Приемная президента
Талгат Калиев
Через этот канал поступает к руководству
страны большая часть информации и выходят в свет важные решения.
Это важнейшая часть любого государства. Это - приемная президента
и канцелярия его администрации
Как театр начинается с вешалки, так и любое
государство начинается с делопроизводства.
О необходимости фиксирования и упорядочивания информации государственного
характера задумывались давно. Известно, что именно благодаря
канцелярии Чингисхан смог полноценно и эффективно управлять
своей империей. Кстати, именно ее заслуга и в том, что до
потомков дошли подробности тех смутных времен.
Но мало кто знает, что перенял этот опыт восточный правитель
у своих коллег из Поднебесной империи. Именно в Китае был
достигнут расцвет письменности и канцелярского дела. Наверное,
своей нынешней стабильностью и перспективностью китайцы обязаны
и своим древним писарям, сумевшим передать через века всю
ценнейшую информацию о достижениях и ошибках того времени.
Более того, возможно, в этом и заключается принцип преемственности
ценностей Китая и незыблемости его устоев.
Как бы там ни было, но государственная канцелярия берет свои
корни из далекой древности. Ближе к нашему времени можно отметить
наличие этих служб в “аппарате” практически любого правителя.
Правда, у казахских степных ханов эта роль была возложена
на степных певцов и летописцев - акынов и жырау. Появление
же канцелярии и делопроизводства в Казахской степи отмечено
лишь с периода воссоединения с Россией.
Канцелярия
администрации
президента
Раньше она являлась канцелярией президента, однако около года
назад в целях более рациональной организации работы аппарата,
единых подходов к прохождению и рассмотрению документов канцелярия,
общий отдел и три секретариата руководителей были объединены
в одно подразделение.
Сегодня в канцелярии занята четверть всех работников администрации.
При столь относительно большой численности, а она оправдана
объемом и важностью возложенных задач, структура достаточно
проста - заведующий имеет четырех заместителей, в том числе
одного первого, которые курируют соответствующие сектора.
|
Последняя инстанция
|
Основные функции канцелярии включают в себя осуществление
организационно-технического, информационно-аналитического
и документационного обеспечения деятельности президента и
руководства его администрации, составление и представление
в установленном порядке на рассмотрение главы государства
проектов графиков его работы, обеспечение совместно с другими
подразделениями своевременной подготовки и проведения мероприятий
с участием президента и руководства его администрации, обеспечение
защиты информации и режима секретности в деятельности администрации,
формирование архивного, библиотечного и музейного фондов главы
государства и так далее.
Вся почта, адресованная главе государства и его администрации,
поступает в сектор служебной корреспонденции - иногородняя
через почтамт и фельдъегерскую связь, местная - принимается
в специальное окошко при входе в здание. В среднем в день
сюда поступает более 200 документов и писем.
Всю корреспонденцию надо в тот же день рассортировать, зарегистрировать
и после первичной обработки и анализа доложить заведующему
канцелярией.
Кстати, после известных событий 11 сентября сотрудникам также
пришлось, разгребая кипы поступивших писем, поработать в перчатках
и масках. И даже раз попался конверт, в котором, к счастью,
оказались... мелкие семена для цветов.
Заведующий определяет категорию важности корреспонденции и
то должностное лицо, которому следует ее направить для рассмотрения.
Президенту документы докладывает он сам, предварительно подготовив
к ним проекты резолюций (как называют их чиновники - фишек).
Резолюции пишутся на казахском или русском языках - в зависимости
от того, на каком языке составлен документ и кому он направляется
на исполнение.
По словам заведующего канцелярией администрации Махмуда Касымбекова,
ежедневно главе государства докладывается 50-60 документов.
Годовое же количество документов, рассмотренных президентом,
и доложенных ему информационно-аналитических материалов превышает
шесть тысяч.
Следует отметить, что именно здесь впервые в стране была внедрена
электронная система учета документов, контроля за их прохождением,
исполнением поручений президента, государственного секретаря,
руководителя администрации главы государства. Благодаря этой
системе любой из десятков тысяч документов можно найти в течение
нескольких секунд - у кого из исполнителей он находится, какие
запросы и ответы были по нему, как исполнено поручение и т.д.
Еще одно подразделение канцелярии - сектор обращений граждан
- осуществляет первичную обработку и рассмотрение обращений
граждан, а их поступило в 2002 году более 14 тысяч. В задачу
сотрудников сектора входит также организация приема посетителей
руководящими работниками администрации президента, членами
Комиссии по борьбе с коррупцией и Комиссии по правам человека
при президенте страны. Приемная граждан расположена для удобства
на первом этаже семиэтажного здания администрации и правительства.
Сюда приходят представители самых различных групп населения
с наболевшими проблемами, не сумевшие, как правило, решить
их на местном уровне. В прошлом году здесь побывало более
1000 граждан.
Рядом в соседнем кабинете осуществляют прием иностранных граждан.
Нередко обращаются соотечественники из других государств с
просьбой помочь в решении каких-либо проблем. И в этом случае
сотрудники приемной стараются оказать возможное содействие,
прорабатывая вопрос через Министерство иностранных дел и посольства
соответствующих государств.
На основе анализа и проработки отдельных жалоб и предложений
по особо значимым вопросам, по заданиям президента нередко
готовятся проекты его указов и распоряжений.
Проекты таких актов обязательно проходят через сектор по выпуску
решений и сектор редакционной экспертизы, названия которых
говорят сами за себя. Эту ответственную и кропотливую работу
выполняют здесь лучшие специалисты своего дела. Подписанные
президентом указы и законы заверяются президентской гербовой
печатью и направляются для исполнения в соответствующие государственные
органы, для обнародования - в газеты, на телевидение и радио.
Сотрудники этих секторов осуществляют также протоколирование
проводимых заседаний и совещаний с участием президента, их
стенографирование, синхронный перевод выступлений.
Все дела после закрытия сдаются в сектор обработки и хранения
документов для обеспечения архивного хранения.
Одна из ответственных задач канцелярии - обеспечение защиты
информации и режима секретности в администрации. Этими вопросами
занимаются секторы секретного делопроизводства и защиты информации.
Обязанности по обобщению планов работы администрации и отчетов
о их реализации также возложены на канцелярию. К сожалению,
формат статьи не дает возможности в полном объеме осветить
работу канцелярии, но представление о ней, думаю, наш читатель
получил.
Первая приемная
Важным подразделением является приемная главы государства.
Пройдя через дополнительный спецконтроль, осуществляемый сотрудниками
Службы охраны президента, вначале посетитель попадает в большой
красиво оформленный зал (между собой сотрудники называют его
по-простому - “накопитель”). В помещении висят прекрасно выполненные
большие портреты Абылай хана и Абулхаир хана, картина-гобелен,
стоят удобные кресла и столики. Все способствует тому, чтобы
посетитель мог перевести дух, собраться с мыслями.
Из “накопителя” он попадает непосредственно в приемную. Здесь
за большим столом с поражающим взор множеством телефонов круглосуточно
дежурит ответственный работник канцелярии. В его обязанности
входит, в частности, осуществление организационно-технического
обслуживания деятельности президента, обеспечение его телефонных
переговоров, своевременного вызова приглашенных лиц. Посетитель
в этой комнате долго не задерживается, а сразу проходит в
кабинет главы государства.
|
За дверью - Первая приемная
|
А как же попадают на прием к своему президенту граждане страны?
Оказывается, и здесь есть установленный порядок: к примеру,
в рамках регулярных встреч президента с представителями общественности.
В их число попадают люди самых различных профессий, из писем
которых явствует, что они намерены поднять на встрече с президентом
действительно общественно важные и актуальные вопросы, проблемы
государственной значимости, внести конкретные и конструктивные
предложения.
Бывает, что, ожидая приема, многие из них испытывают сильное
волнение. Рассказывают случай, когда на встречу к президенту
пришел парень-инвалид. Он настолько разволновался, что потребовалось
даже вмешательство президентского личного врача. Об этом доложили
главе государства, который, учтя сложившуюся ситуацию, попросил
завести этого молодого человека первым. Президент лично встретил
его при входе в кабинет, усадил рядом и вел себя настолько
просто и непринужденно, что волнение посетителя исчезло в
первые же минуты.
Автору строк посчастливилось переступить порог и самого кабинета,
но таковы законы жанра - таинство должно оставаться. Поэтому
о самом кабинете мы рассказывать не будем. Тем более что некоторые
детали его казахстанцам приходилось видеть в сюжетах новостей.
P.S. Как осуществляются публичные и международные мероприятия
с участием президента? Кто разрабатывает сценарий этих действ?
И что такое протокол? Обо всем этом в одном из следующих номеров,
в материале: “Президентский протокол”.
Астана
|