07 марта 2003
№ 09 (249)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Исследования 

ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Аскар Шаймерденов,
политолог

Знакомый директор школы рассказал на днях одну историю, которая на первый взгляд может показаться просто забавной. Пришел к нему в кабинет один из родителей учеников с вопросом: не собираются ли в школе вводить обязательные уроки по изучению ислама?
Не понимая, чем вызван такой необычный вопрос, директор все же, как мог, попытался объяснить, что Казахстан - светское государство, а то или иное вероисповедание является делом совести каждого человека. Кроме того, он высказал свое личное мнение, что в школе учатся дети многих национальностей, и было бы совершенно неправильным навязывать всем ценности одной религии. Пусть даже той, приверженцами которой является большинство населения республики.
Тут-то и выяснилось, что посетитель накануне посмотрел по одному из российских телеканалов передачу, в которой говорилось о введении в средних школах предмета, изучающего основы православия. Депутатов Государственной думы и чиновников из министерства образования, участвовавших в дискуссии, нисколько не смущало, что каноны православной веры будут обязаны изучать и дети из тех семей, где придерживаются мусульманской, католической, иудейской, буддистской и других религиозных течений. Вот и подумал этот родитель, сам, кстати, русский и глубоко православный человек, что раз в России такие “новомодные” веяния, то и здесь, в Казахстане, его детей заставят учить наизусть суры Корана...
Многие наблюдатели сегодня одной из первопричин межконфессионального мира называют веротерпимость самих казахов как титульной нации государства. С этим, разумеется, нужно согласиться. Археологические изыскания свидетельствуют, что на территории Казахстана издревле мирно сосуществовали самые разные религии и верования. Сохранившиеся останки культовых сооружений говорят о том, что здесь проживали последователи и зороастризма, и буддизма, и несторианства...
По мнению историков, ислам в традиционном его понимании на территории нынешнего Казахстана появился лишь во второй половине VII века нашей эры. Впрочем, предки современных казахов, будучи кочевниками по образу жизни и мышления, еще долго путали классические каноны ислама с традициями и обрядами языческого шаманизма.
Вплоть до самой Октябрьской революции и даже в первые годы после нее казахи умели удивительным образом сочетать мусульманскую веру с так называемым “степным правом”, которое возникло еще в доисламские, языческие времена.
Да и сейчас еще во многих казахских аулах, если выпадает засушливое лето, приносят в жертву животных, чтобы задобрить некоего мифического повелителя дождя, что, конечно же, далеко от традиций истинного ислама.
При такой исторической предрасположенности совсем неудивительно, что казахи стали последователями наиболее либерального исламского течения - суннизма ханафитской школы. В отличие от некоторых фундаменталистских направлений ислама суннизму свойственны терпимость и уважительное отношение к представителям других религиозных конфессий и течений.
Именно на земле Казахстана жил основоположник и проповедник суннизма Ходжа Ахмед Яссауи, ставший известным в исламском мире широтой своих взглядов и суждений. Не случайно, что его музей, расположенный в древнем Туркестане, является одной из самых почитаемых святынь ислама и местом паломничества мусульман всего мира.
Однако было бы наивно думать, что только ментальная веротерпимость коренного этноса гарантировала мирное сосуществование и гармоничное развитие в республике разных конфессий. Важнейшим условием этого стала взвешенная и дальновидная позиция высшего политического руководства государства. Президент Нурсултан Назарбаев еще на заре независимости провозгласил, что стабильное и динамичное развитие страны возможно лишь при сохранении гражданского мира и согласия в стране, а значит - мира и согласия между существующими конфессиями.
Никто уже не удивляется, когда видит, что на самых важных торжествах, в самые памятные для всей страны дни рядом с президентом всегда появляются мусульманский муфтий и православный архиепископ. И это справедливо: ведь их паства составляет сегодня 95 процентов всех верующих казахстанцев.
