07 февраля 2003
№ 05 (245)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Исследования  

Целинники фондового рынка

Андрей Губенко

Не очень скорыми темпами, но в Казахстане все-таки выстраивается цивилизованный фондовый рынок. Сдвинулась с мертвой точки многострадальная программа “голубых фишек”: госпакеты акций крупнейших предприятий страны продаются уже не в ходе “подковерных” переговоров (что наблюдалось еще совсем недавно), а, как это и принято во всем мире, в результате открытых торгов на фондовой бирже - и последний пример с ГКП “Казахмыс” тому подтверждение. Но еще симптоматичней тот факт, что на фондовом рынке начинают утверждаться не только банки, национальные компании и экспортные гиганты, но и предприятия из так называемого “реального сектора” - отечественные фирмы, производящие товары широкого потребительского спроса, которые не только пытаются инвестироваться за счет выпуска ценных бумаг, но и успешно погашают эмиссии. Пример этого рода - ОАО “RG Brands”, выпустившее в феврале 2003 года облигации уже 3-й эмиссии на значительную сумму в 2, 350 миллиарда тенге, сроком обращения на пять лет, включенные в категорию “А” КФБ “КАSЕ”

Симптоматичным сей факт можно назвать по нескольким причинам.
Во-первых, это значит, что проблема пресловутой программы импортозамещения начинает решаться на деле. Ведь особенно остро вопрос о ней стоял именно в “реальном секторе” рынка страны. Участие его игроков в фондовом рынке свидетельствует о серьезных изменениях на нем самом.
И второе, что следует отметить подробнее. Казахстанский рынок производства ТНП если не во всех, то по крайней мере в некоторых секторах из фрагментарного эволюционировал в сегментарный. В массе “фирмочек-однодневок” вырисовываются явные лидеры, уже имеющие репутацию, собственные бренды и гарантирующие качество продукции одним своим именем.
Все это подразумевает наличие в бизнесе этих лидеров каких-то твердых правил и стабильности, что выгодно для потребителя и для самого рынка, так как исчезает хаос. Даже по одному этому критерию мы уже можем отметить “Bekker”, “Рахат”, “Сеймар”, “Арома”. Хотя, прямо скажем, для представителя цивилизованной рыночной экономики своей страны и этого недостаточно.
Поэтому третьим фактором становится непосредственно фондовый рынок. Именно он, и не только у нас, но и во всем мире, является альтернативным - и гораздо более гибким - инструментом инвестиций и капиталовложений по сравнению с банковскими кредитами. Что еще более важно, благодаря его механизму средства сами перетекают в те сферы экономики, где они наиболее востребованы. И, конечно, только фондовый рынок, выступающий как индикатор уровня компании, дает ей шансы на цивилизованный выход в международные рынки.
По данным КФБ “КАSЕ”, из 30 эмитентов в категории “А” (по облигациям) значатся только две компании из рынка ТНП: это уже упомянутая “RG Brands” и “Алматы Кус” (остальные эмитенты, как мы уже отметили, - это банки, национальные компании и экспортные гиганты). Как нам прокомментировали в отделе листинга КФБ “КАSЕ”, пребывание в этой своеобразной “высшей лиге” бизнеса характеризует компанию-эмитента как финансово-устойчивую, “прозрачную”, имеющую минимальные инвестиционные риски и обладающую капиталом не менее 1,5 млрд тенге.
Так вот именно эти категории и сужают круг. И, наверное, объясняют, почему подобных компаний немного. Объективно пока мало кому из отечественных производителей из реального сектора по силам не просто завоевать долю рынка, но и приблизиться к международным стандартам управления, либо решиться на инвестиционный портфель и, главное, выбрать его правильно, чтобы стать соответствующим требованиям КФБ “КАSЕ”. Собственно, та же “RG Brands” консолидировалась из трех компаний и заключила стратегический союз с “казахстанским проктером” - “Uni Commerce”.
Конечно, процесс, можно сказать, только начинается. И к фондовой бирже, вернее, к ее вторичному рынку ценных бумаг, уже проявляют покупательский интерес не только пенсионные фонды и другие финансовые институты, но и частные лица. По данным статдепартамента, в Алматы функционирует уже около 30 брокерских компаний, некоторые из которых принимают заявки и от населения. А оборот отечественной биржи за 2002 год достиг эквивалента в $24,6 млрд, что сопоставимо с объемом ВВП Казахстана.
Думается, все это - показатели прогрессирующего развития отечественной биржи и пример для предприятий из реального и не только секторов рынка. А мы пока можем все компании этого рода разделить на три категории. Впереди флагманы, вошедшие в категорию “А”, следом лидеры рынков, занимающие 20-30 процентов, но по тем или иным причинам не участвующие на фондовом рынке, затем - все остальные.
Впрочем, как мы уже знаем, ситуация имеет свойство меняться. И меняться быстро. Категория “А” - это локальный биржевой уровень рейтинга. “Даймлер-Крайслер”, к примеру, имеет на признанных международных биржах рейтинговую категорию “АА”, а “IBM” - “ААА”. И поскольку природа определения финансовых рейтингов одна, то мы можем сказать, что отечественным флагманам есть куда расти, а остальным - к кому подтягиваться.

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп