Стайер в коридорах власти
Андрей Губенко
В начале следующей недели исполняется ровно
год, как правительство Казахстана возглавил Имангали Тасмагамбетов.
Для нашей страны, где, как показывает опыт, премьеры больше
двух лет не засиживаются, срок изрядный. И уж вполне достаточный,
чтобы делать выводы. Или, по крайней мере, подводить промежуточные
итоги
И первый итог, который очевиден: нынешнему кабинету
в целом удалось сохранить преемственность курса, который установился
в последние три года. Похоже, прошло время, когда каждое новое
правительство начинало свою работу будто с чистого листа:
устанавливало свои правила и характерным поведением наполняло
период своего пребывания у власти настолько специфическими
чертами, что новейшую казахстанскую историю вполне оправданно
дробили на своеобразные мини-эпохи: терещенковскую, кажегельдинскую,
балгимбаевскую...
С приходом Тасмагамбетова практически ничто кардинально не
изменилось - и это большой плюс. Вероятно, это и зовется стабильностью.
|
Что особенно важно: динамика сохранена положительная.
Рост валового внутреннего продукта на 2002 год был запланирован
в бюджете в пределах 8-9 процентов, и в ходе прошлого года
эта цифра постоянно подтверждалась. Это же справедливо и для
других экономических показателей, мониторинг которых в течение
года демонстрировал, что казахстанская экономика идет в гору.
Рост промышленности, розничного товарооборота и инвестиций
в основной капитал колебался в районе 9 процентов, рост сельского
хозяйства - 5 процентов.
Увеличились доходы населения, и общее экономическое самочувствие
государства улучшилось настолько, что оно даже объявило о
начале программы по компенсации вкладов, потерянных гражданами
РК в Сбербанке СССР.
Не беда и некоторое снижение динамики развития при кабинете
Тасмагамбетова. Действительно, 8-9 процентов в 2002 году -
это меньше, чем 13,2 процента роста ВВП, достигнутых в 2001
году кабинетом Касымжомарта Токаева. Здесь все очевидно: рост
не может быть беспредельным, чем больше достигнуто, тем труднее
поднимать планку все выше и выше. Иными словами, надо учитывать
так называемый “эффект высокой базы”. В связи с чем 6 процентов
роста ВВП, заложенные в бюджет 2003 года, вовсе не кажутся
маленькой цифрой. Тем более что по мировым стандартам высоким
считается уже уровень в 3-5 процентов.
Впрочем, не все измеряется цифрами. Напомним, Имангали Тасмагамбетов
возглавил правительство в сложный момент, который в зарубежных
(в первую очередь, в российских) СМИ публично, а в казахстанском
Интернете кулуарно называли не иначе, как политическим кризисом.
В этой ситуации новому премьеру, которому эксперты пророчили
роли весьма харизматические, было крайне важно выбрать правильную
линию поведения. Что казалось очень непростым, но Имангали
Тасмагамбетов с задачей, в принципе, справился.
Собственно, не секрет, что его кандидатура на пост главы кабинета
потому и перевесила, что в раздираемом политическими страстями
прежнем правительстве он сохранял нейтралитет и потому устраивал
всех. Но то был лишь первый шаг. Необходимо было сохранять
беспристрастность и известную отстраненность от политических
интриг и дальше. Имангали Тасмагамбетов нашел верный ход,
публично декларировав социальную направленность своего кабинета.
Продолжает он разыгрывать “социальную карту” и теперь, нарочито
демонстрируя свою индифферентность к политике и олигархическим
разборкам. Возможно, в будущем эта одинокость сослужит ему
и плохую службу, но пока выбранная им тактика “решения текущих
социально-экономических вопросов” оправдывается.
Общество и элита как будто успокоились. Хотя не исключено,
- это затишье перед бурей.
Будем, однако, последовательны и, похвалив, укажем на недостатки,
которые, как нам кажется, портят идиллический портрет нынешнего
кабинета. При всей преемственности курса на либерализацию
экономики, установленного еще предыдущим правительством, за
последний год произошел если не откат, то определенный шаг
назад. Возможно (и даже наверняка), это - результат самодеятельности
отдельных членов правительства, но отвечает за все в конечном
счете премьер. Что мы имеем в виду?
Например, налоговый “наезд” на инвесторов, угроза пересмотра
действующих контрактов. Либерализм предполагает некоторую
гибкость в подобных вопросах - для пользы же дела. И если
приостановленные пока проекты “Тенгизшевройла” по строительству
завода второго поколения и закачки сырого газа для поддержания
пластового давления на Тенгизе так и не осуществятся - потеряют
от этого не только инвесторы, но и Казахстан. А между тем
цена вопроса - три с половиной миллиарда долларов инвестиций,
тысячи уволенных казахстанских рабочих, миллионы непоступивших
налогов.
В этом же контексте мы рассматриваем и Закон “О государственном
регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов”
- вернее, пока только законопроект. Но разрабатывало его правительство,
и если он все-таки станет законом, многолетние усилия, затраченные
на переход от командно-административной экономики к рынку,
будут перечеркнуты одним махом. Пока только в одной отрасли
- нефтеперерабатывающей, но излишне напоминать о том, какова
опасность прецедента.
Отдавая должное последовательности курса, не можем не отметить,
что преемственность преемственности рознь. Кабинет Токаева
удачно продолжил реформы, начатые предыдущим правительством.
Отсюда и результат - более 13 процентов роста ВВП. Сейчас
же складывается ощущение некоего застоя в реформировании экономики.
На наш взгляд, идеологией этих реформ должна стать дальнейшая
либерализация бизнеса и избавление правительства от несвойственных
ему функций директора завода.
Между тем за истекший год даже речи не шло о возможности разгосударствления
многочисленных нацкомпаний, экономический эффект от деятельности
которых для бюджета весьма и весьма сомнителен. Терять второй
год молодое государство, каковым является Казахстан, позволить
себе не может. Ведь в наших условиях два года - это целая
эпоха.
|
У кабинета Тасмагамбетова много оптимистичных
планов на 2003 год. Это и развитие села, и подъем малых городов,
и диверсификация промышленности с перемещением акцентов -
от сырьевой направленности к высокотехнологичному производству
(разумеется, эти задачи не ограничиваются текущим годом),
и многое другое. Как говорится, дай-то Бог. Но, как показывает
опыт уже нынешнего года, слово и дело имеют у нас не только
изрядный временной гандикап, но и существенно разнятся по
содержанию. Вот хорошая, скажем, была идея (президентская,
заметим) - объявить мораторий на проверки субъектов малого
и среднего бизнеса. Объявили - и что же? Тут же министерства
одно за другим, а то и гуртом, поспешили выпустить множество
подзаконных актов, фактически сводящих мораторий на нет.
Впрочем, у кабинета Тасмагамбетова как в случае с мораторием,
так и касательно всего остального еще есть время. Чтобы привести
в соответствие желаемое с действительным. Исходя из казахстанских
стандартов, пройдена только половина дистанции. А как опытный
стайер в коридорах власти, Имангали Тасмагамбетов знает: главное
- сохранить свежесть до финиша.
|