взгляды обозревателя могут не совпадать с мнением редакции
|