07 марта 2003
№ 09 (249)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Право 

Сифилитики из школы Алтынсарина

Ольга Медведева

Эти храмы создавал великий казахский педагог-просветитель Ибрай Алтынсарин. С тех пор минуло почти 120 лет. Ни годы, ни пожары, ни стихийные бедствия не смогли разрушить то, что было сделано с любовью и чистыми помыслами. Однако благодаря казахстанским чиновникам храмы превратились в увеселительные заведения. Власть упорно добивает уникальные исторические памятники, прежде всего разрушая их морально. Не манкурты ли мы после этого?

Если вы никогда не были в Актобе, вас ждет масса острых ощущений при посещении мест трудовой, боевой и прочей славы... Но экскурсию мы предлагаем начать с областного краеведческого музея. Сколько он хранит интересной информации!
- В 1869 году было построено военное укрепление Актобе. В 1870-1871 году смерть нещадно начала косить солдат. Тогда некто капитан Павленко пишет письмо оренбургскому генерал-губернатору, в котором просит разрешить сбор денег на строительство деревянного храма в расчете на 300 человек. Это письмо препровождают царю. Александр Второй издает указ всей Русью помочь строительству в Актобе храма имени святого Александра Невского, - рассказывает старший научный сотрудник Актюбинского краеведческого музея Роза Баяновна Болдагарина. - Пока по церковным каналам шел сбор денег, из Оренбурга в Актюбинск направляют священника Звотарева, с собой он везет полотняную церковь - для отпевания покойных солдатушек...
В 1879 году на собранные 19 с лишним тысяч рублей воздвигли храм. И, как полагается, для нового храма прислали нового священника - Арсения Мазохина, человека образованного и интеллигентного. Нужно добавить, что Мазохин был дружен с Ибраем Алтынсариным. В переписке с ним он жалуется другу: мол, в Актюбинске до сих пор нет школы. Русскоязычных детей родители направляют к нему в церковь, чтобы священник обучил грамоте и счету. Ибрай Алтынсарин, в то время уже будучи инспектором народных училищ Тургайской области, обещает посодействовать.
В 1884 году Алтынсарин сообщил губернатору Тургайской области об открытии первого очага народного образования в Актюбинском уезде - двухклассной русско-киргизской школы. Строили ее подрядным способом. Прочно, на века.
Через несколько лет встал вопрос об обучении девочек. Не без участия Мазохина появилось русско-киргизское женское училище. В музее хранится список и фотография первых 50 воспитанниц училища, 13 из них - девочки-казашки.
На наш вопрос, что стало с этими школами потом, музейные работники горько морщатся: “Задайте свой вопрос чиновникам от культуры и образования, городскому акимату. Что там сейчас? Это наша боль”. Вот такой поворот сюжета. Честное слово, выпад “хранителей древности” задел за живое.
... Походы по кабинетам и приемным Актюбинского областного управления образования еще более заинтриговали. На вопрос, где была школа Ибрая Алтынсарина, чиновники от образования, пряча глаза, отвечали: “Мы такой школы не знаем, может, в Иргиз вам съездить?”
Видя перед собой журналиста и словно вспомнив что-то, работники акимата театрально чешут затылки, трут лбы: “Да нет у нас такой школы”. То же самое говорят таксисты, студенты, прохожие... Сговорились?
Блуждаем по Старому городу - самой древней части Актюбинска. Народ в неведении. Кто такой Ибрай Алтынсарин, знают, говорят, его именем улица названа, а вот о школе ни звука.
Наверное, так бы и уехали мы, не узнав страшной тайны Актобе. Помогла старожил города Майра Буркибаева:
- О, тысяча и одна ночь! Вы спросите у работников кафе “Шехерезада”, они должны знать.
Теремок, в котором поселилась “Шехерезада”, чувствовалось, недавно пережил реставрацию в стиле новых буржуев. Со вкусом недобор, но зато ярко и броско. Гардеробщик услужливо встретил: “Изволите пообедать у нас?.. Ах, школа? А зачем вам это надо? В нашем здании раньше горводоканал сидел. Алтынсарина тут не было”.

Майра Буркитбаева несколько прояснила ситуацию:
- “Шехерезада” - это бывшее женское училище. За столетие в этих помещениях жили десятки разных организаций. Одно время здание было ничейным, здесь обосновались бомжи, бичи, превратили памятник истории в отхожее место. Видимо, они же и спровоцировали пожар. Но огонь оказался бессилен перед мощными, почти в полметра стенами... Он лишь превратил в пепел накопленный за годы смрад... А какие там переходы! Полуовальные двери и окна. Знаете ли, эпоху можно узнать по тому, какие геометрические формы доминируют в архитектуре. Это сейчас сплошные квадраты и углы - поэтому и люди такие же резкие. А вот 19-й век, он другой... Еще мои учителя рассказывали, что в этой школе девочкам преподавали танцы, уроки белошвейки. Это была история. А теперь - увеселительное заведение и чревоугодие...
- Школа для мальчиков, - продолжает наш добровольный гид, - находится рядом, на другом углу улицы. В годы Великой Отечественной войны в Алтынсаринке располагался интернат для сирот. Мы, ученики других школ, за честь считали сходить в интернат, только отличникам устраивали такие экскурсии. И счастьем было попасть туда на новогоднюю елку... Такие теплые воспоминания, зато теперь за квартал обхожу. Это зрелище не для меня.
Улица Некрасова, 110. Длинное белое здание без опознавательных знаков и вывесок. Вход предусмотрительно сделан со двора. Рядом с высокими воротами целая череда иномарок. Водители сочувственно провожают взглядом нас с фотокорреспондентом. Невольно настораживаюсь: “Для каких школьников это заведение?”
В глухом дворе встречаем двух солдат. Они бодро разминаются, умываются снегом. Завидев фотокамеру, тут же бегут прочь.
Парадный вход больше похож на грязный предбанник. Первая дверь направо с табличкой “Приемный покой”.
- Девушка, как вас зовут?
- Венера.
- А куда я попала?
- Кожвендиспансер.
- А школа Алтынсарина? Кто мне может рассказать про школу?
Венера ушла за подмогой: “Наш завхоз все знает!”
Простите нам брезгливость, но завхоза мы не дождались; мимо сновали такие “персонажи” - все в крапинку от зеленки, йода и еще черт знает чего, так что прогуляться по классам-палатам и школьно-больничным коридорам желания не осталось.
“Первым учителем в школе был назначен выпускник Казанской учительской семинарии Арсений Андреевич Мазохин. Но первый урок в школе дал сам Алтынсарин. В Актюбинском училище преподавались русский язык, арифметика, история и география, основы естественных наук, письменные и устные переводы с казахского на русский и с русского на казахский. Благодаря заботе Алтынсарина при училище была создана библиотека. Всего при прямом содействии И. Алтынсарина в Казахстане было открыто семь начальных школ для казахских детей, четыре двухклассных училища и учительская школа” - теперь это уже строчки истории, по которым учат казахстанских детей.
“Школы - это главные пружины образования казахов, на них, в особенности на них надежда, в них только будущность киргизского народа”, - писал просветитель. - То, что сделать не могли мы, седые старики, вы теперь должны достичь, вы - грядущего ростки”.
Мог ли догадываться великий казахстанский педагог, на какие “свершения” будут способны потомки.
В самом центре города Костаная до 1968 года находилась одна из старейших “алтынсаринских” школ Казахстана. Здание было построено из добротного красного жженого кирпича, состояло из трех классных комнат, двух спален, столовой, “людской”, больничной комнаты, мастерской. При школе имелись две квартиры для учителей, баня, каретник, погреб. В закладке школьного сада из акаций, сирени и молоденьких сосен принимал участие сам И.Алтынсарин. Долгое время это был самый лучший сад в Костанае!
Советская власть поселила в школе детскую казахскую коммуну, затем интернат для сирот. Сейчас на этом месте сооружен мемориальный музей, открытый в 1991 году к 150-летию со дня рождения Ибрая Алтынсарина, одна часть которого является копией той школы. В 2000 году профессором К.Х. Жакыпом, выпускником 1966 года, был найден кирпич от фундамента старой школы, который и хранится в мемориальном музее Ибрая Алтынсарина.
Костанайский опыт Актюбинску не грозит. До тех пор, пока в бывших классных комнатах “учат” очередную сказку Шехерезады или рецепт для сифилитика, актюбинцам легче просто не помнить, что когда-то в их городе Ибрай Алтынсарин давал первый урок местным гимназистам.

Актюбинск - Алматы

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп