Хочешь жить - умей копить
Светлана Грибанова
Накопительной пенсионной системе исполнилось
пять лет. В январе 1998 года вступил в действие Закон “О пенсионном
обеспечении в РК”, принятый в июне 1997 года. Пенсионную реформу
власти считают наиболее успешной. Сейчас на пороге введения
накопительной системы стоит Россия, и ее очень интересует
опыт нашей республики
Кстати, реформирование жилищно-коммунальной
и пенсионной систем в соседней стране воспринимается неоднозначно,
простые люди, как принято говорить, против изменений, которые,
по их мнению, ухудшат их социальное положение. Сейчас можно
только порадоваться за себя, что для нас все это уже в прошлом.
Может быть, и хорошо, что перестраивать две основные социальные
сферы - жилищно-коммунальную и пенсионную - правительство
начало в особо трудные для республики годы.
Казахстан первым среди стран СНГ перешел от солидарной системы
к накопительной. Эти системы принципиально отличаются друг
от друга. При первом типе пенсионного обеспечения работающее
поколение отчисляет взносы в пенсионный фонд, из которого
выплачиваются пенсии старикам. Отсюда и ее название - солидарная,
то есть солидарности поколений.
Старение населения, безработица, спад экономики - те причины,
по которым солидарная система терпит крах, как это случилось
в Казахстане в середине 1990-х. Старшее поколение, наверное,
помнит, с какими задержками тогда выплачивались пенсии. Это
в лучшем случае. В худшем - люди не видели своих денег годами,
вместо пенсий им на руки выдавали чеки и другие ничем не обеспеченные
бумажки. Прежде чем перейти к накопительной системе, правительству
пришлось выплатить долги по пенсиям. Это была немалая сумма
- 36 миллиардов тенге.
Пока не уйдет на пенсию последний гражданин, наработавший
до 1 января 1998 года хотя бы полгода трудового стажа, солидарная
система в Казахстане будет существовать параллельно с накопительной,
правда, доля солидарной пенсии с годами будет усыхать.
Накопительной системе придавали двойное значение. Во-первых,
она должна была снять с государства ответственность за пенсионное
обеспечение граждан: мы сами копим себе на старость, отчисляя
обязательных 10 процентов от заработанных денег в Накопительный
пенсионный фонд (НПФ).
Во-вторых, решился вопрос со свободными деньгами, которых
так не хватало экономике. Тем более что Государственный накопительный
фонд, в который поначалу записали большинство вкладчиков,
в первые годы существования накопительной системы основную
часть пенсионных активов должен был инвестировать в государственные
ценные бумаги. То есть государство на законных основаниях
могло запустить руку в пенсионные накопления.
Копилка “на старость” хорошо защищена. Об этом говорится на
самых разных уровнях все пять лет. Но, обжегшись на трастовых
фондах (“фонд” - это вообще настораживающее слово) и банках
(их немало за это время обанкротилось), мы на всякий случай
“дуем” и на пенсионные фонды.
Народ, подогреваемый средствами массовой информации, все время
в ожидании плохих вестей с пенсионного рынка. Но пока ожидания
не оправдались: ни один фонд не разорился, с пенсионными деньгами
никто в Америку не убежал. Были за это время слияния фондов,
но они не нанесли никакого урона пенсионным активам.
Сейчас у нас вместе с Государственным пенсионным фондом насчитывается
16 НПФ. По мнению специалистов, Казахстану, трудоспособное
население которого приближается к 8 миллионам человек, достаточно
5-6 пенсионных фондов. Поэтому слияния - один из нормальных
способов уменьшения количества фондов.
Две главные проблемы накопительной системы страны: во-первых,
исключение из нее большей части населения, во-вторых, нехватка
финансовых инструментов, в которые можно вложить пенсионные
активы, чтобы они приносили инвестиционный доход.
|
Каждый на пенсию копит сам
|
Сейчас, по официальным данным, вкладчиками НПФ
являются 5,4 миллиона человек. Это по количеству открытых
индивидуальных счетов. Однако мы знаем, что до сих пор проблема
ошибочных счетов с повестки дня не снята. На самом деле регулярно
отчисляют пенсионные взносы всего 1,8-2 миллиона человек.
То есть четвертая часть трудоспособного населения. Все остальные
по тем или иным причинам или вообще лишены возможности копить
себе на старость, или делают это время от времени.
Остро встает вопрос о вовлечении в систему самозанятого населения,
то есть тех людей, которые торгуют на рынках, таксуют, в общем,
зарабатывают себе на жизнь кто как может. Они вряд ли думают
о завтрашнем дне - сегодня сыты, и ладно. В результате еще
не одно поколение стариков будет вынуждено жить с протянутой
рукой.
Сумма пенсионных накоплений казахстанцев с учетом инвестиционного
дохода составила на 1 декабря 2002 года 270 миллиардов тенге,
или 1,74 миллиарда долларов. По словам первого заместителя
председателя правления НПФ Народного банка Казахстана Нуржана
Алимухамбетова, накопительная пенсионная система перешла из
разряда развивающихся в разряд развивающих. В том смысле,
что пенсионные активы могут с большим успехом работать на
реальный сектор экономики.
Однако пока не хватает высокодоходных малорисковых бумаг отечественных
эмитентов. Проваливаются и благие намерения правительства
как-то использовать пенсионные деньги для кредитования казахстанских
предприятий. В 2001 году даже было принято решение о продаже
5 процентов госпакета акций “Казахмыса” накопительным пенсионным
фондам. Но тогда компании по управлению пенсионными активами
так и не решились вложить средства в тот самый реальный сектор.
Пенсионное законодательство не раз подвергалось переработке.
Может быть, именно это способствовало успеху пенсионной реформы.
Последние изменения и поправки внесены в Закон “О пенсионном
обеспечении в РК” буквально перед новым годом.
Наиболее важными, по словам г-на Алимухамбетова, принимавшего
участие в работе над законопроектом, стали следующие изменения.
1) Отныне государство гарантирует всем вкладчикам сохранность
пенсионных накоплений в размере фактически внесенных обязательных
пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент выхода
гражданина на пенсию.
2) Закон также расширяет полномочия налоговых органов и дает
им реальные механизмы для взимания недоимок по пенсионным
взносам и ужесточения контроля за их перечислением. 3) Упразднен
статус Государственного накопительного фонда с возможной последующей
его приватизацией. Кстати, ГНПФ достаточно продать хотя бы
1 процент госпакета, и он потеряет статус “государственного”,
так как этим словом НПФ может именоваться только в том случае,
если правительству принадлежит 100 процентов уставного капитала.
|