Впрочем, из этого вовсе не следует, что представители малочисленных конфессий отстранены от участия в общественных процессах. Достаточно сказать, что в состав Постоянно действующего совещания по вопросам демократизации и развития гражданского общества включены не только верховный муфтий и православный архиепископ, но и главный раввин, и глава католической общины.
Все это, конечно, не остается незамеченным в мире. Тут уместно вспомнить конец 2001 года, когда после страшной нью-йоркской трагедии практически весь западный мир захлестнула волна антиисламской истерии. Еще не стерлись из памяти людей телевизионные кадры с рушащимися от страшных ударов башнями Всемирного торгового центра. Еще не оплаканы по всему миру жертвы чудовищных терактов. Уже кое-то заговорил о грядущем скором апокалипсисе в результате “последней войны” западного мира с исламским терроризмом.
И в этот момент глава Римской католической церкви Папа Иоанн Павел Второй прибывает с официальным визитом в Казахстан, в страну с преимущественно мусульманским населением. Думается, этот визит стал отрезвляющим для очень многих ведущих мировых политиков, которые осознали, что нельзя все исламские страны автоматически записывать в “гнезда терроризма”.
Таким образом, угроза религиозной войны, о неизбежности которой так убедительно и пространно говорили ее идеологи как на Западе, так и на Востоке, заметно отодвинулась. Некоторые крупнейшие политики поспешили хоть и задним числом, но все же поправить свои прежние агрессивные высказывания: дескать, терроризм одинаково угрожает всем народам и не имеет национальной или религиозной окраски.

Визит Папы Иоанна Павла Второго в Казахстан стал значительным событием для представителей всех конфессий

В то же время миллионы людей, следивших за этой поездкой Папы, увидели, что Казахстан сегодня остается едва ли не единственной страной мира, где продуктивный диалог и сотрудничество представителей разных конфессий являются не благими пожеланиями властей, а реальной действительностью.
В ходе недавнего римского визита президента Назарбаева Иоанн Павел Второй вновь подтвердил эту свою искреннюю убежденность: “Мир и согласие Великой степи приятно удивляет и доказывает, что мир в многонациональном государстве можно сохранить”.
Нынешняя межконфессиональная ситуация в Казахстане по сути является практическим опровержением доводов некоторых зарубежных ученых, которые считают, что человечеству в начале нового тысячелетия не удастся избежать так называемого “конфликта цивилизаций” в форме глобальных войн на религиозной почве.
Военные конфликты и очаги напряженности, связанные как раз с неразрешимостью национальных и религиозных проблем, происходят по всему периметру внешних границ Казахстана. Это и перманентно воюющий Афганистан, и тлеющие межконфессиональные распри в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии.
Это и огромный Китай с его синьцзян-уйгурским анклавом, где сильны сепаратистские настроения. Это, наконец, и Россия, много лет ведущая бесплодную войну с чеченскими боевиками. Да и сама карта Казахстана, где сейчас существует около 2300 религиозных объединений, представляющих 45 разных конфессий и деноминаций, если опираться на выводы того же Хаттингтона, давно уже должна быть испещрена “линиями разлома” и “линиями фронта”.
А страна между тем живет и развивается. Успешно продвигаются экономические реформы. Прочно стоящая на ногах власть сама начинает политическую либерализацию и укрепляет институты гражданского общества. Открываются новые мечети, церкви, синагоги, костелы. Расширяются международные контакты и роль республики в мировой политике.
Казахстан становится инициатором важнейших региональных и мировых интеграционных процессов. В этом ряду создание Евразийского экономического союза в рамках СНГ, и созыв Совещания по мерам взаимодействия и доверия в Азии, и активное участие в Шанхайской организации сотрудничества, и Международная конференция мира и согласия с участием руководителей центральноазиатских государств, Турции и представителей более чем семидесяти еврейских организаций США и Израиля ...
Высшее руководство республики снискало доверие не только у самых авторитетных мировых политиков, но и у религиозных иерархов. Президент Казахстана встречается и поддерживает не только официальные, но и личные контакты с Папой Римским, с патриархом Русской православной церкви Алексием Вторым, главным раввином Израиля Элиягу Бакши-Дороном.
