07 февраля 2003
№ 05 (245)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     События  

Фемида с понятиями

Сергей Обломов

По сей день казахстанский суд, вне всякого сомнения, остается не только самым гуманным, но и самым загадочным институтом. И, вне всякого сомнения, мантию судьи в наших храмах Фемиды носит самый человечный человек. Особенно хорошо это известно тем гражданам, что проходили по делам о коррупции. Как вы помните, в конце прошлого года у трапа самолета в астанинском аэропорту сотрудники КНБ задержали бывшего акима Степногорска, сенатора Койшибаева

Герою нашей заметки, Марату Койшибаеву, ровно через неделю исполнится 42 года. За это время имеющий столичное образование (в рамках СССР) горный инженер работал и горным мастером, и секретарем парткома, и руководителем горкома коммунистической партии, и акимом Степногорска. А также депутатом и секретарем маслихата.
Мы так подробно перечисляем его должности отнюдь не ради демонстрации нашей осведомленности, а лишь для того, чтобы стало ясно - Марату Советовичу ни техникой, ни финансами распоряжаться не впервой. Поэтому уж кто-кто, а он должен был знать, чем грозит передача универсального малогабаритного погрузчика (ПУМ-500) общей стоимостью 2,5 миллиона тенге от государственного предприятия “Рахат” в ЗАО “Арай”. Как говорится, не первый год в акимах. Тем более что от государства ушел этот злосчастный ПУМ-500 в счет погашения долгов предприятия, принадлежащего сестре бывшего акима Гульнар Жумагуловой. Это предприятие под названием ТОО “Мерей” задолжало лисаковскому “Араю” около 700 тысяч тенге за винно-водочную продукцию.
После возбуждения уголовного дела с Марата Советовича взяли подписку о невыезде. Но усидеть в Степногорске он не смог по вполне уважительной причине - вылетел на политсовещание партии “Отан”, так как является не только ее членом, но и председателем акмолинского областного филиала. Но чекисты причину всерьез не восприняли и отправили господина Койшибаева в СИЗО ДКНБ.
Уголовное дело возбудили по статье 176 - хищение чужого имущества с использованием служебного положения и статье 314 УК - служебный подлог.
Свидетельские показания давал даже нынешний аким Степногорска Николай Денинг. Всего по этому делу из четырех томов проходило 24 свидетеля.
Надо признать, что практически все Марата Койшибаева на суде хвалили. Адвокаты твердили, что это законы у нас неправильные, а не подсудимый. Они же представили ходатайство ветеранов Степногорска - мол, не судите нашего бывшего акима строго.
Сенаторы горой встали на защиту новоиспеченного коллеги, так и не получившего депутатский значок и удостоверение. Поведение председателя КНБ и генпрокурора они оценили как “необдуманное”. И вообще возмущались, почему нью-сенатора, перепутавшего свой карман с государственным, арестовали без их ведома. Не спросясь, то есть, разрешения.
Депутат Сисинбаев вовсе оскорбился за коллегу: что за позор, судят уважаемого человека за какой-то металлолом! Да и сам прокурор Нуркен Жанахметов заявил, что подозреваемого уважает и будет уважать. В общем, сплошные именины сердца. Действительно, абсурдным выглядит само содержание под стражей такого хорошего человека, попавшего в СИЗО явно по (как там в “Калине красной”?) недоразумению. И вполне логичным выглядит приговор суда: за хищение и служебный подлог пять с половиной лет лишения свободы условно.
Так и просятся слезы радости за нашу Фемиду, которая так тонко различает преступников на хороших и плохих. От того совершеннейшей нелепицей выглядит коронная когда-то фраза капитана Жеглова о том, что вор должен сидеть в тюрьме! А вдруг это хороший вор? Пардон, пардон, коррупционер. Очень обидно получается! Лучше так - сенатор и бывший аким, допустивший служебный подлог. И родственники, за руку пойманные на сей махинации, у него тоже хорошие, что тут сделаешь. Им тоже необходимо условный срок обеспечить.
Вообще, сроки огромные и условные - это ноу-хау последнего времени. Причем действует оно строго избирательно. Только для состоящих на госслужбе. Вспомним бывшего акима Усть-Каменогорска Александра Лукина, которого обвиняли в нанесении государству ущерба на сумму 75 миллионов тенге. И выпустили в зале суда по амнистии. И даже имущество не конфисковали.
То есть объявленная охота на гусей работает как-то по-путински: Гуся шумно берут, маринуют в СИЗО, затем отпускают. И границы человечности нашей Фемиды все расширяются и расширяются. Боюсь, правда, за счет принципиальности. И чувствуется, недалек тот день, когда даже за убийство лет пятнадцать или расстрел будут давать условно.
Впрочем, совсем уж праздным процесс отпускания гусей не назовешь. Любое государство, время от времени сажающее чиновников, борется с коррупцией. Но, похоже, у нас важен сам процесс, а не результат.

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп