24 января 2003
№ 03 (243)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Мир  

ВОЙНА КАК ФАКТОР
ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Ботагоз Сейдахметова

Ситуация вокруг Ирака достигла своего апогея. Нет войне говорят Россия, Китай, весь арабский мир. Евросоюз пришел к общему заключению, что нельзя допустить войны в Ираке, даже верный союзник США Великобритания несколько поколебалась в своих твердых намерениях против Ирака. По миру прокатилась волна антивоенных демонстраций.
А в это время теплый, уютный конференц-зал казахстанского отеля “Достык” в провинциальном городе Алматы собрал экспертов, экономистов, политологов, военных, дипломатов, которые пытались ответить на вопросы: будет ли война в Ираке, и если да, то чем она обернется для нашей экономики, какие политические последствия могут быть как для мира, так и для Центрально-Азиатского региона.
Диапазон мнений оказался на удивление разнообразен, а оценки, высказанные за “круглым столом”, зачастую были очень категоричны, а потому вызвали эмоциональную реакцию других участников

БОЛЬШАЯ НЕФТЬ
КАК САМЫЙ
ПОЛИТИЗИРОВАННЫЙ
СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

В ряду причин современных войн часто называют желание спасти мир от тиранов (в этом ряду режим Саддама Хусейна) и потенциальную угрозу человечеству (оружие массового поражения), восстановление исторической справедливости (тут примеров великое множество). Роль катализатора зачастую играет какая-нибудь предвыборная борьба. В этом ряду - умение некоторых политиков оборачивать в свою пользу различные “анти” в настроениях так называемого электората, начиная с антинациональных и заканчивая антииммигрантскими. Последним фактором, к слову, очень ловко научились пользоваться ультраправые политики в Европе.
А все, по сути, сводится к одному - борьбе за нефть и другие стратегические ресурсы противника, территорию и новым экономическим возможностям.
Итак, нефть, Ирак, теплый Персидский залив. Себестоимость добычи нефти в Ираке составляет всего 2 - 2,5 американских доллара за баррель, при этом нефть в странах Персидского залива можно назвать эталоном высокого качества. По разведанным запасам нефти, а это порядка 112 миллиардов баррелей, Ирак занимает второе место в мире. Транспортировка по Персидскому заливу удобна и недорога. Более чем привлекательный сектор для вложения иностранных инвестиций и осуществления долгосрочных проектов!
По мнению директора информационно-аналитического центра журнала Petroleum Василия Лукьянчикова, военно-политический фактор и динамика на рынке энергоресурсов в последние полгода - понятия взаимозависимые. Резкие колебания мировых цен на нефть “являются эхом на американские приготовления к войне с Ираком”.
Если напряженность в отношениях между Ираком и США будет нарастать, то, по оценке международных экспертов, цена на нефть марки Brent может превысить 30 американских долларов за баррель. А в случае если США все же выполнят свои угрозы и операция в Персидском заливе продлится более двух месяцев, то уровень цен за один баррель нефти может достигнуть 45-60 долларов.
Но такая ситуация будет недолгой. В случае успешной операции в Персидском заливе мировые цены на нефть могут опуститься ниже 15-17 долларов за баррель. По прогнозам экспертов, с учетом финансовых и технических возможностей США и их союзников по антитеррористической коалиции специалисты этих стран смогут быстро взять под контроль и восстановить иракскую нефтедобывающую индустрию, и “большая иракская нефть может начать поступать в США и страны ЕС уже в мае-июне 2003 года”.
“В числе других ожидаемых последствий военной операции на Ближнем Востоке не исключается возможность инициации новым руководством Ирака вопроса по выходу этой страны из ОПЕК. В этом случае ведущие мировые потребители энергоресурсов в лице США и стран Западной Европы (составляющих англосаксонское ядро мировой экономики глобалистской неолиберальной модели), а также Японии получат эффективнейшие рычаги влияния на государства с ориентированной на экспорт углеводородного сырья экономикой”, - такой вывод сделал в своем докладе г-н Лукьянчиков.
То есть американский контроль над иракской нефтью не только вызовет обвал цен на мировом рынке энергоресурсов, но и неминуемо повлечет его трансформацию в рынок потребителя. Таким образом, потребитель, а это высокоразвитые страны Запада, будет диктовать свои условия продавцам углеводородного сырья.
Вследствие чего, считает Василий Лукьянчиков, Казахстан может потерять инвестиционную привлекательность в нефтедобывающем секторе на фоне открывающихся возможностей в Ираке, валютные поступления от продажи сырой нефти в доходную часть госбюджета могут резко снизиться. Еще один глобальный прогноз поствоенной экономической ситуации для Казахстана от г-на Лукьянчикова звучал так: “Усиление экономической и политической зависимости Республики Казахстан от государственных и корпоративных интересов США и стран Западной Европы”.