Нурсултан Назарбаев - один из очень немногих светских лидеров, кто во время посещения Мекки и Медины был допущен в самые закрытые и сакральные помещения этих мусульманских святынь.
Стены и своды заново отстроенного в Москве храма Христа Спасителя возведены из казахстанского мрамора, а Назарбаев стал единственным в постсоветской Азии политиком, который по настоянию русского православия удостоился одной из высших наград современной России - ордена святого Андрея Первозванного.
В ходе своего очередного визита в США глава Казахстана специально встретился с представителями еврейской общины Нью-Йорка, чтобы передать им рукописи Любавичского ребе.
А во время поездки в Иерусалим он, стоя у священной для всех иудеев Стены плача, просил у Всевышнего мира и благополучия для жителей Израиля.
Именно светская власть во главе с президентом многое сделала для того, чтобы осенью прошлого года в Алматы иудейские и мусульманские духовные руководители подписали меморандум, призывающий совместными усилиями преодолевать противоречия между религиями и объединиться в борьбе с общим злом - терроризмом.
Личностная позиция президента, за все эти годы ни разу не использовавшего даже ради очевидных тактических результатов религиозную карту, дисциплинирует и весь государственный истеблишмент. Понимая, насколько вопросы веры могут быть болезненны для многих людей, никто из высокопоставленных казахстанских чиновников не позволяет себе некорректные высказывания на религиозные темы. Не наблюдается, к счастью, и другой крайности, как это случалось в соседней России, когда вчерашние партийные руководители вслед за Ельциным вдруг стали ревностными прихожанами православных храмов.
В то же время преобладание в стране мусульманского населения не стало поводом для того, чтобы ставить ислам в особое, привилегированное положение. К чести для казахстанского руководства, оно не пошло по пути Узбекистана или Таджикистана, где политическое заигрывание с исламом в начале девяностых годов привело к большим жертвам среди населения, появлению непримиримой оппозиции и “узников совести”, огромным экономическим потерям.
Принятый еще в 1992 году Закон “О свободе вероисповедания и религиозных объединениях” поставил все конфессии в равные условия.
Как показало время, эта позиция власти была поддержана абсолютным большинством граждан. Именно поэтому за все эти годы конституционный запрет на разжигание религиозной розни и нетерпимости в стране ни разу не был нарушен.
Казахстан, стоящий на стыке трех мировых религий - ислама, христианства и буддизма, являет собой счастливое исключение из общего печального правила, согласно которому межконфессиональная гармония труднодостижима или даже недостижима вовсе.
Исходя из этого, можно предполагать, что республика в ближайшей перспективе имеет все шансы стать местом диалога религий не только на локальном региональном, но и на более масштабном - субрегиональном, евразийском и мировом уровнях.
Это диктуется не только политической волей казахстанского руководства, но и одним важнейшим геополитическим или геокультурным фактором. Все очевиднее, что в мире все меньше стран, где можно было бы вести этот актуальный диалог. Во-первых, Северная Америка и Европа испытывают сильнейшее давление антиисламской истерии. Во-вторых, в индуистском мире все более начинают преобладать признаки воинствующего национализма. В-третьих, в странах ислама из-за многих внутренних и внешних причин спровоцирован рост фундаменталистских настроений. В-четвертых, конфуцианство изначально имеет принципиально иную систему культурных кодов, которая иногда представляется в образе обезьяны, предпочитающей на горе ожидать, чем закончится битва тигров.
Кстати, в ходе недавнего визита в Италию президент Назарбаев сделал еще один шаг к тому, чтобы сблизить и примирить разные религии. Папа Римский Иоанн Павел Второй полностью поддержал его идею о проведении в Казахстане межконфессионального съезда лидеров мировых религий. Предварительное согласие от ряда других религиозных лидеров уже тоже получено.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп