Целинники фондового рынка
Андрей Губенко
Не очень скорыми темпами, но в Казахстане
все-таки выстраивается цивилизованный фондовый рынок. Сдвинулась
с мертвой точки многострадальная программа “голубых фишек”:
госпакеты акций крупнейших предприятий страны продаются уже
не в ходе “подковерных” переговоров (что наблюдалось еще совсем
недавно), а, как это и принято во всем мире, в результате
открытых торгов на фондовой бирже - и последний пример с ГКП
“Казахмыс” тому подтверждение. Но еще симптоматичней тот факт,
что на фондовом рынке начинают утверждаться не только банки,
национальные компании и экспортные гиганты, но и предприятия
из так называемого “реального сектора” - отечественные фирмы,
производящие товары широкого потребительского спроса, которые
не только пытаются инвестироваться за счет выпуска ценных
бумаг, но и успешно погашают эмиссии. Пример этого рода -
ОАО “RG Brands”, выпустившее в феврале 2003 года облигации
уже 3-й эмиссии на значительную сумму в 2, 350 миллиарда тенге,
сроком обращения на пять лет, включенные в категорию “А” КФБ
“КАSЕ”
Симптоматичным сей факт можно назвать по нескольким
причинам.
Во-первых, это значит, что проблема пресловутой программы
импортозамещения начинает решаться на деле. Ведь особенно
остро вопрос о ней стоял именно в “реальном секторе” рынка
страны. Участие его игроков в фондовом рынке свидетельствует
о серьезных изменениях на нем самом.
И второе, что следует отметить подробнее. Казахстанский рынок
производства ТНП если не во всех, то по крайней мере в некоторых
секторах из фрагментарного эволюционировал в сегментарный.
В массе “фирмочек-однодневок” вырисовываются явные лидеры,
уже имеющие репутацию, собственные бренды и гарантирующие
качество продукции одним своим именем.
Все это подразумевает наличие в бизнесе этих лидеров каких-то
твердых правил и стабильности, что выгодно для потребителя
и для самого рынка, так как исчезает хаос. Даже по одному
этому критерию мы уже можем отметить “Bekker”, “Рахат”, “Сеймар”,
“Арома”. Хотя, прямо скажем, для представителя цивилизованной
рыночной экономики своей страны и этого недостаточно.
Поэтому третьим фактором становится непосредственно фондовый
рынок. Именно он, и не только у нас, но и во всем мире, является
альтернативным - и гораздо более гибким - инструментом инвестиций
и капиталовложений по сравнению с банковскими кредитами. Что
еще более важно, благодаря его механизму средства сами перетекают
в те сферы экономики, где они наиболее востребованы. И, конечно,
только фондовый рынок, выступающий как индикатор уровня компании,
дает ей шансы на цивилизованный выход в международные рынки.
По данным КФБ “КАSЕ”, из 30 эмитентов в категории “А” (по
облигациям) значатся только две компании из рынка ТНП: это
уже упомянутая “RG Brands” и “Алматы Кус” (остальные эмитенты,
как мы уже отметили, - это банки, национальные компании и
экспортные гиганты). Как нам прокомментировали в отделе листинга
КФБ “КАSЕ”, пребывание в этой своеобразной “высшей лиге” бизнеса
характеризует компанию-эмитента как финансово-устойчивую,
“прозрачную”, имеющую минимальные инвестиционные риски и обладающую
капиталом не менее 1,5 млрд тенге.
Так вот именно эти категории и сужают круг. И, наверное, объясняют,
почему подобных компаний немного. Объективно пока мало кому
из отечественных производителей из реального сектора по силам
не просто завоевать долю рынка, но и приблизиться к международным
стандартам управления, либо решиться на инвестиционный портфель
и, главное, выбрать его правильно, чтобы стать соответствующим
требованиям КФБ “КАSЕ”. Собственно, та же “RG Brands” консолидировалась
из трех компаний и заключила стратегический союз с “казахстанским
проктером” - “Uni Commerce”.
Конечно, процесс, можно сказать, только начинается. И к фондовой
бирже, вернее, к ее вторичному рынку ценных бумаг, уже проявляют
покупательский интерес не только пенсионные фонды и другие
финансовые институты, но и частные лица. По данным статдепартамента,
в Алматы функционирует уже около 30 брокерских компаний, некоторые
из которых принимают заявки и от населения. А оборот отечественной
биржи за 2002 год достиг эквивалента в $24,6 млрд, что сопоставимо
с объемом ВВП Казахстана.
Думается, все это - показатели прогрессирующего развития отечественной
биржи и пример для предприятий из реального и не только секторов
рынка. А мы пока можем все компании этого рода разделить на
три категории. Впереди флагманы, вошедшие в категорию “А”,
следом лидеры рынков, занимающие 20-30 процентов, но по тем
или иным причинам не участвующие на фондовом рынке, затем
- все остальные.
Впрочем, как мы уже знаем, ситуация имеет свойство меняться.
И меняться быстро. Категория “А” - это локальный биржевой
уровень рейтинга. “Даймлер-Крайслер”, к примеру, имеет на
признанных международных биржах рейтинговую категорию “АА”,
а “IBM” - “ААА”. И поскольку природа определения финансовых
рейтингов одна, то мы можем сказать, что отечественным флагманам
есть куда расти, а остальным - к кому подтягиваться.
|