ВТОРАЯ “БУРЯ
В ПУСТЫНЕ” СОКРАТИТ
БЮДЖЕТ США
МИНИМУМ НА 100
МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ

Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев напомнил, что операция “Буря в пустыне-1” потребовала затрат в сумме 60 миллиардов американских долларов. Но тогда, в начале 90-х, значительное бремя расходов взяли на себя Япония, Саудовская Аравия и Кувейт. Нынешняя военная операция, планируемая Соединенными Штатами Америки, потребует более значительных затрат, и на этот раз не получит финансовой поддержки от таких крупных спонсоров, как на первой войне в заливе.
Дестабилизация и без того непростой ситуации на Ближнем Востоке как первый и реальный результат возможной войны в Ираке может привести к росту экстремистских настроений во всем мире. Как следствие, обострятся давние проблемы этого региона, такие как вопрос курдской автономии, израильско-палестинский конфликт.
Не стоит исключать и возможность ухудшения политической ситуации в Чечне и на Кавказе, говорит г-н Сатпаев, которая повысит политические и инвестиционные риски в районе Каспия.
“Политические риски для Центральной Азии могут возрасти и в случае ухудшения отношений между Россией и США по поводу раздела иракского нефтяного пирога. Это может произойти, если американцы аннулируют все подписанные ранее контракты российских нефтегазовых компаний с Ираком. Это, в свою очередь, может снизить эффективность действий антитеррористической коалиции и поставит страны Центральной Азии в сложную ситуацию выбора геополитических приоритетов. ... США, действуя по принципу “кто не с нами, тот против нас”, поляризуют сложную иерархию международных союзников, партнеров и противников, испытывая прочность их внешнеполитической самостоятельности”.
Между тем, по мнению Досыма Сатпаева, страны Центральной Азии все-таки больше статисты, чем самостоятельные игроки на геополитическом пространстве. И “такое положение требует приложить все усилия для того, чтобы минимизировать издержки чужой игры, тем более если это касается безопасности и экономического будущего региона”.

ВОЙНА - ЭТО ВИРУС
Война - это вирус, который можно уничтожить, считает Мирко Круппа, второй секретарь посольства Германии в Казахстане. Германия - одна из первых стран антитеррористической коалиции, - очень активно выступала против планов Джорджа Буша в Персидском заливе. Причины, по которым Германия против военной операции в Ираке, по словам г-на Круппа таковы: во-первых, никто не может подсчитать, сколько жертв принесет эта война; во-вторых, неизвестно, какие последствия будут для самого Ирака; в-третьих, открывается возможность для других стран мира действовать так же, как США в решении своих интересов. Для США такая война в экономическом плане невыгодна, считает дипломат, потому что расходы на нее превышают доходы.
Канцлер Германии Герхард Шредер заявил на днях, что не поддержит резолюцию Совета Безопасности ООН, которая даст разрешение на проведение военной операции США в Ираке. Германия оставляет за собой право воздержаться от голосования по вопросу об Ираке.
Не торопиться с началом операций в Персидском заливе, дать возможность инспекторам ООН использовать необходимое время для правильной оценки результата проверок, считают и другие союзники США по антитеррористической коалиции. Премьер-министр Франции Доминик де Вилльпен не исключил, что при голосовании по этому вопросу Франция может использовать свое право вето.
Россия и Китай, располагающие правом вето, также высказались за продление полномочий инспекторов ООН.
Один из ключевых партнеров США в НАТО - Турция выразила свое нежелание участвовать в военной операции и заявила, что в Стамбуле встретятся представители Египта, Сирии, Саудовской Аравии, Ирана и Иордании для того, чтобы обсудить способы предотвращения войны в регионе.
Официальную позицию казахстанского МИДа выразил Расул Жумалы, начальник политического отдела представительства МИД в Алматы: иракскую проблему нужно решать исключительно мирными методами, включая инструменты ООН.

ВОЕННЫЕ
ПРОТИВ ВОЙНЫ

Оппозиция вероятной войне с Ираком пришла откуда не ждали - из самих американских военных кругов, сообщает всемирная служба Би-Би-Си. Родители солдат, расквартированных сейчас в районе Персидского залива, вместе с ветеранами войны 1991 года решили высказать свою озабоченность планами своего правительства о ведении войны, так как обеспокоены возможными жертвами среди военнослужащих от применения химического и биологического оружия.
Выражая свою антивоенную позицию, военный эксперт Досай Абраимов между тем сказал, что война в Ираке дает прекрасную возможность проверить боеготовность антитеррористической коалиции. Современные виды оружия поражают своими возможностями. Это все виды высокоточного оружия, противовоздушные ракеты-перехватчики, космические средства защиты, лазерное оружие, ускорители и так далее.

Американские самолеты в душанбинском аэропорту.
Таджикистан официально объявил, что не разрешит США использовать свои аэропорты для ударов по Ираку

А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ...
В начале этой недели руководство Ирака и главы инспекций обнародовали совместное заявление, в котором Багдад обязался приложить больше усилий для облегчения работы инспекторов ООН в стране.
В заявлении говорится, что Ирак предоставил инспекторам ООН дополнительные документы, разъясняющие отчет Ирака о вооружениях, переданный в ООН в ноябре. В заявлении также говорится, что Багдад “забыл” внести в отчет сведения о пустых боеголовках для химического оружия, обнаруженных на прошлой неделе. В заявлении также выражается решимость интенсифицировать инспекции “частных владений” и проведение “личных собеседований”, что, как считают наблюдатели, означает конфиденциальные опросы ведущих иракских ученых у них дома.
Глава комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям Ханс Бликс заявил, что удалось разрешить множество “практических вопросов”, касающихся иракского сотрудничества с инспекторами, но остались противоречия, касающиеся количества ракет Scud, боеголовок с нервно-паралитическим газом и спорами сибирской язвы.

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп